- Искусство собирать
- Коллекция
- Рисовальщик чукоч и камчадалов
- Дары генерал-губернатора
- Точка отсчета китайской коллекции
- Артефакты истории далекой и близкой
- Собрание впечатлений
- Пекинец Моррисон — журналист и коллекционер
- Коллекционная вещь времен античности
- Сюжеты Поднебесной в символах чуан хуа
- Дневник императора
- «Я буду жить...»
- Собирая подлинное
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- БЕЛЬДЫ Андрей Иченгаевич (1929–1987)
Эскизы Николая Долбилкина из частной коллекции
Особое место в этой частной коллекции отводится эскизам заслуженного художника России Николая Павловича Долбилкина. Живописец, художник-монументалист, участник Великой Отечественной войны, он отразил в своем творчестве непростую эпоху социализма 1930–60-х годов. Для создания эпохальных произведений он каждый раз проделывал колоссальную подготовительную работу, длившуюся порой несколько лет. Предварительные эскизы, выполненные к этим произведениям, были просто необходимы. Эскизы, попавшие в коллекцию А. А. Чайки, были подарены самим автором, а также искусствоведом Л. П. Тарвид с надеждой на их творческое продолжение. Каждый из этих эскизов, по сути, уже самостоятельное художественное произведение, которое соответствует знаниям и ощущениям художника, тому, как он понимает историю своего времени. По ним можно предположить, как менялся создаваемый образ, как глубоко мастер продумывал воплощенную им идею, с каким пристальным вниманием выстраивал композицию, искал подходящий цвет, выбирал нужные способы передачи пространства. Если сравнить эпохальные картины и мозаичные панно Н. П. Долбилкина с выполненными к ним эскизами, становится очевидно, какой невероятной усидчивостью и работоспособностью обладал художник. В одних случаях картины Николая Павловича Долбилкина или полностью совпадают с первоначальными эскизами, как картина и эскиз «Венок памяти Победы», или внесенные в готовое произведение изменения едва уловимы и не влияют на общий замысел, как картина и эскиз «Мертвые сраму не имут. (Рыдающий воин у братской могилы. с. Бамут, Чечня)». В картине в отличие от эскиза более тщательно проработаны детали: фрагменты зданий, тень от каски, слова на памятнике четче проявлены. Это происходит оттого, что автор сразу определил замысел созданного им произведения и выразил его в своем «Слове о творчестве»: «Нельзя забывать, что русский солдат, сохранивший в душе архетип православной веры, всегда был и остается гарантом безопасности Отечества и народа, а также сохранения мировой цивилизации». Несколько иное назначение имеют подготовительные эскизы Н. П. Долбилкина, сделанные для монументально-декоративных произведений в архитектуре. Это были заказы, выполнение которых проходило на конкурсной основе, и, чтобы воплотить свою идею, Николаю Павловичу приходилось иногда что-то менять. Так, на первоначальном эскизе триптиха «Юноша из Комсомольска» перед нами ростовое изображение сидящего юноши с карандашом в правой руке и бумажным листом на коленях. Для республиканской московской выставки «Монументалисты России» этот же «Юноша из Комсомольска» изображен уже оглавно. Оглавный вариант «Юноши из Комсомольска» стал промежуточным этапом к итоговой работе триптиха «Покоритель космоса», выполненного для мемориального зала Дворца культуры судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Мастер всегда прорабатывал свои проекты очень основательно, пробуя различные техники. Два его эскиза, подготовленные для мозаичного панно «Наука» на фасаде здания политехнического университета Комсомольска-на-Амуре, выполнены в разных техниках: в бумагопластике и гуаши. По ним видно, как художник подбирал необходимую цветовую палитру, искал подходящий объем для основного произведения и использовал затем в своей мозаике наработанный результат, усиливая цвет и объем в заранее определенных им местах. Нужно сказать, что Н. П. Долбилкин мог сам вести всю работу над монументальным произведением от начала и до конца, он владел многими видами художественных техник и многое делал вручную. Некоторые эскизы Н. П. Долбилкина получили в дальнейшем наилучшую живописную интерпретацию. Так, в эскизе «Амурская мадонна» к одноименной картине художник тщательно проработал композицию, в которой ему очень важен был выбор действия. Автор писал об этом: «В картине „Амурская мадонна“ при решении темы материнства акценты сделаны на отношении ребенка и матери. У ребенка большая активность, направленность в будущее, у матери — полная уверенность, устойчивость. Здесь, как вообще в большинстве моих композиций, фоновая часть очень обобщена и служит дополнением к изображению человеческих фигур». Позднее этот же эскиз был им интерпретирован в духе нового времени — начала XXI века в картине «Мать и дитя». На ней обнаженная женская натура с младенцем, изображенная на фоне мрачного города, выглядит дисгармонично. «Планета для счастья плохо оборудована» — вот основная идея художника, воплощенная в этом произведении. В 2012 году эскиз Н. П. Долбилкина «Амурская мадонна» интерпретирует уже А. А. Чайка в своей картине-посвящении «Памяти художника Долбилкина Н. П.». Ее идейный замысел, по словам автора, заключается в том, что Родина-мать рождает своих сыновей героями. И один из них — сам Николай Павлович, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны и другими боевыми наградами, он достойный сын славной памяти человечества. В таком коллекционировании художественных произведений прослеживается живая творческая преемственность. Примечательно то, что эта коллекция не скрыта от глаз посторонних. Она находится в мастерской Андрея Чайки, где проходят встречи со школьниками, студентами. Наталия СТАРУН |
|||
|