- Время мудрого Дракона
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Литература
- Единое пространство культуры
- Дни встреч и раздумий
- Современная немецкая графика из коллекции Юргена Вайхардта
- Наполнить сердце добротой...
- Театр из Бурятии: десять лет спустя
- Приглашение на маскарад
- «Алый парус» — символ сбывшейся мечты
- «Фотография для меня неисчерпаемый источник радости...»
- Голоса земли и воды во Вселенской симфонии Чарлза Айвза
- 25 тысяч километров за 25 дней, или Что такое Конгресс экслибриса
- Человек поезда, или Во что верят проводники
- Илья Лиханов
Заметки зрителя на полях театральной программкиНас возвышающий обманЛетом 2006 года на Дальний Восток впервые после десятилетнего перерыва приехал Бурятский государственный академический театр оперы и балета. Созданный в 1939 году по инициативе народного деятеля искусств СССР Г. Ц. Цыдынжапова (его имя носит театр), молодой коллектив заявил о себе на Первой декаде бурят-монгольского искусства в далеком 1940-м. С тех пор на сцене театра осуществлены постановки более 260 спектаклей отечественного и мирового музыкального репертуара, сменилось не одно поколение артистов, труппа пополнилась новыми солистами и танцовщиками. Расширилась также география гастрольных маршрутов. Только за последние пять лет коллектив побывал в США, Монголии, КНР, Украине. С творчеством единственного в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке театра оперы и балета познакомились жители Иркутска, Читы, Барнаула. На гастроли в Хабаровск гости из Улан-Удэ привезли пять балетных и шесть оперных спектаклей, среди которых «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Севильский цирюльник», «Пиковая дама». И конечно, не обошлось без вершины оперного искусства — Верди. В репертуаре гастрольной афиши оперы «Травиата» и «Трубадур», причем последняя исполняется на языке оригинала. Как сказал художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета заслуженный деятель искусств РФ Валерий Галсанов, свою задачу художественное руководство театра видит в сохранении традиций, которые были заложены теми, кто стоял у истоков. Знатоки оперного искусства до сих помнят голос удивительного певца Лхасарана Линховоина. На Второй декаде национального искусства в 1959 году исполненная им ария Кончака из оперы «Князь Игорь» навсегда прославила театр из Бурятии. Голос певца сравнивали с шаляпинским, а Улан-Удэ с чьей-то легкий руки стали называть «Милан-Удэ». Это был золотой век театра. Сегодня на сцене другое поколение. Батор Будаев, Марина Коробенкова, Эржена Базарсадаева, Оксана Хингеева, Владислав Калашников, Лариса Соковникова — эти имена стали залогом успеха любого оперного спектакля. Многие артисты Бурятского театра сегодня работают в других российских городах. Так, на гастроли в Хабаровск были приглашены солистка Мариинского театра оперы и балета заслуженная артистка РФ Валентина Цыдыпова и солист Новосибирской оперы Константин Буинов. Любители оперной музыки увидели этих артистов в спектаклях театра «Трубадур», «Пиковая дама». А ведь оба певца начинали на сцене Бурятского театра. Гастроли оперы — всегда праздник для города, где подобный жанр не имеет широкого развития. Праздник музыки, праздник прекрасного вокала. Однако, унося в сердце очаровательную «болтовню» Россини или полные драматизма мелодии Чайковского, справедливо задаться вопросом: а достаточно ли следовать только традициям, заложенным более полувека назад? Не пора ли немного стряхнуть с кулис эту «академическую» пыль, попробовать изменить мизансцены, сценографию, поставить перед исполнителями другие, адаптированные к сегодняшнему дню, задачи? Ведь опера — это не только дивные голоса и великолепная музыка, но и конфликт, характеры, действие, которых сегодня в оперных спектаклях Бурятского театра явно недостает. Создается впечатление, что театр, несмотря на трели мобильных телефонов, врывающиеся в звуки увертюр, и катаклизмы, сотрясающие мир, предлагает зрителям все тот же мир «плаща и шпаги», в котором герои со времен Древней Греции картинно страдают и не менее картинно умирают, а злодеи под занавес непременно разоблачены и в финале торжествуют добро и справедливость. Хотя, кто-то, напротив, спешит усмотреть в этом незыблемость