Линии жизни

Питер МиллерБыстротечный мир в фотогравюрах Питера Миллера

Прозрачный водопад...
Упала в светлую волну
Сосновая игла.
                 Мацуо Басё

Питер Миллер работает в сложной технике фотогравюры. Он живет в Японии, но выставки мастера проходят во многих городах мира, в том числе Владивостоке, Иркутске, Санкт-Петербурге. К нашей стране он испытывает особые чувства и размышляет об этом в нашей переписке: «Россия представляет для меня своеобразный парадокс: я действительно люблю бывать в ней, там есть глубина дружбы и симпатии, которой больше нигде нет. И посетители моих выставок глубоко понимают, что я делаю, действительно ценят мою работу».

Линии жизниОдна из персоналий Питера Миллера «Линии жизни» проходила во Владивостоке в 2016 году и получила название от работы, в основу которой легла фотография из серии, сделанной в 2011 году во время поездки автора на Хоккайдо. Морские водоросли, длинными линиями растянутые по берегу для сушки, явили картину, наделенную отнюдь не гастрономическим смыслом. Рисунок этих линий воплотил метафизическое состояние, которым полна японская культура, превращающее обычный урожай в загадочное состояние мира, наполненное едва уловимым звучанием вечной мелодии жизни. Здесь соединились и вкусовые предпочтения японцев, и загадки морских глубин, и собственно основа мировоззрения островной страны.

Им же навеяны и другие названия — «Снова время», «Тут и там», «Интерлюдия», «История бамбука»... Скрытый смысл, заложенный в основу вполне конкретных образов, выдает в авторе истинного поэта, способного вложить в оттиск на бумаге тонкое настроение хокку, будто следуя фразе Басё: «Узнавайте все о сосне у самой сосны, о бамбуке — у самого бамбука». Удивительно тонкие и эстетичные работы Питера Миллера пронизаны медитативным настроением, прямо связанным с мировоззрением ваби-саби. В кратких электронных словарях дается довольно точное толкование этого термина: «скромная простота» (ваби — воздержанность, саби — ржавчина, винтаж). Ваби-саби представляет собой обширную часть японского эстетического мировоззрения. «Ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, неяркостью, но в то же время внутренней силой. «Саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.

Тут и тамОднако не только цитаты из словаря, но и многих книг, посвященных японской культуре, недостаточно, чтобы это мировоззрение стало настоящей частью души художника. Питер Миллер оказался в числе немногих личностей, воспитанных в традиционной западной культуре, безусловно принявших эстетику японского образа жизни, дзэнское ощущение мира с его меланхолией, сосредоточенностью на неброском, лишенном излишеств мире.

Сама его биография более чем красноречива. Он родился в 1945 году в Пенсильвании (США), изучал социологию в Колумбийском университете и Беркли. Карьера складывалась вполне успешно: защитив диссертацию, Питер работал консультантом в государственных и частных компаниях. Впервые он приехал в Японию в качестве консультанта компании «Хонда». И остался здесь, изменив свою жизнь во всех смыслах — внешнем (отказ от предсказуемой успешности менеджера) и внутреннем (принятие непостижимого, следование своему пути со стремлением запечатлевать прекрасное с одновременным ощущением временности жизни).

Снова времяВрастание в ткань японской повседневности происходило постепенно и не было легким. В одной из наших бесед Питер рассказал о моменте, когда понял, что принят этой страной. Он постоянно покупал рис в одной из маленьких лавочек, и прошло много времени, прежде чем хозяин первым поздоровался с ним.

В 1991 году Питер Миллер переехал в Камакуру и стал одним из жителей города с почти тысячелетней историей. Окруженная горами и морем, Камакура давно перестала быть оплотом сегуната, и привлекает больше художников и писателей. Храмы дзэнской школы, высокие тории, бронзовый Дайбуцу создают тот фон, на котором отчетливее прочитываются произведения, создаваемые Питером. Он размышляет о философии восточного искусства, в котором внимание художника фокусируется не на человеке, а на окружающем его мире, ландшафте, где может «потеряться» фигура; о возможностях воображения и свойствах памяти; об оттенках черного цвета, который в монохромных фотогравюрах становится средством выразительности. Несколько лет назад Питер Миллер завершил строительство мастерской. Здесь он не только работает сам, но и готов обучать желающих фотогравюре.

История бамбукаХудожник выбрал очень трудоемкую технику, став специалистом высочайшего класса. Сложный процесс переноса фотоизображения на металлическую основу с последующим получением из нее формы для оттиска, популярный в XIX веке, сегодня используется нечасто, в том числе в силу прагматических соображений. Перенос изображения с позитива на медную пластину длителен, процесс травления вреден, станок для ручной печати громоздок. Однако под впечатлением работ Генри Эммерсона и европейской гравюры Питер в 1989 году обратился именно к этой технике, возвращая живущих в эпоху высоких технологий к истинной красоте. Художник тщательно изучает технику печатания в Англии и Франции. В одном из своих интервью говорит о том, что фотогравюры как настоящие произведения искусства трансформируют реальность и формируют восприятие. Графические и живописные эффекты, достигаемые методом фотогравюры, позволяют создать полноценный художественный образ. Он отсылает к искусству монохромной живописи суми-э с его гармоничным единством безупречной художественной формы и философского смысла, особым эмоциональным звучанием. Частицы мира, сведенные воедино в изображении, ведут зрителя к величественному целому. В 1983 году Питер Миллер стал первым иностранным членом японской Ассоциации фотографии горных пейзажей.

Вторая веснаЕсть еще одна сторона творчества этого мастера. В одном из писем он подробно остановился на феномене ощущений, которые формируются искусством, размышляя о наполненности и пустоте. Не той вселенской пустоте, из которой согласно восточной философии приходит все и куда все уходит. А о той, что нередко остается от лицезрения объектов актуального искусства, часто порождаемых исключительно стремлением эпатировать. Свою задачу художник видит в противоположном — дать зрителю прикоснуться к красоте, наполнить душу священным огнем искусства, о котором писал Николай Рерих.

Популяризируя искусство фото-гравюры, Питер Миллер занимается активной выставочной деятельностью и уже провел более 40 выставок. Одна из самых значительных состоялась в 2018 году в музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург). В разное время зрители Франции, Англии, Швейцарии, Германии, Испании, России и других стран испытывали истинное восхищение, прикасаясь к его творчеству. За последние 20 лет автор создал несколько сотен тиражей фотогравюр. Все они наполнены впечатлениями от быстротечных явлений природы и повседневности.

Окрыленная ФудзиПроизведения Питера Миллера хранятся в коллекциях Музея современного искусства в Камакуре (Япония), Галереи Сэклер Смитсонианского музея (Вашингтон, США), Национального музея американского искусства (Вашингтон, США), Хьюстонского музея изобразительного искусства (США), Музея Виктории и Альберта (Лондон, Англия), Музея Йениш (Веве, Швейцария), музея «Артэтаж» (Владивосток, Россия) и в других собраниях и частных коллекциях.

Ольга ЗОТОВА