«Краснушки» и «чернушки» со святыми образами

Спас Вседержитель. Неизвестный мастер. Конец XIX – начало XX в.  Дерево, темпера, масло. 26,5 х 21,1 х 1,7Иконы московской, новгородской, псковской, палехской школ сегодня известны многим, а вот произведения «северного письма» менее знакомы. Еще меньше знают о существовании в иконописи такого явления, как народные иконы.

Наиболее яркие страницы истории русской иконописи в собрании Дальневосточного художественного музея, как и в коллекциях других российских музеев, связаны с деятельностью различных региональных и столичных иконописных школ. Народные иконы, так называемые «краснушки», «чернушки», «полосатые», «щепные» иконописные примитивы писались не только художниками-иконописцами, но и народными мастерами, среди которых могли быть ямщики, гончары, плотники. Н. В. Казаринова в своей статье «Народные сибирские иконы», исходя из документов Тобольского архива, пишет, что за иконопись брались все, кто того желал. Так, «священника Дягилева сына приказано отдать обучаться художеству иконописному к геодезии сержанту Василию Шестакову в Тобольске». В деле тобольского иконописца посадского Федора Мечакова указывалось, что он «...по подряде своем в Екатеринбургской церкви, неисправны намалевал образа». Ему предписывалось «...исправить, а впредь, ежели подобное усмотрится, то штрафовать».

Появление народных икон отмечалось уже в XVI веке. В постановлениях «Стоглавого Собора» 1551 года впервые упоминаются «иконники неучи», которые писали «самоволкою, и не по образу. И тех икон меняли дешево простым людям поселянам невежам». Во второй половине XVII века в условиях бурного развития экономики страны, позволившего воздвигать храмы как в городах, так и вотчинах, резко увеличилась потребность в образах у простонародья. Иконы, наскоро созданные народными мастерами, «освидетельствовались» или осматривались в консистории, а затем давался билет «о дозволении отпускать в народ». Народные иконы во множестве стали привозить коробейники из центральных областей России, особенно из Суздаля. Иконописание в суздальских селах — Шуе, Холуе, Палехе, позднее во Мстере — приняло характер народного промысла. «Архивные дела, — рассказывает Н. В. Казаринова в той же статье, — хранящиеся в Тобольске, содержат сведения о количестве привезенных на продажу икон. Так, только в 1763 г. было привезено суздальцами, по освидетельствованию консистории, 55 икон „письма хорошего“, затем еще 267, „среднего письма“ 469 и „низшей работы“ — 57».

Датировка и определение места создания более поздних икон сложны настолько же, насколько бывает трудно определить время и место написания картин народными самодеятельными художниками. И все же, сравнивая народные иконы, имеющие обозначения времени и места создания, можно увидеть различия в технике, колорите и в выборе особо почитаемых святых. Собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает шесть икон, которые можно отнести к поздним народным иконам. Они поступили в музей в 1980-е годы: четыре — из Государственного Русского музея и три — от частных лиц. Иконы «Вседержитель», «Богоматерь Федоровская» и «Никола» относятся к «краснушкам». Самая яркая из них — «краснушка» «Вседержитель» конца XIX — начала XX века — написана неизвестным художником темперой и маслом на дереве. Техника написания маслом была характерна для народных икон подобного типа. На ней дается традиционное поясное изображение Иисуса Христа с крещатым нимбом над головой. Правой рукой он двуеперстно благословляет, а в левой руке держит закрытое Евангелие с изображением креста. Однако весь фон ковчега, поля, Евангелие и хитон Иисуса выполнены нетрадиционно — в ярко-красном цвете, занимающем почти всю поверхность иконы. Надписи по краям образа выполнены черным цветом — вверху: «IC», «XC», слева, у шеи: «Спас Все», справа, у шеи: «Держитель».

Богоматерь Федоровская. Иконографический тип: «»Елеус».   Неизвестный мастер. XIX в. Дерево, темпера. 35,9 х 28,8 х 1,5Еще одна «краснушка» — «Богоматерь Федоровская» XIX века, написана неизвестным художником темперой на дереве в свежих локальных красочных сочетаниях оранжевого и желтого цветов, которые собирают всю композицию, придают изображению определенный ритмический строй. На ней традиционное поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, касающимся ее щекой. Левая рука Богомладенца заходит за шею Богоматери. Световые блики на ликах полностью отсутствуют. Богомладенец в зелено-голубом хитоне и белом поясе. Платье Богородицы темно-синее. Мафорий Богородицы и поля иконы нетрадиционно ярко-оранжевые. Края мафория Богородицы и часть фона иконы окрашены в ярко-желтые полосы. Поверх мафория Богородицы серебряный убрус, украшенный растительным и точечным орнаментом, схожим с орнаментами предметов русского народного быта. Нимбы и верхняя часть фона также посеребренные. Надписи по краям нимба: «МР», «ОУ», «ИС», «ХС», «ФЕОДОРОВСКIЯ пр. БЦЫ».