традиций: значит, старая добрая опера с ее более чем условными сюжетами и абстрактными героями вечна, и люди всегда будут стремиться поверить в этот жалкий и великолепный, с облезлой позолотой и шатающимися колоннами прекрасный обман... И, казалось, только Джузеппе Верди, поглядывая из-за пюпитра на душераздирающие страсти на сцене, молчаливо усмехается. Бал для фортуныПервое, что бросается в глаза при встрече с балетным искусством Бурятского театра оперы и балета: труппа, состоящая в основном из питомцев Бурятского хореографического училища, очень молодая. Многие из артистов продолжают учебу в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ. Как отмечают столичные критики и специалисты, в труппе сохранены и развиваются традиции ленинградской балетной школы, имеется крепкий кордебалет. Художественный руководитель балета народная артистка РФ, лауреат государственной премии Республики Бурятия Екатерина Самбуева много внимания уделяет воспитанию, формированию и подбору кадров. Выпускница Бурятского хореографического училища Самбуева закончила Ленинградское академическое хореографическое училище (ЛАХУ) имени Вагановой и пришла в театр, когда на сцене блистали Лариса Сахьянова, Петр Абашеев, Ольга Короткова, Людмила Кондратьева. Затем балерина стажировалась в Мариинском театре у знаменитых мастеров Нинель Кургапкиной и Габриэллы Комлевой. После завершения карьеры танцовщицы и окончании факультета ГИТИСа Екатерина Самбуева, несмотря на заманчивые предложения из столичных трупп, вернулась в родной театр, где в течение 16 лет ведет педагогическую деятельность. В сложные для страны 1990-е годы балет в театре практически пришлось создавать заново. «То, что вы видите сегодня, — поделилась Екатерина Балдановна, — это лишь первые ростки того, что я начала собирать, формировать, пестовать в то время». В прошлом году в театре впервые проводился международный фестиваль балетных спектаклей, для участия в котором были приглашены солисты из Монголии, Кореи, Украины, Москвы, Санкт-Петербурга, Чувашии, Якутии. Вообще любой фестиваль, как говорит балетмейстер, это не только праздник общения, но и возможность оценить себя со стороны, это опыт, обогащающий молодых артистов, а также школа. Приглашения на ведущие партии известных солистов из других трупп становятся в театре доброй традицией. Так, на гастролях в Хабаровске партию Альберта в «Жизели» исполнил солист Башкирского театра оперы и балета Михаил Евгенов (он же принц Зигфрид, он же Ромео). Прекрасные внешние данные артиста, полетный шаг, мужественность и обаяние оттеняли хрупкость Жизели (заслуженная артистка РБ Вероника Миронова), изящную холодноватость повелительницы виллис Мирты (Анастасия Самсонова). Во многом благодаря этим исполнителям самый старый в репертуаре спектакль заиграл новыми красками. Открывали гастроли на Дальнем Востоке гости из Бурятии «Лебединым озером» Чайковского. На протяжении своей истории театр предлагал зрителям несколько редакций этой жемчужины мировой балетной классики, каждая из которых вызывала неизменный интерес. Для осуществления новой редакции был приглашен главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета заслуженный артист РФ, народный артист Республики Башкортостан Шамиль Терегулов. Соединив четыре картины в два действия, и в то же время не нарушая привычной канвы либретто, постановщик придал старинной красивой легенде о прекрасной девушке Лебедь динамичность и цельность. Одетта—Одиллия в исполнении солистки балета Анастасии Самсоновой — лиричная, одухотворенная, нежная и в то же время сильная, обладающая колдовскими чарами — настоящая королева не только среди лебедей, но и на сцене. Актриса работает в театре второй сезон, но в ее творческом активе не одна ведущая партия в балетах «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Кармина Бурана». В роли Шута хабаровчане познакомились с заслуженным артистом РФ Боярто Дамбаевым, артистом яркой индивидуальности, тяготеющим к гротеску, перевоплощению. Может, благодаря тому, что Боярто уже с девяти лет снимался в кино, его героев на сцене, будь то Шут, Меркуцио, Джотто или Ловящий Фортуну, отличают театральность, неожиданность, легкость. Искусство этого мастера ассоциируется с праздником, каждое явление