Энциклопедия нивхского искусства

В сентябре 2005 г. из печати вышла книга Петра Яковлевича Гонтмахера «Лекции по декоративно-прикладному искусству нивхов» с приложением русско-нивхских и нивхско-русских словарей и краткого перевода книги на нивхский язык.

Этот труд представляет собой учебное пособие, адресованное, в первую очередь, студентам, обучающимся на факультете народов Севера в ДВГГУ. Пособие было создано автором по материалам его собственных лекционных курсов, которые он читал более десяти лет. Значительный фактологический материал, составивший основу курса, является не только обобщением имеющихся источников, но и результатом экспедиционно-полевых работ автора по Нижнему Амуру и Сахалину. Этот материал упорядочен в тринадцати лекциях по тематическому признаку. Отдельно выносятся главы, посвященные отечественной и зарубежной историографии вопроса (соответственно, лекции третья и четвертая). Далее, отдельно разбираются орнамент, резьба по дереву, изделия из кости и металла, женское рукоделие, художественная береста, живопись и графика.

Выполненная П. Я. Гонтмахером работа может использоваться как образец систематического этнографического обзора и уже в этом качестве быть полезной не только студентам, но и начинающим этнографам и антропологам.

В легкой, доступной для неподготовленного, но искренне заинтересованного читателя форме автор раскрывает основы декоративно-прикладного искусства нивхов и дает необходимые элементы теоретических знаний. Благодаря этому у читателя возникает полная и объективная картина не только традиционной культуры нивхского народа, но и их современного состояния. Острое социальное значение имеют выделенные в отдельную главу «Размышления после лекций» (по мотивам диалогов со студентами) и программа возрождения декоративно-прикладного искусства и орнаментов нивхов, данная в приложении. Здесь автор предстает перед нами не только как ученый, но и как человек, имеющий и отстаивающий свою гражданскую позицию. Следует признать, что для читателя, изучающего не мертвую материю, а судьбы живого этноса, подобная позиция является необходимой этической нормой.

Книга П. Я. Гонтмахера помогает понять, что создание этнографом письменного труда — это путь по очень узкой тропе между двумя крайностями. С одной стороны, этнография — наука общественная, и ее результаты должны быть доступны не только специалисту, но и обычному читателю. Поэтому в подобных работах нежелателен избыток научных терминов, затрудняющих прочтение, из-за них текст может остаться невостребованным. С другой стороны, недопустим и излишний популизм, неправомерное упрощение излагаемых проблем. Петр Яковлевич сумел в очередной раз пройти этой тропой, точнее — создать такую тропу для читателя. Перед всяким, кто возьмет в руки эту книгу, откроется интересный, хотя и не простой мир нивхского искусства.

Алексей ФИЛИМОНОВ,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры теории и истории культуры
Хабаровского государственного института искусств и культуры