- Искусство собирать
- Коллекция
- Рисовальщик чукоч и камчадалов
- Дары генерал-губернатора
- Точка отсчета китайской коллекции
- Артефакты истории далекой и близкой
- Собрание впечатлений
- Пекинец Моррисон — журналист и коллекционер
- Коллекционная вещь времен античности
- Сюжеты Поднебесной в символах чуан хуа
- Дневник императора
- «Я буду жить...»
- Собирая подлинное
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- БЕЛЬДЫ Андрей Иченгаевич (1929–1987)
Предметы античного искусства, находящиеся на Дальнем Востоке, традиционно вызывают удивление и недоверие: как они сюда попали? подлинники ли это? Даже авторитет Дальневосточного художественного музея недостаточен для сомневающегося зрителя. И тогда определяющим аргументом может стать знание истории бытования — провенанса коллекционной вещи, которая в былые времена принадлежала порой удивительным людям и находилась в интереснейших собраниях. Доказательствами также выступают ярлыки, наклейки, знаки на предмете, сделанные разными владельцами в разные времена. В 1931 году из Государственного Эрмитажа в Дальневосточный художественный музей поступило 66 памятников античного искусства. О. Ф. Вальдгауэр (1883–1935), в то время заведующий сектором античного общества Эрмитажа, руководил отбором античных предметов для передачи их в ДВХМ. Он же был автором многотомного каталога античной коллекции Государственного Эрмитажа, издаваемого с 1928 года в Германии. Во второй и третий его тома вошли три из переданных в Хабаровск мраморных произведений. В связи с 35-летием Дальневосточного художественного музея в 1969 году из Эрмитажа поступили еще шесть памятников античного искусства, среди которых была станковая скульптура бога Гермеса [1].
Об истории бытования рельефа точно известно лишь, что поступил он в Эрмитаж в 1919 году, как и остальные подлинные древние экспонаты, переданные Академией художеств в этот музей «поэтапно в 1855, 1869, 1872 и 1919 годах» [2]. По предположению Л. И. Давыдовой, возможно, рельеф поступил в Академию вместе с другими памятниками из коллекции адмирала Г. А. Спиридова, которые, как пишет составитель каталога скульптурного собрания Академии 1871 года Г. Трей, «адмирал успел собрать на греческих островах во время турецкой войны». Г. А. Спиридов прежде всего прославился как участник Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. После победы под Чесмой — знаменитого Чесменского боя 26 июня 1770 года, он «в течение трех лет господствовал в Греческом архипелаге. В качестве базы русского флота использовался остров Парос. В 1772 году русский адмирал распространил свои действия на всю восточную часть Средиземноморья, начиная с Ионических островов и до побережья Египта и Сирии» [3]. В 1774 году Спиридов ушел в отставку и вернулся в Россию. Е. М. Андреева в своей диссертации, посвященной изучению античного собрания Академии художеств, пишет: «В 1774 году адмиралом Григорием Андреевичем Спиридовым (1713–1790) была подарена небольшая коллекция древних вещей, собранных во время русско-турецкой войны на греческих островах Средиземного моря (3 статуи, 3 головы, 4 бюста «без голов», 20 барельефов и 2 колонны)... Эти «мраморы» отмечены в описании академического скульптурного собрания, сделанном двумя французскими путешественниками графом Фортия де Пилем и Буажеленом, как «несколько антиков и барельефов, похищенных из Греции Орловым...» [4]. Там же приведен список античных предметов, переданных в дар Г. А. Спиридовым. Из 20 рельефов, подаренных адмиралом, автор смогла опознать 17. Таким образом, три рельефа остаются загадкой. Вполне возможно, исходя из манеры исполнения надгробия, а также даты и источника поступления в Эрмитаж, один из них хабаровский. Подобное предположение можно сделать о провенансе следующего предмета.