которого, несмотря на постоянство повторений, всегда сюрприз. «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете», — так, перефразировав классика, сказала некогда Галина Уланова, приступая к репетициям в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». В ту пору балерина не подозревала, что роль Джульетты принесет ей мировую известность, а «неудобная» музыка Прокофьева станет классикой и войдет в историю музыки. Начиная работу над постановкой спектакля «Ромео и Джульетта», премьера которого состоялась в марте 2006 года, Бурятский театр решил, что молодежи, воспитанной на боевиках, бесконечных шоу, триллерах, необходимо приобщаться к лучшим классическим образцам. Спектакль, восходящий к любви, нежности, чистоте и пылкости первого чувства, адаптирован к сегодняшнему дню, в нем звон клинков, непримиримая вражда соединены с отзвуками карнавала, праздничность жизни со смертью. Отсюда напряженность, насыщенность действия, окрашенная яркой эмоциональностью, а сценография и костюмы, решенные московским художником Дмитрием Чербаджи в духе раннего Ренессанса, дополняют романтическую картину одной из самых светлых трагедий о любви. В спектакле немало интересных актерских работ. Самой драматичной фигурой, без сомнения, является Меркуцио в исполнении Боярто Дамбаева, герой которого искрится молодостью, переполнен радостью жизни и озорством. Его предложение проникнуть под маской в дом Капулетти, чтобы повеселиться на балу, тоже от полноты жизненных сил. Ни он, ни его друзья не принимают вековую вражду двух кланов всерьез. Уличные стычки и бои между членами враждующих семейств и их слугами — это скорее игра, некий ритуал, которому все следуют больше по привычке, чем от ненависти. Поэтому кинжал непримиримого Тибальта, который настигает Меркуцио на самом взлете, так похож на предательство. После смерти Меркуцио повесть о Ромео и Джульетте, достигнув наивысшей точки кипения страстей, неумолимо катится к своей трагической развязке. В ролях веронских влюбленных хабаровские зрители увидели молодых актеров Веронику Миронову и Баира Жанбалова. Их герои проходят в спектакле сложный путь взросления — от первой беспечной встречи на балу и ночного свидания до последней, в мрачном склепе, за несколько минут до смерти. И все-таки молодость и сила чувств побеждают вековую вражду, торжествуя над смертью. Изюминкой гастрольного репертуара стали одноактные балеты «Франческа да Римини» Петра Чайковского и «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа, объединенные в вечер балета. Как сказал постановщик спектакля, автор и хореограф заслуженный деятель искусств РФ Георгий Ковтун (Санкт-Петербург), эти две истории — пронизанный лиризмом шедевр Чайковского и средневековые песни на музыку Орфа — происходят в стране, имя которой Театр. В содержательной канве либретто любовь и разлука, добро и зло, судьба и случай. Объединяет балеты лаконичная и выразительная сценография А. Горенштейна, хор, который выступает в спектакле равнозначным партнером балетному искусству, и тема судьбы, представленная в спектакле образом Фортуны (Анастасия Самсонова). Непредсказуемая, переменчивая, в развевающемся алом платье, то милостивая, то коварная, она врывается в размеренный ход жизни, разрушает, торжествует, возносит на вершину блаженства и низвергает в пучину ада. Словно окружающие ее люди с их несовершенствами и Под стать ей только Ловящий Фортуну в исполнении Боярто Дамбаева, для которого кураж риска, постоянное пребывание между жизнью и смертью и есть настоящий смысл и праздник жизни. Хореограф использует в спектакле наряду с элементами классического танца приемы танца-модерн, свободную пластику, почти акробатику. Отсюда ощущение непрерывного движения, праздника, ощущения чувственности и веселья. «Мой спектакль, — говорит Георгий Ковтун, — это утверждение любви в любых ее проявлениях. Утверждение праздника и естества... Много солнца, праздника, вина и секса... Здесь первородная радость земли и здесь же ад, где мучаются, пытаясь обрести друг друга, Паоло и Франческа. Они всегда рядом, эти два мира...» В 2006 году спектакль был удостоен Государственной премии в области литературы и искусства, а главные исполнители получили звания лауреатов. Светлана ФУРСОВА |
|||
|