В Средние века во всей Европе христианское богослужение велось на латыни. Кирилл и Мефодий вопреки установившейся традиции просвещали славян на их же языке. Эти миссионеры, причисленные к лику святых, переводили с греческого священные книги, что явилось началом формирования славянского книжного дела. Существует устойчивое мнение, что Кирилл является создателем славянской письменности, что до него у славян письменности не существовало. На эти сложные вопросы отвечает известный российский ученый Валерий Алексеевич Чудинов в своих книгах, написанных для широкого круга читателей: «Загадки славянской письменности» (М., 2002), «Руница и тайны археологии Руси» (М., 2003), «Священные камни и языческие храмы древних славян» (М., 2004), «Тайные руны древней Руси» (М., 2005) и др.
На мой взгляд, исследования Чудинова касаются совершенно фантастической проблемы — существования в Древней Руси самобытной системы письма, так называемой руницы, изображающей своими знаками не отдельные буквы, а целые слоги. Более того, Чудинов отмечает, что на Руси было несколько систем письма, и руница — одна из них. О существовании письма у славян до глаголицы и кириллицы высказывались многие выдающиеся деятели минувших эпох, включая М. Ломоносова, Екатерину Великую, первого русского историка В. Татищева. Давно было известно, что к периоду создания кириллицы в славянских странах существовало загадочное письмо «алфавит икс». Только сейчас выяснилось, почему руница оказалась таинственной. Прежде всего, из-за своей необычной графики. Славяне писали вовсе не так, как мы пишем сейчас: вид букв, орфография, правила переноса, выделения, направление письма и прочее были другими. Слоговое письмо — не буквенное. Каждый слог обозначается одним знаком, и потому слоговое письмо не имеет алфавита. Чудинов открыл около 60 знаков, составил их таблицы.
А как же к этому открытию относится академическая наука? Думаю, что ученым признать это просто невыгодно. Открытия Валерия Чудинова ломают стереотипы и устоявшиеся взгляды на письменность древних славян. Но вот что сказано в «Житии Кирилла». Со слов его брата Мефодия сообщается, что в 861 году во время поездки с делегацией в Хазарию Кирилл останавливался в Херсонесе. Он «нашел здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, сотворя молитву Богу, вскоре начал читать...». Этот факт говорит не только о грамотности славян задолго до Кирилла, но и о том, что они уже были христианами. Чудинов пишет: «Кирилл азбуку не изобрел. Он сократил известную ему по Херсонесу славянскую письменность до 14 графем, но увеличил до 24 графем греческую часть. Эта письменность стала удобной для Византии и была названа именем своего реформатора». То, что Кирилл не создатель, а реформатор азбуки, не умаляет его значения.
В давние времена Европа была заселена славянами. К примеру, в нынешней Германии сохранилось много славянских названий. Бранденбург когда-то назывался «Бранный лес», то есть оборонный лес. Росток явно славянского происхождения. Город Липск (равнозначно Липецку) немцы переименовали в Лейпциг. Все эти города изначально были славянскими. Славянское письмо оказалось живучим. С момента гонений церковников на волхвов и предания анафеме славянских богов оно продолжало существовать вплоть до Петра Первого. В Средние века слоговое письмо было очень известным, постепенно письменность стала совмещать слоговое письмо с буквенным кириллическим. К началу XVIII века кириллица окончательно вытеснила слоговое письмо. Если в Средние века кириллица использовалась как образец делового, литературного и религиозного письма, то руница активно использовалась в быту. Наши предки предстают как люди высокой грамотности, гораздо более высокой, чем мы могли себе представить. А каменные святилища Макоши, Рода, Сварога, Велеса, Перуна, и других славянских богов до сих находят от Пиренеев до Южного Урала. Лишь сегодня мы открываем для себя, что тысячу лет назад существовала своеобразная «паспортизация» личности, где данные располагались в поясном наборе. На специальном кольце можно было прочитать имя, фамилию, профессию древнего славянина. Название вещи впечатывалось в саму вещь, благодаря чему оно могло быть прочитано спустя века. В книге «Руница и тайны археологии Руси» Чудинов обращается к известной по учебникам публикации о корчаге (большой глиняный горшок с зауженным горлом. — Прим. С. К.) из курганного могильника в Гнёздово и надписи на ней: «ГОРОУХЩА», прочитанной как «горчица».
Эпиграфисты так и не смогли правильно прочесть текст, опираясь лишь на кириллицу. Вот что пишет Чудинов: "Эта наиболее ранняя русская надпись по-своему весьма интересна. Прежде всего, она состоит из нескольких слов, а не одного-двух: двух слов МОЛОКО, из пяти слов КАНЪ (посуда — Прим. С. К.) и из слов ЯТ (пуст — Прим. С. К.), ЗАЛИТЬ и ГОРЛО — всего из 10 слов..., на 7 букв кириллицы (ГОРО из слово ГОРОЛО, НА из слова КАНА и Я из слова ЯТЪ) приходится 17 слоговых зна-ков — вдвое больше. Это означает, что наиболее древняя кирилловская русская надпись была встроена в более крупный текст руницы. А из этого следует не менее важный вывод о том, что кирилловские надписи X века без знания руницы читать и понимать невозможно. Сергей КРАСНОШТАНОВ, профессор |
|||
|