Российскому фонду культуры 30 летТри десятилетия назад, когда Советский фонд культуры только начинал свой путь, Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал главным стержнем его работы духовность. Он говорил: «Дела в фонде нужно повести так, чтобы привлечь к ним как можно больше людей, чтобы это стало для тысяч и миллионов школой гражданственности» (из стенограммы заседания правления СФК, 1 июля 1987 года). Позади серьезный отрезок жизни этой некоммерческой организации, пережиты события радостные и не очень, но по-прежнему фонд культуры, теперь уже Российский, в числе наиболее значимых институтов гражданского общества в сфере сохранения и развития отечественной культуры. Многое, очень многое удалось сделать, следуя одной из основных целей, которую обозначил главный идеолог фонда, председатель его правления с 1986 по 1993 год академик Лихачев: «Фонд культуры — это сохранение старой культуры и созидание новой культуры, как единый процесс». Более 130 тысяч памятников истории и культуры вернулись в Россию, и значительная часть из них передана в государственные музеи, библиотеки и архивы. Создан депозитарий русской и советской живописи, графики и скульптуры, где хранится 2 500 музейных предметов и живописных полотен Коровина, Маковского, Сурикова, Шемякина, Добужинского и других известных мастеров живописи. Сформирована первая в стране библиотека-архив «Зарубежная Россия» с собранием сочинений русской эмиграции первой волны — коллекцией общества «Родина» (США), архивом писателя Ивана Шмелева, а также письмами Ивана Бунина, Льва Толстого и других классиков русской литературы. Увидели свет более 20 томов уникального научно-исторического альманаха «Российский архив», а судьбы представителей русского зарубежья прозвучали в цикле документальных телевизионных фильмов «Русские без России», отмеченном премией Правительства Российской Федерации. И все так же актуален девиз, под которым в 1986 году начал действовать Советский фонд культуры: «Сохранять, осваивать и приумножать культурные ценности». О прошлом, настоящем и будущем Российского фонда культуры — беседа с Ларисой Владимировной Назаровой, вице-президентом РФК, советником генерального директора Национального фонда поддержки правообладателей. — История Российского фонда культуры во многом уникальна, она связана с нашими выдающимися современниками. Как все начиналось? — В 1986 году Дмитрий Сергеевич Лихачев, будучи в Париже, беседовал с послом Советского Союза Сергеевым о том, как поддерживается культура за рубежом, какие там существуют фонды, как решаются вопросы меценатства. Тогда и возникла идея создания фонда культуры в Советском Союзе. Вернувшись домой, они направили М. С. Горбачеву депешу, предложив возглавить фонд Раисе Максимовне Горбачевой, и уже на следующий день пришел положительный ответ. Так все и началось. В итоге 12 ноября 1996 года при поддержке более 50 общесоюзных и республиканских творческих союзов, общественных организаций и учреждений культуры было создано общественное объединение «Советский фонд культуры». Фонд стал первым в Советском Союзе. Все остальные общественные организации — Детский фонд, Российский фонд мира, Российский детский фонд — возникли позднее. Если говорить о советском периоде, в тот момент фонд объединил единомышленников. У Дмитрия Сергеевича Лихачева были прекрасные помощники, и среди них Георг Васильевич Мясников. Именно этим тандемом очень многое сделано. Удалось вернуть на российскую землю сотни тысяч бесценных исторических реликвий и документов, создана обширная сеть республиканских и региональных филиалов фонда, что позволило проводить культурную и просветительскую деятельность фонда в самых отдаленных уголках нашей страны. Когда в стране произошли политические перемены, республики стали самостоятельными государствами, эти структуры перестали существовать, хотя мы очень долго поддерживали связь с украинским и белорусским филиалами. На рубеже 1990-х годов в фонде произошли значительные организационные изменения, он стал называться Российским фондом культуры (РФК). Конечно, это был непростой период, но главные направления культурной и просветительской деятельности остались неизменными. Неслучайно многолетняя и многогранная деятельность фонда отмечена благодарностью Президента Российской Федерации В. В. Путина «За большие заслуги в сохранении и приумножение культурного наследия России». Как любой живой организм, фонд развивается, достигает расцвета и угасает. Это как движение маятника. Фонд переживает не самые лучшие времена, государственная поддержка иссякла, а помощь меценатов чаще всего точечная. В настоящее время российский кинорежиссер и общественный деятель Никита Сергеевич Михалков, возглавивший РФК в 1993 году, проводит работу по сохранению Российского фонда культуры и добивается того, чтобы перевести его в статус государственно-общественной организации. Хотя, конечно, это совсем непросто и потребует времени и сил. — А какова ситуация с региональными филиалами Российского фонда культуры? — Она разная. Учитывая мизерное финансирование, какие-то из них просто не выдержали и прекратили существование. Когда мы по каким-то причинам закрываем филиал, это очень больно. Тем не менее сегодня у нас сохранилось 29 филиалов. Самые дальние — в Благовещенске и Хабаровске. В любом деле важен лидер. Когда он есть, все работает — программы, направления. Вот в Южно-Сахалинске ушел из жизни директор