Наскальное искусство Амура

Сохранить, изучить и передать петроглифы следующим поколениям

В 2012 году один из авторов статьи и группа краеведов осматривали петроглифы Шереметьево и увидели удручающую картину: поверх древних личин масляной краской были нанесены даты завершения службы и места призыва военнослужащих из ближайшего гарнизона. Можно предположить, что такое могло произойти только по незнанию, и молодые ребята не понимали, что перед ними уникальная картинная галерея древних жителей этих мест. Чтобы препятствовать вандализму, в Хабаровске создан общественный совет «Петроглифы Амура». Его члены выезжают на места расположения памятников, проводят мониторинг их состояния, размещая свои наблюдения на сайте.

Население Дальнего Востока отличается этнокультурным много-образием. Регион заселялся переселенцами из разных регионов страны, миграционные процессы идут и сейчас. Есть народы, ведущие свои истоки с каменного века, и те, предки которых появились на Амуре в начале нашей эры. Но независимо от того, какие корни у человека, важно знать и понимать исторические и культурные особенности земли, на которой живем. Нижнее Приамурье богато древними историческими памятниками. Бесспорно, самая яркая его особенность — древние наскальные рисунки. Петроглифы Сикачи-Аляна, расположенные недалеко от Хабаровска, неизменно притягивают российских и зарубежных гостей, туристов. Другие памятники удалены от краевого центра, поэтому о них знают только специалисты.

Шереметьево. Рисунок личины и современные подписи краскойПетроглифы бассейна Амура занимают внимание ученых и просвещенной общественности с конца XIX века. В последние десятилетия все чаще предметом обсуждения становится состояние их сохранности, предлагаются варианты оптимальных способов и форм их музеефикации как недвижимых объектов культурного наследия. Из наиболее эффективных мероприятий можно назвать мониторинг естественного перемещения глыб с петроглифами по берегу и фиксацию их состояния (Научно-производственный центр ВООПИК); перемещение камней из затопляемой части поймы реки в наиболее безопасные участки берега (Научно-производственный центр ВООПИК и кафедра архитектуры и урбанистики Тихоокеанского университета (ТОГУ)); разработку и осуществление проектов копирования изображений специальными пластическими средствами. Серия копий рисунков используется для оформления сада перед филиалом Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова (фонд «Историческое наследие Амурского региона»).

К сожалению, проводимые охранные работы касаются лишь наиболее доступного памятника — камней Сикачи-Аляна. Однако этот опыт может быть использован и для других, удаленных от краевого центра, местонахождений. Большую важность представляет открытие новых рисунков петроглифов среди каменных глыб Сикачи-Аляна, а также новых местонахождений на реке Уссури (Шереметьево IV, V). Петроглифы представляют интерес для российских и зарубежных ученых, при этом зачастую исследовательская деятельность ведется параллельно и автономно.

Копии петроглифов перед филиалом Хабаровского краевого музея им. Н.И. ГродековаВ XXI веке для России, и Дальневосточного региона в частности, характерно сворачивание научного исторического знания. Это выразилось в сокращении числа исторических факультетов и кафедр в вузах, закрытии или перепрофилировании исследовательских институтов и диссертационных советов по специальности «Археология». В приоритетах развития музейного сообщества очевиден поворот от исследовательского и собирательского начала к развлекательному. Это, безусловно, отражается и на отношении к исторической памяти как важнейшей части человеческого сознания, и, соответственно, к необходимости охраны ее материальных объектов. Сложившиеся условия диктуют острую необходимость участия общественности в сохранении исторического культурного наследия, его пропаганде и изучении.

Продолжение работы с петроглифами виделось в организации единого координационного центра по проблеме изучения и спасения не только сикачи-алянских, но и других петроглифов; в распространении знаний об археологических памятниках края и объектах наскального искусства; научных исследованиях содержания изобразительного художественного наследия и способов его консервации. Актуально создание и осуществление проектов музеефикации петроглифов и бережного туристического и экскурсионного использования.

Общественный совет «Петроглифы Амура»

З.С. Лапшина возле личины – маски зайца. Памятник возле пос. Кедрово  Вяземского районаВ Хабаровске в 2012 году начался новый этап деятельности защитников петроглифов. В течение года проходили консультации о формах объединения. В следующем году оно оформилось в виде общественного совета «Петроглифы Амура» при Хабаровском отделении Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры (ВООПИК). Произошло это 16 апреля 2013 года на краевой научно-практической конференции «Наскальное искусство Амура как объект культурного наследия: проблемы исследования, сохранения и социально-культурного использования», организованной кафедрой теории и истории культуры (ныне культурологии и музеологии) Хабаровского государственного института культуры (ХГИК). Следующим шагом стало проведение научного семинара «Проблемы исследования памятников первобытного искусства на Дальнем Востоке» в рамках указанной конференции 20 апреля 2013 года. В обсуждениях участвовали представители ХГИК, ТОГУ, Гродековского музея, НПЦ при ВООПИК по Хабаровскому краю, а также сотрудники Института археологии ДВО РАН. Участники обсудили насущные вопросы сохранения наскального искусства и одобрили создание общественного совета.