Какое-то время, как пишет И. К. Ботт, «скульптура... находилась в павильоне „Концертный зал“, построенном по проекту архитектора Дж. Кваренги в Екатерининском парке Царского Села». Во времена Екатерины II парк был украшен свидетельствами побед России в русско-турецких войнах, в том числе Чесменской колонной в память о славном Чесменском бое, героем которого был Г. А. Спиридов. Павильон «Концертный зал» ныне признан одним из лучших произведений архитектора Джакомо Кваренги (1744–1817), включен в число памятников мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Это одна из первых работ Кваренги, выполненных им в России. Проект архитектор разработал в конце 1781 — начале 1782 года. Полностью завершено строительство здания в 1788 году. Павильон расположен на островке, соединенном с «большой землей» чугунными мостами. Сам автор назвал его «залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере», что отразилось и в отделке интерьеров. Однако Екатерина II написала на одном из счетов: «Слово „храм“ в огороде терпеть не могу — таковой залы нет в Царском Селе, а есть концертная». С тех пор павильон называют Концертным или Музыкальным залом. Предназначавшийся для камерных концертов, он строился по правилам акустики. Павильон отличается лаконичностью и завершенностью архитектурных форм, интерьер решен в приемах строгого классицизма. В отделке кабинетов использованы античные мотивы. В залах располагались в том числе и античные скульптуры. Среди них и женский мраморный торс, позже оказавшийся в ДВХМ. Л. И. Давыдова определила его тип предположительно как «целомудрие, или pudicitia»: «Он часто использовался для создания надгробных статуй, фрагментом которой, вероятно, и является ваш торс» — и оценила уровень его исполнения очень высоко: «...вышедший из круга учеников Праксителя, около 320–310 гг. до н. э. ...Ваш торс..., скорее всего, оригинальная греческая работа раннеэллинистического времени».
Музей, основанный в 1865 году по замыслу М. А. Голицына (1804–1860), дипломата, писателя и знатока изобразительного искусства, его сыном Сергеем Михайловичем, просуществовал до 1886 года. Это вторая попытка Голицыных создать в Москве общедоступный музей. Первой была галерея, открытая в специально отстроенном корпусе Голицынской больницы. Просуществовала она с 1810 по 1817 год, затем коллекция была распродана на аукционе, вырученные деньги пошли на содержание больницы. Причина закрытия в 1886 году Голицынского музея та же: понадобились деньги на строительство новых корпусов и оборудования. Но на этот раз собрание было выкуплено императорской фамилией. Министерство императорского двора выделило 800 тысяч рублей на приобретение части коллекции музея Эрмитажем. Остальные экспонаты император Александр III передал в дар первым русским публичным музеям. В 2004 году Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина организовал выставку «Голицынский музей на Волхонке», в которой, насколько это возможно, полно были представлены предметы собрания Голицынского музея. Там экспонировался и миниатюрный женский бюст. «Видимо, это один из двух античных маленьких женских бюстов из белого мрамора, упомянутых в описи Сомова под №№ 312 313, полученных 13 января 1887 года Старшим Хранителем императорского Эрмитажа Г. Кизерицким» [5]. Второй, опубликованный в каталоге О. Ф. Вальдгауэра, передан в Хабаровск. Это головка Афродиты римского типа, выполненная греческим автором [6]. К сожалению, неизвестно, при каких обстоятельствах бюсты попали в Голицынский музей. Но судя по тому, что в Эрмитаж они поступили парой, сама форма и размеры их одинаковы, а про внесенный в каталог О. Ф. Вальдгауэра бюст Афродиты отмечается, что грудь и шея «новые» [6], можно говорить о вмешательстве одного мастера Нового времени в обе статуэтки для придачи им общего вида, создания пандана. К сожалению, как это бывало не раз, в 1931 году при распределении в Хабаровск пандан был разорван.