фонда, и все затихло. В Пскове был очень сильный филиал, но не стало директора, и работа приостановилась. Конечно же, не все фонды равнозначны по уровню, где-то мелкотемье, а где-то настоящая глубина. Среди ныне существующих филиалов есть такие, которые размениваются на точечные мероприятия, вместо того чтобы взять одну-две крупные программы. И в этом смысле Хабаровский фонд — прекрасный пример очень сильного филиала, с серьезной программой. В числе успешно работающих филиалов Благовещенский, Ивановский, Дагестанский, Краснодарский, Иркутский. Они находят возможность вести серьезные направления. Например, Ивановский филиал успешно работает по историческим программам, привлекая к сотрудничеству крупных ученых. Благовещенск очень серьезно занимается поддержкой творческой молодежи, при содействии постоянного мецената выплачивает стипендии, проводит конкурсы. Каждый филиал занимает какую-то свою нишу. Светлана Юрьевна Черепанова, председатель Хабаровского филиала Российского фонда культуры, построила православную часовню, и мы отчасти помогли ей финансово. Она уделяет серьезное внимание работе с детьми, поддерживает ветеранов сцены. — Несмотря на то что сегодняшняя ситуация в Российском фонде культуры не самая простая, в ней есть главное — движение вперед. Какие направления, программы подтверждают, что он жив? — У нас есть издательская программа — альманах «Российский архив», которую ведут Алексей Леонидович Налепин и Татьяна Владимировна Померанская. Работает программа российского журналиста, режиссера и сценариста Елены Николаевны Чавчавадзе, которая с помощью грантовой поддержки создает фильмы о русском зарубежье. Еще одна интересная программа — Шмелевская. 20 лет назад мы подписали соглашение с домом-музеем Ивана Сергеевича Шмелева в Алуште и уже много лет совместно с Национальным фондом поддержки правообладателей и Алуштинским музеем писателя И. С. Шмелева проводим Крымские международные Шмелевские чтения. Елене Николаевне Чавчавадзе удалось договориться с племянником Шмелева, который живет в Париже, и он передал в Российский фонд культуры архив писателя. Мы в свою очередь передали бесценные материалы в Дом русского зарубежья. Важную роль в сохранении памяти о наших выдающихся соотечественниках играет и Бальмонтовская программа. Память об этом поэте в Советском Союзе по понятным причинам не могла быть увековечена, и мы сделали все, чтобы это изменить. На родине поэта, в городе Шуя Ивановской области, проходят Бальмонтовские чтения, по итогам которых издаются сборники материалов. Выходит в свет научно-популярный альманах «Солнечная пряжа» (названием послужили слова поэта), и в этом году специально к Бальмонтовским чтениям подготовлен уже десятый номер. А в 2013 году, к 145-летию К. Д. Бальмонта, мы установили памятную доску в Москве, на доме в Большом Николо-Песковском переулке, где он жил последние пять лет перед отъездом на чужбину. Сейчас здесь находится режиссерский факультет Щукинского училища. Важно отметить, что и скульптор, и архитектор работали над этим проектом совершенно бескорыстно, сделав подарок и для потомков поэта, и для всех россиян. После присоединения Крыма к России РФК провел большую благотворительную акцию, передав несколько тысяч книг для библиотек и большое число фонохрестоматий для музыкальных школ и училищ, наборы дисков с записями классических произведений в исполнении лучших музыкантов. В год 70-летия Великой Победы совместно с министерством культуры Самарской области, Самарским филиалом РФК, Самарской областной научной библиотекой, региональным Союзом художников России и рядом других организаций осуществлен международный проект «А музы не молчали», посвященный Д. Шостаковичу. Он объединил десять российских регионов, а также город-побратим Самары Штутгарт, и включал выставку рисунков и концертную программу. Интересна выставочная деятельность фонда. Масштабный проект «Отражение» представляет сокровища русского искусства. Это конкурс-фестиваль пейзажной живописи, который охватывает мастеров из самых разных городов, а заключительный этап с участием победителей проходит в Москве. И в этой программе, и в других для нас существует только один критерий — талант. В июне 2016 года мы организовали и провели в музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина персональную выставку севастопольского художника Владимира Николаевича Ольхова. — Судя по тому, что вы рассказываете, фонд находится в постоянном творческом движении. Если какие-то программы приостанавливаются, появляются новые? — Сейчас возникло новое направление, связанное с региональными краеведческими исследованиями и направленное на поддержку музейного сообщества. Программа «Новое краеведение» начала свою работу с Приморья и Хабаровского края, а возглавила ее Анна Михалкова. — Жизнь продолжается, и это самое главное! Мне кажется, что Российский фонд культуры сохраняет свою активность еще и потому, что он опирается на прочный духовный фундамент. — Безусловно. Фонд культуры — это собрание личностей. За 30 лет он сформировал круг соратников, единомышленников, людей, болеющих за культуру и делающих все возможное для ее сохранения. Кроме того, наш фонд всегда был защитником культурных проектов, идей, людей культуры. И если сегодня нет денег на какую-то программу, мы находим человеческие, интеллектуальные ресурсы. Жизнь действительно продолжается. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|