Никола. Неизвестный мастер. XVIII – XIX вв. Дерево, темпера. 35 х 29,3 х 1,6Икона-«краснушка» «Никола» написана неизвестным художником конца XVIII — начала XIX века темперой на дереве, в ярких праздничных красочных сочетаниях. На посеребренном фоне полуфигурное изображение Николы. Правая рука святителя сложена в именном благословении, левой он держит открытое Евангелие со словами: «Вовремя оно ста iс намъ сте равнее ина родъ уче». На святителе красная с мелкими золотыми цветками фелонь, посеребренный правый рукав украшен растительным орнаментом, так же, как на предыдущей иконе, схожим с орнаментами предметов народного быта. Поверх фелони ярко-желтый с оранжевыми переходами омофор с белыми на черном крестами. По сторонам от нимба Николы в медальонах изображены полуфигуры благословляющего Христа с закрытым Евангелием и Богоматери с белым омофором. Поля иконы ярко-оранжевые, сверху надпись темным: «[ ]бразъ Стаго Николы Чуд».

«Богоматерь всех скорбящих радость».  Иконографический тип «Оранта».  Неизвестный мастер. Конец XIX в. Дерево, темпера. 29 х 21,1 х 2,1Две иконы: «Богоматерь всех скорбящих радость» и «Скорбящая Богородица» по ряду признаков относятся к так называемым «полосатым» иконам XVIII–XIX веков, в которых фоны часто выполнялись двухцветными, полосатыми: оземь оливковая, над нею светлая охра, выше серебряная или золоченная по фольге олифа. Они не имели резного ковчега и паволоки, а если она и была, то бумажная, и нередко только на полях. В них не было сложных многофигурных композиций. Заказчику этих икон было вполне достаточно «узнать» святого. Это особенно заметно в иконе «Всех скорбящих радость», написанной в сокращенной иконографии неизвестным художником конца XIX века темперой на дереве. В данном варианте Богоматерь представлена в образе Пресвятой Девы без Младенца. По сторонам образа находятся всего двое скорбящих, предстоящих Богородице, и два ангела. Помимо упрощения иконографии упрощена и прорисовка фигур. Изображение напоминает контурный рисунок. Овалы ликов закруглены. Упрощенно написаны лики, руки. Но при этом каноническая, принятая за основу схема сохранена. Богоматерь стоит на зеленом поземе. Позади изображены зеленеющие ветви, символизирующие райские кущи. Фон полосатый — серо-голубой, желтый, зеленый, светло-зеленый, светло-коричневый, коричневый. Поля охристые. Надписи над Христом справа: «iис Хс» и в нимбе: «woн»; над Богоматерью в нимбе: «мр оу». Вверху в ковчеге надпись: «Скорбящая Пе Бцы».

Скорбящая Богородица. Иконографический тип «Елеус».  Неизвестный мастер. XIX в. Дерево, темпера. 29,8 х 23 х 1,5Другая «полосатая» икона — «Скорбящая Богородица» также написана неизвестным художником XIX века темперой на дереве. Композиция иконы сложная, многоярусная. В центре сильно увеличенная фигура благословляющей Богоматери, облаченной в ярко-синее платье и темно-бордовый мафорий с желтым наголовьем, украшенным спиралевидными завитками. По краям мафория Богородицы надписи на белых свитках: «НАГИМЪ» «ОДЕЯNIЕ», «АЛЧУЩИМЪ» «ПИТАNIЕ». Богоматерь, стоя на белом круглом подножье, протягивает хлеб страждущим. В верхнем ярусе композиции справа от Марии изображен ангел в синем хитоне и желтом гиматии (у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, которая надевалась обычно поверх хитона), простерший красный покров над обнаженным юношей, стоящим ниже со скрещенными на груди руками, в белой перевязи на чреслах. В нижнем ярусе композиции, справа от Марии, изображены две фигуры страждущих — мужчины и опирающегося на белый посох старика. В верхнем ярусе слева от Марии изображен другой ангел в желтом хитоне и синем гиматии. Ниже расположены фигуры страждущих: мужчины и молодой женщины. В нижнем ярусе композиции слева от Марии изображены сидящий старик и стоящий юноша. Вверху, прямо над Богоматерью, в бело-голубых облаках поясное изображение Иисуса Христа в крещатом нимбе и лучах «славы». Позади Богоматери изображены зеленые кусты, символизирующие райские кущи. Фон иконы полосатый — красный, желтый, серо-голубой, светло-коричневый. Поля охристые, с синей полосой по внешнему краю и красной полосой по краю ковчега. Надписи над Христом справа: «iис Хс» и в нимбе: «woн»; над Богоматерью в нимбе: «мр оу». Вверху в ковчеге надпись: «Скорбящая Пе Бцы».

Икона «Николай Угодник», написанная неизвестным художником XVIII века маслом на сосновой доске, «щепная». Для «щепных» икон характерно использование древесины хвойных пород, отказ от ковчега и паволоки (иногда ее заменяли бумагой). На легком грунте «щепных» икон выполнялось только личное письмо: Христа, Богоматери, Николы Чудотворца. Другие святые на подобных иконах не встречались. На музейной «щепной» иконе полуфигурное изображение Николы. Правая рука Святителя сложена в именном благословении, в левой он держит открытое Евангелие со словами: «Вовремя оно Ста iс намъ Сте равне ина родъ ученiлъ». На святителе слева красная, справа темная с золотыми цветками фелонь. Сверху белый омофор с желтыми полосами по краям и темными крестами. По сторонам от головы Николы в медальонах полуфигуры Христа и Богоматери. Фон вверху ковчега посеребренный, внизу — охристо-оранжевый. Поля охристо-оранжевые. Надпись черным по краям нимба: «Образ Стаго Николы чу».

Все эти произведения народной иконописи, как и сами художники, их создавшие, непосредственно связаны с русской православной культурной традицией и наполнены той высокой символикой, которая была присуща древним памятникам.

Наталия СТАРУН