В результате краха в 1908 году Среднеуральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого была семья Голенищевых, Владимир Семенович оказался на грани полного разорения. Он принял трудное решение о продаже коллекции. В докладной записке А. А. Мосолову, заведующему канцелярией Министерства императорского двора, он писал: «Заветной мечтой моей было сохранить до самой смерти при себе те предметы, которые я со страстностью любителя отыскивал, приобретал и холил и которые со временем хотел завещать какому-нибудь из отечественных музеев» [7]. Несмотря на то, что многие музеи мира выразили желание приобрести знаменитую коллекцию, В. С. Голенищев сделал все от него зависящее, чтоб собрание осталось в России. Коллекция попала в государственную собственность в 1912 году, к открытию Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). «Во время своих экспедиций в Египет В. С. Голенищев приобретал и произведения античной скульптуры. Среди них ряд греческих и римских реплик и копий уменьшенного масштаба с известных греческих скульптур, главным образом со статуй Афродиты... Это памятники эллинистической скульптуры, преимущественно александрийской школы» [8]. Среди прочих, видимо, В. С. Голенищев приобрел торс Афродиты и голову ребенка, созданные в Древнем Риме. Примечательно, что оба предмета опубликованы О. Ф. Вальдгауэром в каталоге античной скульптуры Эрмитажа в 1931 и 1936 годах.
Основная коллекция В. С. Голенищева поступила в Музей изящных искусств, отдельные предметы он подарил Императорскому Эрмитажу. В частности, торс Афродиты передан им в то время, когда Дума еще только обсуждала возможность приобретения его коллекции. Подтверждением тому ярлычок, сохранившийся на торсе Афродиты: «Дар В. С. Голенищева 1908; № 14793». В документах Дальневосточного художественного музея скульптура датирована III веком до н. э. В каталоге О. Ф. Вальдгауэра отмечается, что торс, представляющий тип Афродиты, отжимающей волосы после купания, создан не ранее первого имперского периода, то есть не ранее 30 года до н. э. [11]. В постоянной экспозиции музея находится статуя Гермеса, выполненная неизвестным древнеримским мастером по древнегреческому образцу IV века до н. э. Переписка с профессором Мадридского университета доктором Фабиолой Сальцедо в 2010 году позволила обратиться к изучению провенанса скульптуры, поступившей в ДВХМ в 1969 году из Эрмитажа. Статуя происходит из собрания маркиза Кампаны — коллекционера сколь удивительной, столь и трагикомичной судьбы. Маркиз Джованни-Пьетро Кампана наследовал от предков не только большое состояние, но и страстную любовь к искусству. В 1833 году он был назначен директором Римской ссудной кассы (Монте ди Пьета), принадлежавшей Ватикану. Знаток античного искусства, меценат, коллекционер и археолог, он проводил раскопки в разных областях Италии. Первые археологические изыскания маркиза были осуществлены в 1829 году во Фраскати, где его семья пользовалась недвижимостью, принадлежавшей Папскому казначейству. Археологическое исследование развалин Тускула — древнего города в 2,5 км от Фраскати (21 км от Рима), начато еще в 1806 году по инициативе Люсьена Бонапарта. Там-то и была раскопана экспедицией маркиза статуя Гермеса.
Конфискованную коллекцию распродали. Заведующему Археологической комиссией в Риме по приисканию древностей Степану Александровичу Гедеонову папское правительство дало право отбора произведений. В европейской прессе поднялся шум: против разделения собрания выступили Александр Дюма, Проспер Мериме, Эжен Делакруа, сам Кампана. Тем не менее благодаря стараниям С. А. Гедеонова Эрмитаж приобрел 792 вещи, среди них 77 мраморных скульптур [12]. Так статуя Гермеса оказалась в Эрмитаже, где и находилась до 1969 года, когда была отправлена на Дальний Восток. Зритель приходит в музей, говоря словами Мацуо Басё, «любоваться прекрасным». И воздействие произведения искусства, ничем не обусловленное, мгновенное, вероятно, и есть то главное, ради чего творит Художник. Но нельзя не согласиться и с тем, как обогащает это первичное восприятие знания, которое получаешь, знакомясь с историей каждого предмета и его местом в бесконечно долгой истории искусства. Алена ФРОЛОВА Источники
|
|||
|