Совет объединил не просто патриотически настроенных сограждан, а тех заинтересованных людей, которые и прежде по мере сил занимались этими вопросами. Его основные задачи заключались в создании единого центра для публикации материалов о петроглифах; формировании исследовательского и информационного пространства с целью воспитания у молодого поколения заинтересованности в сохранности культурного наследия и его перспективном использовании в качестве музейно-экскурсионного и туристического ресурса. Доклады участников конференции вошли в сборник материалов юбилейной конференции, посвященной 40-летию ХГИИК.

В 2014 году члены общественного совета получили грант правительства Хабаровского края на осуществление проекта «Петроглифы Амура», реализованного при поддержке общественного движения гражданской инициативы «Хабаровск — это мы». Целью проекта стало создание качественного информационного поля, обеспечение доступа к научной информации о петроглифах Амура и формирования культуры поведения туристов, формирование научно-познавательного интереса к краеведческим исследованиям у школьников старшего и среднего звена, взаимодействие с общественностью Хабаровского, Вяземского и Лазовского районов края, где непосредственно находятся древние рисунки. Его участниками стали более 80 человек из Хабаровского края. Школьники, студенты, ученые рассуждали, рисовали, искали решения, делились знаниями, опытом и личными впечатлениями от экскурсий к петроглифам. О многом говорит география участников проекта: район им. Лазо (п. Мухен, район п. Хор, п. Переяславка, п. Сита, Сукпай), Комсомольский район (с. Верхняя Эконь), Ульчский район (п. Быстринск), Князеволконское, Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Вяземский.

Личины-маски ШереметьевоПрежде всего, решалась задача доступности сведений о петроглифах для любого дальневосточника, независимо от возраста и места проживания. На средства гранта создан информационный ресурс www. amurpetroglyphs. ru, на котором можно ознакомиться с фотографиями древних рисунков, историей открытия и исследования каждого памятника. На страницах сайта размещены научные и популярные статьи и материалы по петроглифам, состоянию их сохранности и др.

Чтобы подвигнуть школьников к самостоятельным исследованиям родного края, участники проекта провели краевой дистанционный конкурс творческих краеведческих работ «Петроглифы Амура: наследие предков». В Переяславке в апреле 2016 года состоялась научно-практическая конференция для школьников «Мифы каменного века в петроглифах Амура». Место ее проведения обусловлено близостью к петроглифам на реке Кия. В докладах и выступлениях учащихся районных школ отразилась радость открытия творчества древних людей, постижения неизвестного и, что очень важно, искренняя озабоченность состоянием рисунков. Авторы докладов предлагали пути их спасения, и это убеждает в их сопереживании и ответственности. Как оказалось, школьники не просто увлекаются краеведением, но даже открывают миру новые петроглифы, о чем поведал в своем сообщении Саша Кудрявцев из Вяземского.

На основе материалов конференции и конкурса краеведческих работ сформирован сборник. В него вошли лучшие творческие и научные работы школьников, а также доклады студентов кафедры теории и истории культуры ХГИИК, поднимающие проблемы законодательной основы сохранения памятников культурного наследия, практического применения законов Российской Федерации и правительства Хабаровского края для музеефикации и бережного использования в музейно-экскурсионной и туристической деятельности, а также проблемы антропогенного фактора в разрушении петроглифов.

Александр Кудрявцев. Открытие нового рисунка близ Шереметьево-3Для участия в конференции и в сборнике откликнулись представители академической науки (Институт водных и экологических проблем ДВО РАН), преподаватели высших учебных заведений (ХГИИК, ТОГУ), руководители кружков и клубов учреждений дополнительного образования Хабаровска. Сборник и материалы проекта размещены в электронной форме на сайте www. amurpetroglyphs. ru.

Детская краевая библиотека им. Н. Д. Наволочкина поддержала проект организацией выставки литературы «Страна трех солнц: петроглифы Нижнего Амура». В помощь туроператорам созданы буклеты «Если вы собрались посетить петроглифы» и «О петроглифах в вопросах и ответах». Они дают информацию о древних рисунках, способную заинтересовать и привлечь посетителя, ставят задачу бережного отношения к ним и знакомят с правилами посещения петроглифов.

