- Время мудрого Дракона
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Воплощенная молитва
- Внутренний мир, хранимый иконой
- Благодать коснулась нас
- Святитель Николай Чудотворец обошел дальневосточные земли
- Добрые пастыри воспитываются здесь
- Христианский диалог на Дальнем Востоке
- Зеркала возрожденных куполов
- Торжество Пресвятой Богородицы
- Обновленная часовня Святого Воина Федора Ушакова
- Память о святителе Николае Японском
- Путь святой Параскевы
- Литература
- Единое пространство культуры
- Илья Лиханов
Монахиня Иулиания (1899–1981), в миру Мария Николаевна Соколова — личность очень известная в среде иконописцев. Но я узнала о ней лишь четыре года назад, когда впервые попала в Троице-Сергиеву Лавру, и мне посчастливилось побывать в Иконописной школе. Там я поняла, что матушка Иулиания была и остается для студентов одним из главных духовных наставников. И вообще было ощущение, что в Иконописной школе, расположенной в одной из древних стен Лавры, все пронизано ее любовью и заботой о начинающих иконописцах. А в мастерской девушек-старшекурсниц я заметила на стене черно-белую фотографию. Худенькая женщина с большими глазами смотрела ласково и одновременно строго. И забыть этот взгляд уже было невозможно.
Во времена, когда жила и трудилась матушка Иулиания, не всеми воспринималась истинная ценность древней иконы, уникальность ее изобразительного языка. Причем, как отмечает Н. Е. Алдошина, непонимание возникало иногда даже со стороны некоторых представителей духовенства, отдававших предпочтение живописным изображениям. Поэтому роль матушки Иулиании в сохранении иконописных традиций, ее стойкость в защите древней иконы — неоценимы. Ярким дополнением к портрету монахини Иулиании авторы книги сделали слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910–2006): «О матушке Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, — но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси».
На страницах этого номера журнала «Словесница Искусств» мы публикуем отдельные фрагменты из книги. Елена ГЛЕБОВА В материале использованы фотографии из книги «Смысл и содержание иконы. Слово иконописца |
|||
|