Чеховский театр с острова Сахалин

Летом 2005 года в Хабаровске с гастролями побывала труппа Сахалинского Международного театрального центра им. А. П. Чехова. Последняя встреча хабаровского зрителя с ним состоялась больше десяти лет назад, и причины понятны: уже долгое время гастрольная деятельность для многих дальневосточных театров — непозволительная роскошь. И тем ценнее театральные визиты из соседних регионов Дальнего Востока. Юбилейный сезон, а в 2005-м Сахалинскому театру исполнилось 75 лет, решили отметить большими гастролями. В афише — «Прибайкальская кадриль» В. Гуркина, «Дорогая Памела» Д. Патрик, «Шум за сценой» М. Фрейн, «Шестой этаж» А. Жери, «Дети Ванюшина» С. Найденова и под занавес — «Женитьба» Н. Гоголя.

Сахалин называют островом Чехова, и это не случайно. Кажется, что все здесь пронизано энергетикой русского писателя: крупнейшая библиотека Сахалинской области названа его именем, создан музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», в свет выходят уникальные издания, связанные с ним. Но вот театр стал жить под звездой Антона Павловича лишь с 1954 года, хотя к этому времени ему уже минуло 24 года.

Судьба Сахалинского театра, как, впрочем, и других его провинциальных собратьев, тесно переплетается с судьбами русского театра XX века, но в то же время имеет свои неповторимые черты. Впервые профессиональная труппа возникла на острове в 1930 году в городке Александровске. Эту дату сахалинские театроведы и считают отправной точкой. Актерский коллектив (23 человека) был сформирован в Москве. Известно, что самый первый театральный сезон открылся 14 декабря 1930 года. На сцене пограничного отряда играли спектакль «Разлом» по пьесе Б. Лавренева. К 1946 году центр театрального искусства переместился в Южно-Сахалинск (до 4 июня 1946 года этот город носил название Тоехара). К новому сезону драматический театр подготовил «Старых друзей» Л. Малюгина, «Под каштанами Праги» К. Симонова, «Платона Кречета» А. Корнейчука и др. Первым художественным руководителем и организатором был известный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Н. И. Уралов, сыгравший большую роль в формировании дальневосточных театров. К примеру, в истории того же Амурского драматического была целая эпоха Уралова.

Словом, все начиналось прекрасно, спектакли шли с аншлагами, но... случилась беда — во время пожара сгорел весь театральный реквизит. Следствие, которое завели по этому поводу, результатов не дало, и нужно было продолжать жить. В январе 1947 года театр переехал в здание бывшего японского кинотеатра, к труппе присоединились актеры Александровского театра, причем они привезли пострадавшим от пожара коллегам часть костюмов, париков, бутафории и театральный инвентарь.

1954 год. Театру присвоено имя Чехова. Следующие этапы его жизни были наполнены интересными постановками, театральными экспериментами и всем тем, что составляет пульс любого театра. И, конечно же, во всем этом творчество А. П. Чехова занимало не последнее место. 1990-е годы оказались самыми сложными. Кризис, настигший нашу страну, уменьшенной моделью отразился на театрах, в особенности — провинциальных. И, быть может, произошло бы самое худшее (во всяком случае, театр переживал тяжелейший период), если бы не случай, счастливое стечение обстоятельств — можно назвать как угодно. Удача пришла в лице Анатолия Полянкина — деятельного москвича, генерального директора театра «Сатирикон». Это была его идея преобразовать драматический театр в Международный театральный центр им. А. П. Чехова (Чехов-центр). В новую структуру входил драматический театр, театр для детей и молодежи, киноконцертный комплекс и театральный колледж. Создание Чехов-центра позволило не только выжить, но, как говорят сами актеры, подняться из руин.

Были налажены долгосрочные творческие связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и сахалинцы увидели спектакль «С любовью к Чехову», представленный театром «Михаро-Дзюку» из Токио (режиссер Сиро Михара). Итогом международной творческой акции Чехов-центра и университета Аляски в Анкоридже стал спектакль по пьесе американского сценариста, режиссера и актера Сэма Шэпарда «Настоящий Запад» в постановке режиссера Майкла Худа и художника Френка Биби. Чуть позднее его представили на региональном театральном фестивале, посвященном 100-летию театрального искусства в Хабаровске, а через год сахалинские актеры получили приглашение Московского государственного театра наций для показа в столице спектакля «Настоящий Запад». В 1996-м труппа сахалинского театра во главе с главным режиссером Павлом Цепенюком отправилась в США для участия в театральной конференции, которая проходила под патронажем известного американского драматурга Артура Миллера. К слову, на Аляске, в рамках фестиваля, проходили творческие семинары, и один из них был посвящен драматургии Чехова.

Время летит очень быстро. Уже театральному колледжу Чехов-центра 10 лет, и многие его выпускники тоже стали частью театра. Они работают с яркими мастерами сцены, народными артистами России Кларой Кисенковой (Клару Константиновну называют легендой чеховского театра, потому что вся ее жизнь прошла здесь), Владимиром Абашевым, Александром Ульяновым, артисткой Анной Антоновой, Екатериной Гвоздевой и др.

Заметный след в жизни театра оставил режиссер, заслуженный деятель искусств России Игорь Гуревич. Но сегодня у Чехов-центра новый художественный руководитель — Андрей Бажин, владивостокский режиссер, который приехал на Сахалин и даже привез с собой пятерых актеров. По его словам, очень не просто балансировать между классикой и «легкими», кассовыми спектаклями. Но, тем не менее, эти незатейливые комедии, собирающие полные залы, позволяют осуществлять серьезные театральные постановки по произведениям Островского, Гоголя, Чехова. Хорошо, если это равновесие сохранится.

Елена ГЛЕБОВА
Фото из архива театра