Новые труды по исследованию содержания рисунков петроглифов

Психология человека такова, что он осознанно сберегает только то, что понятно и интересно, в чем очевидна ценность. Эту задачу выполняют научные исследования художественного творчества древнего человека Амура. В издательстве ХГИИК вышли книги одного из членов общественного совета З. С. Лапшиной «Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури» (2012) и «Модель космоса в содержании череповидных личин петроглифов Амура и Уссури» (2015). Первая содержит информацию о рисунках личин, связанных с мифологическими персонажами небесной, земной и подземной сфер Вселенной — с тем, что составляло основу картины мира племен каменного века. Во второй книге изложена концепция понимания художественных образов череповидных личин. Пугающие зрителя образы — черепа с оскаленными зубами, высунутыми языками и непонятными знаками рассматриваются как атрибуты очень важных ритуалов. По количеству нанесенных на камни личин-черепов можно судить о регулярности проведения этих сакральных действий.

Научное исследование символического содержания знаков на личинах превращает непонятные, а потому и молчащие для современника рисунки в художественное творчество, передающее экзотическую атмосферу тысячелетней давности.

В течение 2015–2016 годов проводилась работа по подготовке сборника научных работ «На берегу Амура есть писаные камни...», приуроченного к 80-летию Нижнеамурской комплексной экспедиции 1935 года Государственной академии истории материальной культуры и к началу исследований петроглифов Нижнего Амура археологом А. П. Окладниковым. Участниками сборника стали ученые-петроглифоведы Е. А. Миклашевич (Кемеровский государственный университет), А. К. Солодовников (центр сохранения культурного наследия «Аркус», Санкт-Петербург), З. С. Лапшина (Хабаровский институт культуры), этнолог Т. Ю. Сем (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург), геоморфолог Я. В. Кузьмин (Институт геологии и минералогии Сибирского отделения РАН, Новосибирск), архитектор М. И. Горнова (Тихоокеанский университет, Хабаровск).

Сборник задуман как дань памяти труду исследователей ХХ века, сформировавших основной фонд источников по петроглифам. Основные тематические направления работ авторов — палеогеография бассейна низовьев Амура, введение в научный оборот недавно открытых петроглифов, описание неопубликованных материалов экспедиции 1935 года, проблема систематизации древних рисунков, анализ соответствия отдельных рисунков мифологии коренных народностей Амура, а также проблемы музеефикации местонахождений петроглифов. Средства на издание сборника собраны на фандрайзинговой площадке www. nachinanie. ru.

Перспективы и задачи

Научно-исследовательская работа планируется в подготовке каталога исчезнувших изображений; в создании общего каталога сохранившихся и новых открытых рисунков; в постоянном мониторинге сохранности рисунков.

Музейно-экспозиционное и туристическое направление ставят много задач. К сожалению, не все мероприятия реализуются в задуманном объеме. Не получилось реализовать проект, позволяющий обучить экскурсоводов п поселке Сикачи-Алян в соответствии с современными стандартами, и выиграть грант на мероприятия по организации туристического потока, способного пополнять, в первую очередь, бюджет поселения. Не завершен проект новых музейных экспозиций петроглифов реки Кия, но есть надежда, что проведенная работа придала новый импульс деятельности наших партнеров в районах.

В настоящее время перспективными направлениями остаются сотрудничество с местными муниципалитетами и министерством культуры в организации мероприятий, связанных с изучением и сохранением петроглифов; формирование бережного отношения к петроглифам у жителей края, привлечение молодежи и школьников к исследованию и спасению памятников; а также практическое приложение сил (мониторинг состояния памятников, санитарная обработка). Для этого мы планируем принимать участие в разных общественных мероприятиях, проводить просветительские занятия для детей и взрослых, инициировать новые проекты.

Виртуально или реально сегодня мы можем посетить самые интересные и отдаленные уголки планеты. Однако при доступности самой разнообразной информации очень важно успеть заинтересовать подрастающее поколение уникальным культурно-историческим наследием родного края, сформировать желание сохранить то, чем располагаем. Решение этой задачи более эффективно при совместном участии разных сторон — учреждений образования и культуры, некоммерческих организаций, предпринимателей. Вместе мы способны действовать, чтобы сохранить, изучить и передать петроглифы как культурно-историческое наследие следующим поколениям.

Мы благодарим за поддержку наших начинаний. неравнодушным представителям некоммерческих и государственных организаций, бизнеса, коллегам и всем дальневосточникам.

Зоя ЛАПШИНА, Мария СТЕПКО


  1. Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: Материалы международной научно-практической конференциии, посвященной 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры. 16–17 апреля 2013 г. /научн. ред. и сот. Е. В. Савелова. — Хабаровск: ФБГОУ ВПО «ХГИИК», 2013. — 358 с. ISВN 978-5- 91426 — 035- 1].
  2. Мифы каменного века в петроглифах Амура: Материалы краевой научно-практической конференции для школьников. (25 апреля 2014 г., пос. Переяславка Хаб. края) /науч. ред. и сост. З. С. Лапшина. — Хабаровск: Платина, 2014. — 116 с.
  3. Лапшина З. С. Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури. — Хабаровск: ХГИИК, 2012. — 212 с.; Модель космоса в содержании череповидных личин петроглифов Амура и Уссури. Монография. — Хабаровск, ХГИИК, 2015. — 208 с.