- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Единое пространство культуры
- Путешествие по ночной библиотеке
- Голоса художников
- Шахназар Шахназаров: «Керамика – это все!»
- Дары Софьи Витухновской
- Григорий Зорин. Честная летопись
- «Краснушки» и «чернушки» со святыми образами
- Нашей юности оркестр
- Эра биг-бендов на Дальнем Востоке
- «Мадам Баттерфляй», или Попытка полета
- Успеть на последний трамвай
- Открывающая клады и талантливых людей
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
— Наверное, керамика, — говорит Шахназар. — Когда я устроился на работу в Хабаровский музей археологии, имел контакт с керамикой, найденной при раскопках на территории Дальнего Востока. В ней обнаружил совершенно незнакомые мне узоры, особые способы декорирования. Это и натолкнуло на мысль создать уникальный и узнаваемый образ хабаровской керамики. Сначала была лишь идея, но после соприкосновения с древностью она получила конкретное воплощение. Теперь я работаю преимущественно в этом направлении, занимаюсь керамикой, но не забываю и о других техниках. В прошлом году в Краевом музее им. Н. И. Гродекова прошла моя персональная выставка «Наследие». Готовясь к ней, я попытался вести диалог с древностью, с гончарами давно ушедших эпох, сравнивая их работы с собственным представлением о хабаровской керамике. На выставке вместе со своими работами мне удалось представить интересные образцы керамики, долгое время хранившиеся в запасниках музея, так что практически все экспонаты зритель увидел впервые. Этот выставочный проект стал моим первым большим шагом к рождению того творческого образа, в поисках которого я нахожусь уже много лет. — Что же отличает хабаровскую керамику от керамики других регионов?
— Когда глина в руках мастера становится произведением искусства, в этом тоже есть что-то мистическое. А с чего все начинается? — Первый шаг — идея. Она вынашивается долгое время, и наконец наступает момент, когда появляется необходимость воплотить ее в жизнь. Например, если это будет сосуд, я придумываю его будущую форму и орнамент, делаю эскизы. Иногда это бывает экспромт, когда идея развивается по мере создания произведения.
Изначально у керамики всегда было исключительно практическое назначение, и зачастую из нее делалась только посуда. Я стараюсь расширить возможности керамики, и делаю из нее очень многое — от женских украшений до облицовочного кирпича. Керамика — это все! И отсюда вытекает другая моя цель — внедрение архитектурной керамики. — И что же это? — Так называют искусство внедрения керамики в различные архитектурные решения. Речь идет о монтировании керамики непосредственно в конструкцию здания. Это может быть что угодно: облицовка здания, декорирование фасадов домов и их интерьеров и многое другое. Керамика — это не только плитка, но и декоративный кирпич, и скульптура. И она прекрасно сочетается с другими строительными материалами, потому что может быть любой фактуры, ритма и цвета. Техники ее исполнения практически безграничны. — И керамика так же надежна?
Конечно, потребуется много сил, но можно начать и с малого. Например, вдоль дорог поставить небольшие памятники и скульптуры — скажем, любимых сказочных персонажей. Ведь нигде в мире такого нет. Бронза, медь, бетон — вот современные материалы. Глину давно и незаслуженно забыли. Или такая идея. Я часто работаю с детьми, потом мы организуем выставки их работ. Порой ребенку удается передать с помощью глины намного больше, чем взрослому художнику. Можно было бы объявить творческий конкурс среди юных хабаровчан, а по его итогам лучшие детские работы мастера воссоздавали бы в большем масштабе. Или создать аллею скульптур, основанных на детских работах. Ребенок — автор, мастер — технический исполнитель. — Это действительно отличная идея. Как вы думаете, найдет она поддержку?
Я верю, что для любого благого дела обязательно найдется поддержка. Ведь создание хабаровской керамики — это, в первую очередь, поддержка своей региональной культуры. С помощью такого уникального материала, как глина, можно по-настоящему украсить город, добавить новые цвета в дальневосточный колорит. Уверен, что керамика может стать основным языком архитектуры. И я думаю, однажды искусствоведы, посмотрев на мои работы или на работы моих учеников, скажут: «Да, это действительно хабаровская керамика». И это будет означать, что я добился своей цели. Беседовал Глеб МОРДОВЦЕВ Шахназар ШАХНАЗАРОВ — художник-керамист, сотрудник Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова (Музей археологии). Родился в 1963 году в селе Гасан-Кала Азербайджанской ССР. В 1996 году окончил Хабаровский краевой колледж искусств, в 2008 году — факультет изобразительных искусств и дизайна ДВГГУ. Участник ряда городских выставок. Персональные выставки проходили в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск), Музее изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре), Краевом музее им. Н. И. Гродекова, Картинной галерее им. А. М. Федотова. Участник краевых и региональных выставок, международных выставок в Республике Корея и КНР. |
|||
|