Приезжайте в город КнАМ!

Если в Комсомольске-на-Амуре происходит что-нибудь неординарное: раскрашивание заборов в стиле граффити, брэйк-дэнс-слэм или рок-концерт, бодиарт-шоу, приезд буддистских лам или французских режиссеров и, конечно же, театральные фестивали, как правило, следы ведут в небольшое помещение с надписью на дверях «Театр КнАМ». И кажется, что сердце
города — здесь.

В сентябре 2000 года КнАМ открыл свой 15-й театральный сезон. Аббревиатура эта расшифровывается так: Комсомольский-на-Амуре молодежный, хотя об этом уже мало кто помнит. И вправду, молодежным его теперь назвать можно с большой натяжкой. Актеры уже не мальчики и девочки, а спектакли их порой не понимают и взрослые люди. В родном городе КнАм далеко не всегда собирает аншлаги — на массового зрителя он не рассчитан. Зато большим успехом пользуется за рубежом.

Началось триумфальное шествие «русского провинциального театра европейского уровня» два года назад, когда пришло приглашение во Францию на международный театральный фестиваль. Там о них узнали совершенно случайно — на одном из спектаклей побывал известный французский журналист Жан-Пьер Тибода, представляющий издание «Liberation», после чего опубликовал восторженную статью о КнАМе.

После визита театра в город Нанси он стал побратимом Комсомольска, а его жители регулярно приезжают в КнАМ. Тот памятный фестиваль стал началом других событий, не менее значимых и интересных. Если во французском городе Нанси помимо КнАМа был еще один русский театр — Ленсовета, то на португальском фестивале в Лиссабоне Россию представляли только комсомольчане.

Почти сразу после поездки в Лиссабон пришло приглашение на германский фестиваль в Потсдам. Всюду КнАМ возил спектакль, поставленный по произведению Франца Кафки «Превращения».

Режиссер, художественный руководитель, идеолог КнАМа, душа его, честь и совесть — Татьяна Фролова. Многие называют ее гениальной, некоторые — сумасшедшей. Татьяну долго не хотели принимать всерьез. Международное признание заставило злопыхателей замолчать. Авторитет Татьяны Фроловой в театре, как, впрочем, и далеко за его пределами, безоговорочен.

Администратор КнАМа — энергичная Наталья Останина. Именно ее стараниями КнАМ беспрестанно организовывает интересные акции: молодежный конкурс эскизов в стиле граффити, «Нескучную акцию», в которой приняли участие четырнадцать рок-команд из Комсомольска, Хабаровска, Амурска.

Директор театра, он же его актер — Владимир Дмитриев. Актер и художник КнАМа — Владимир Фролов. В Комсомольском музее изобразительных искусств прошла персональная выставка этого художника, вызвавшая большой интерес.

Единственный мужчина в труппе не Владимир — Дмитрий Бочаров, потрясающе смешно и колоритно сыгравший в «Превращениях» ... мать Грегора! Была до последнего времени единственной актриса Елена Бессонова. Недавно в коллектив влились Сергей и Ирина Бурлак. Они сыграли в «Пластической импровизации для двух голосов на тему...» — спектакле без слов, состоящем из одной лишь пластики и живой музыки талантливого гитариста и композитора Игоря Стародубцева (больше он известен под творческим псевдонимом Жгут).

Одним из знаменательных событий прошлого года стал фестиваль «Перспектива комнаты», который проходил в стенах КнАМа. Были представлены театр, музыка, хореография и мода. Присутствовавший на фестивале москвич Игорь Овчинников, координатор известного мегапроекта «Культурные герои XXI века», позднее пригласил КнАМ в Москву на финальный этап этого проекта. Театр даже попал в книгу «Культурные герои XXI века», где рассказывается о талантливых людях России.

В «Театральной гостиной» КнАМа часто дают концерты местные и иногородние группы, здесь звучат бардовские песни, выступают танцевальные коллективы. Это своеобразная Мекка для творческих людей. Причем не только с Дальнего Востока. В этом году, к примеру, приезжали директор и ведущий режиссер французской компании «Граффити» Филипп Гойяр и Жиль Морель, а также московский журналист и театральный менеджер по международным проектам Татьяна Могилевская. С нашими земляками они решили поставить спектакль по произведению Бернара Мари Кольтеса «Западная пристань». Этот проект будет готов в следующем году.

А 15-й театральный сезон КнАМа начался сразу с двух новых работ. Первая — «Трое на качелях» по произведению известного драматурга Луиджи Лунари. С самим автором коллектив театра долго переписывался по Интернету, а потом встретился в Потсдаме.

Вторая премьера — пластический спектакль, в котором задействована модерн-хореограф из Хабаровска Инна Саранчук.

Ольга КАРЧЕВСКАЯ,
журналист