Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в ХабаровскеВ Хабаровске проходят самые разные фестивали: «Амурские волны, «Танго-фест», «Амурская осень», «Студенческая весна», «Золотая лира», «Новые имена», «Рок над Амуром» и многие другие. Но, пожалуй, особое место занимает Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. В Хабаровском крае с 2012 года именно этим событием культурной жизни открывается календарный год. Древнегреческий философ Платон писал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями и способствует полету воображения». Такую изысканную радость подарил ХI Международный музыкальный фестиваль под руководством выдающегося музыканта, народного артиста СССР Юрия Башмета. Главные концертные площадки Хабаровска вновь наполнились чарующими звуками классической музыки. «Удивительно, как быстро летит время! Кажется, только недавно мы думали и обсуждали, как провести наш самый первый фестиваль на Дальнем Востоке, а прошло уже десять лет, за которые фестиваль вырос и окреп, — говорит Юрий Абрамович. — И что особенно ценно, он продолжает свою жизнь и сегодня, каждый год развивается, принося много нового и вечного в жизнь жителей Хабаровского края. Но это как раз не удивительно, потому что фестиваль уже стал просто необходим очень многим людям, тем, кто ждет и приходит каждый апрель в концертные залы, чтобы соприкоснуться с потрясающим эмоциональным искусством музыки. Я чувствую сам, что наш фестиваль — это всегда огромное событие для Хабаровского края». Это действительно так, и сегодня фестиваль Юрия Башмета стал, пожалуй, главным ожидаемым музыкальным событием концертного сезона. Уникальный проект направлен на долгосрочное и постоянное развитие академической музыки в Хабаровском крае, и отрадно, что региональное правительство поддерживает его и способствует расширению географии фестиваля. В первое время концерты проходили только в Хабаровске, но постепенно фестивальная программа охватила Комсомольск-на-Амуре, Вяземский, Амурск, Бикин. В нынешнем году классическая музыка прозвучала и в районах края — Хабаровском и имени Лазо. Особенность фестиваля, помимо его музыкально-эстетических и просветительских достоинств, заключается в живой передаче традиции исполнительства мастеров молодежи. С 2018 года маэстро и артисты камерного ансамбля «Солисты Москвы» проводят мастер-классы для студентов Хабаровского колледжа искусств, а с 2019 года при поддержке Фонда президентских грантов в рамках фестиваля проходит Международная музыкальная Дальневосточная академия для молодых музыкантов края «Юрий Башмет — молодым дарованиям России». В этот раз охвачено шесть направлений: фортепиано, скрипка, виолончель, труба, баян и домра. В комплекс образовательных мероприятий вошла серия мастер-классов выдающихся российских и зарубежных педагогов. Главная цель проекта — выявить и поддержать одаренных молодых музыкантов и творчески перспективную молодежь в регионах страны. Участницей скрипичного мастер-класса 2019 года стала хабаровчанка Мария Тилюк (класс заслуженного работника культуры РФ Л. И. Шутовой), получившая приглашение во Всероссийский юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета, основанный еще в 2012 году. В 2021 году Мария удостоилась чести выступить в заключительном гала-концерте «Музыкальное путешествие» Х юбилейного фестиваля, исполнив «Русский танец» для скрипки с оркестром П. И. Чайковского в сопровождении ансамбля «Солисты Москвы» под управлением маэстро. Особый интерес и теплый прием у публики вызывают выступления наших дальневосточных исполнителей. Так, в фестивалях 2018 и 2021 годов блистала Анастасия Кикоть — выпускница Хабаровского колледжа искусств (класс заслуженного работника культуры РФ И. К. Ким) и Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова (класс народной артистки СССР, профессора И. П. Богачевой), а ныне солистка Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке. В ее исполнении прозвучал офферторий «Salve Regina» Ф. Шуберта для сопрано и струнных. Артистка группы альтов Дальневосточного академического симфонического оркестра Елизавета Солонченко участвовала в первом исполнении пьесы Ж. Ванга «Тройной танец» для трех альтов в ансамбле с Юрием Башметом и Андреем Усовым. Несравненный концертмейстер фестиваля — солистка Дальневосточного академического симфонического оркестра Юлия Вакульская, которая принимала участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях в творческом тандеме с маститыми российскими и зарубежными исполнителями. Юлию без натяжки можно назвать и солисткой ансамбля «Солисты Москвы», поскольку в составе этого коллектива она исполняла партии клавесина и рояля на всех фестивалях Юрия Башмета с 2016 года. В этот раз она выступила с флейтисткой, юной дальневосточной звездой Викторией Половниковой из Комсомольска-на-Амуре. В их исполнении прозвучало «Аллегро скерцандо» знаменитого французского виртуоза флейты Филиппа Гобера. Особая страница фестиваля — сотрудничество с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром, с которым маэстро выступал и как солист, и как дирижер. Симфонический оркестр позволяет озвучивать монументальные музыкальные полотна. Особо запомнилась программа концерта X юбилейного фестиваля, охватившая ряд музыкальных эпох — от «Праздничной» увертюры Шостаковича, наполненной советским ликованием до самососредоточенной Бетховенской симфонии № 5 с ее знаменитой «темой судьбы», отразившей победу человеческого духа над бренной плотью. Романтическая эпоха была представлена скрипичным концертом Феликса Мендельсона в исполнении Татьяны Самуил, а ХХ век — Первым фортепианным концертом дагестанского композитора Готфрида Гасанова в исполнении Ксении Башмет — первым исполнением произведения в Хабаровске. За дирижерским пультом стоял Антон Шабуров. Своеобразной музыкальной молитвой можно назвать пьесу Макса Бруха «Кол Нидрей» (в переводе с древнееврейского «Отпусти мои обеты») на темы еврейских литургических мелодий для солирующего альта со струнным оркестром. Юрий Башмет исполняет ее на каждом фестивале, что стало уже не только доброй традицией, когда публика ждет этой минуты духовного сосредоточения, но и особым знаком фестивальной программы. Нельзя обойти вниманием интерес руководителя фестиваля к синтезу музыки и художественного слова. Ведущие артисты московских театров Константин Хабенский с монологом Калигулы А. Камю, Андрей Мерзликин с есенинским «Черным человеком», Михаил Трухин с шекспировской «Бурей», Григорий Сиятвинда с пушкинским «Моцартом и Сальери» и другие мастера блистали в музыкально-литературном действе. Да, именно действом назвал Юрий Абрамович эту музыкально-литературную феерию. А в 2022 году прозвучала драматическая симфония «Слово о полку Игореве» для чтеца, альта, симфонического и народного оркестров, созданная нашим современником Александром Чайковским. Баяном-сказителем стал народный артист России Сергей Гармаш, партию альта исполнил Юрий Башмет, а за дирижерским пультом был молодой дирижер из Эквадора, выпускник Московской консерватории Фредди Кадена. Историко-эпическая музыкальная фреска произвела огромное впечатление на зал, который в едином порыве аплодировал стоя! Да, эмоциональное воздействие искусства огромно, его познавательно-воспитательная роль несомненна. Находящаяся в зале молодежь по-другому посмотрела на образ князя Игоря и на русскую историю. Валентина КОСТАНДИ |
|||
|