Внутренний мир, хранимый иконой

Московской Православной Духовной Академией в 2005 году издана книга «Смысл и содержание иконы. Слово иконописца монахини Иулиании (Соколовой)». Это редкое издание имеется в фондах библиотеки Дальневосточного художественного музея, и потому каждый, кто пытается постичь мир иконы, имеет возможность прикоснуться к мощному духовному пласту, основанному на глубоких знаниях православной культуры, наработанному иконописцем за всю его долгую и благочестивую жизнь.

Монахиня Иулиания (1899–1981), в миру Мария Николаевна Соколова — личность очень известная в среде иконописцев. Но я узнала о ней лишь четыре года назад, когда впервые попала в Троице-Сергиеву Лавру, и мне посчастливилось побывать в Иконописной школе. Там я поняла, что матушка Иулиания была и остается для студентов одним из главных духовных наставников. И вообще было ощущение, что в Иконописной школе, расположенной в одной из древних стен Лавры, все пронизано ее любовью и заботой о начинающих иконописцах. А в мастерской девушек-старшекурсниц я заметила на стене черно-белую фотографию. Худенькая женщина с большими глазами смотрела ласково и одновременно строго. И забыть этот взгляд уже было невозможно.

Монахиня Иулиания начала серьезно изучать древнюю русскую икону еще в начале 20-х годов XX столетия. Ее путь как иконописца пришелся на один из самых непростых периодов в жизни России и Православной Церкви. В 1946 году матушка Иулиания стала одной из тех, кто возрождал Троице-Сергиеву Лавру, находящуюся тогда в полном запустении. Именно в этих стенах в ней открылся дар иконописца. Она реставрировала и писала иконы, у нее появились первые ученики. Спустя время, в 1957-м, монахиня Иулиания организовала при Московской Духовной Академии иконописный кружок и долгие 23 года руководила им. Как отмечает Н. Е. Алдошина, автор предисловия к книге «Смысл и содержание иконы», «монахиня Иулиания создала программу и метод обучения, читала лекции по истории искусства, технике иконописи, иконографии. Через общение с ней у студентов открывалось понимание иконы».

Во времена, когда жила и трудилась матушка Иулиания, не всеми воспринималась истинная ценность древней иконы, уникальность ее изобразительного языка. Причем, как отмечает Н. Е. Алдошина, непонимание возникало иногда даже со стороны некоторых представителей духовенства, отдававших предпочтение живописным изображениям. Поэтому роль матушки Иулиании в сохранении иконописных традиций, ее стойкость в защите древней иконы — неоценимы.

Ярким дополнением к портрету монахини Иулиании авторы книги сделали слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910–2006): «О матушке Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, — но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси».

Книга «Смысл и содержание иконы» — это лаконичные, но вместившие огромный пласт знаний, размышления монахини Иулиании о самом глубинном понимании иконы, которая и есть «окно в вечность». Кроме того, автор детально рассматривает историю иконографии таких святых образов, как «Воскресение Христово», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а также известнейшую икону преподобного Андрея Рублева «Пресвятая Троица».

На страницах этого номера журнала «Словесница Искусств» мы публикуем отдельные фрагменты из книги.

Елена ГЛЕБОВА

В материале использованы фотографии из книги «Смысл и содержание иконы. Слово иконописца
монахини Иулиании (Соколовой)».