Древо жизни — один из главных символов у многих коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Его корни уходят в глубокую древность и питают этими соками крону. Она-то и олицетворяет современную аборигенную ситуацию. Это своего рода оберег земли дальневосточной. И в то же время крона мирового Древа жизни — те люди, талантом и трудом которых сохраняется и возрождается духовность и культура коренных народов. Во времена освоения Дальнего Востока русскими переселенцами и позднее, когда в далеком уголке России утверждалась советская власть, жизненный уклад и духовные традиции аборигенов подвергались серьезному вмешательству. Понятно, что это неизбежный процесс, когда гораздо меньший по численности народ попадает под влияние другого и постепенно растворяется в чуждом образе жизни. И все же властительница-история, словно распределяя нагрузку неравным способом, одни регионы пощадила, а другие отдала на откуп. Естественно, что это повлияло на нынешнюю аборигенную ситуацию. Есть районы, где практически утрачены язык коренных жителей, традиции декоративно-прикладного искусства. К примеру, у народа уйльта на острове Сахалин. В других же районах время словно остановилось. Гортанную речь, похожую на птичью перекличку, можно услышать в совершенно бытовой ситуации на Камчатке или в небольших селах Ульчского района Хабаровского края. Дальний Восток по демографической ситуации относится к самому многонациональному региону Российской Федерации. На таких территориях, как Хабаровский край, Приморье, Сахалинская область, Камчатка, Чукотка, Республика Саха (Якутия) традиционно проживают представители коренных малочисленных народов Дальнего Востока, которые являются носителями уникальной культуры. Это ульчи, удэгейцы, нанайцы, негидальцы, нивхи, эвены, эвенки, чукчи, коряки, ительмены, камчадалы, якуты и др. В одном только Хабаровском крае сегодня более 23 тысяч человек, которые представляют 25 коренных малочисленных народов Севера. По их численности Хабаровский край занимает третье место в России. Культура коренных народов Дальнего Востока — неотъемлемая часть мирового культурного пространства. Выпадение из общей цепи даже одного звена — потеря невосполнимая. Иногда, размышляя над древними канонами аборигенов по отношению к природе, к своим сородичам, понимаешь, сколько бед могло бы избежать «цивилизованное» человечество, прислушайся оно к мудрости людей, которые никогда не поднимали себя выше Природы. Они были с ней единым целым. Сегодня многие проблемы, связанные с потерей духовных корней, а иногда и просто физическим выживанием аборигенов, обострены до предела. И хорошо, что человечество, наконец, повернулось лицом к этим проблемам. Не случайно 1993 год был объявлен ООН Международным годом коренных народов, а в 1994-м утверждено Международное десятилетие коренных народов мира. И хотя оно уже подходит к концу, основа заложена. На российском Дальнем Востоке в национальных школах действует программа по возрождению языка и культуры, дети с удовольствием надевают расшитые северными узорами халаты и выступают на различных праздниках и фестивалях (а ведь в советские времена у юных аборигенов был серьезный комплекс на этот счет), мастерицы вспомнили уроки бабушек и прабабушек. Тематический выпуск журнала «Словесница искусств», который носит название «Оберег Земли», стал естественным продолжением одного из направлений этого издания, связанного с культурой и духовностью аборигенов. В 1999 и 2000 годах вышли в свет номера, посвященные коренным народам Хабаровского края. Теперь сделана попытка объединить территории Дальнего Востока и народы, проживающие на них. Хочется верить, что «Оберег Земли» внесет свой вклад в сохранение дальневосточного этноса. «Оберег Земли» — это еще и посвящение Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву. Причем посвящение, которое не связано с какой-либо датой. Талантливейший ученый, исследователь, писатель бережно относился к аборигенам нашей далекой земли и посвятил им большую часть своих научных и литературных трудов. Он ценил и уважал особые качества души и характера коренных малочисленных народов, а те, в свою очередь, отвечали Арсеньеву полным доверием. В конце жизни Арсеньев писал, что смертельно устал от людей, от «города безумцев». Тогда уже травля шла полным ходом. И если бы не семья, не обязательства перед близкими, ушел бы Владимир Клавдиевич к своим друзьям-туземцам. Во всяком случае, эта мысль — в его письмах. Когда Арсеньева не стало, друзья-туземцы отказались верить, что «капитан» умер. По словам известного хабаровского краеведа, писателя и исследователя жизни Арсеньева Всеволода Петровича Сысоева, лесные люди верили, что капитан просто ушел в тайгу... Елена ГЛЕБОВА Глебова Елена Викторовна, главный редактор журнала «Словесница искусств». Родилась и выросла в Хабаровске. Профессиональное образование получила на факультете журналистики Дальневосточного государственного университета во Владивостоке. Темой коренных малочисленных народов Севера начала заниматься, еще работая в краевой и городской газетах, а затем продолжила ее на страницах журнала «Словесница искусств». За несколько лет объездила многие национальные села, города Дальнего Востока. Непосредственное погружение в тему, общение с бесхитростными, талантливыми и красивыми людьми — представителями коренных малочисленных народов Дальнего Востока — позволило накопить интереснейший журналистский опыт. Автор проектов «Коренные народы Севера: огонек надежды в океане проблем» и «Багульник на ветру», ставших победителями конкурса Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Победитель конкурса «За этическую толерантность в журналистике», проводимого Национальным институтом прессы (Москва) при поддержки Фонда Чарльза Стюарта Мотта. Автор проекта «Оберег Земли». |
|||
|