Путешествие Богородицы на Дальний Восток

Икона «Богоматерь с Младенцем» после реставрацииИногда достаточно нескольких слов, чтобы сказать о главном. Выставка иконы «Богоматерь с Младенцем» в Дальневосточном художественном музее, предельно лаконичная и камерная, дала возможность зрителю прикоснуться к двум отдельным мирам: неизвестного иконописца рубежа XIX–XX столетий и современного реставратора, сумевшего вернуть иконе утраченное за долгие годы величие. Этот во многом уникальный выставочный проект стал совместной работой музея и Хабаровской духовной семинарии. Но прежде чем богородичная икона предстала в экспозиционном пространстве, ей пришлось пройти сложнейший путь.

Пути Господни

Игумен Петр (Еремеев), проректор Хабаровской духовной семинарии, говорит, что год открытия на Дальнем Востоке самого первого духовного учебного заведения был связан с целым рядом удивительных даров. По благословению епископа Иркутского Вадима на Дальний Восток прибыл вагон-храм, в котором находились мощи Святителя Иннокентия Иркутского – первого архиерея, окормлявшего народы восточной территории России. Из Москвы в адрес семинарии поступило несколько сотен раритетных богословских изданий, что стало основой ее библиотеки. Продолжение этих событий – живописная икона «Богоматерь с Младенцем».

Отец Петр впервые увидел ее у своего друга-коллекционера в Москве. Судя по форме, икона была храмовой и создавалась специально для иконостаса, а изображение явно указывало на то, что относится она к религиозной живописи конца XIX – начала XX веков. К московскому коллекционеру икона попала в плачевном состоянии, и многочисленные «раны» – повреждения красочного слоя, деформированные и расколотые доски – говорили о непростой судьбе иконописного образа. Выясняя путь иконы, удалось установить, что вначале она перебралась из Москвы или ее окрестностей в Западную Сибирь (возможно, кем-то спасаемая), где и находилась весь советский период. Затем, тоже неизвестными дорогами, вновь вернулась в Москву. Как говорит игумен Петр, икона попала в дом его друга совершенно неожиданно, и потому складывается ощущение, что «Богоматерь с Младенцем» пришла к нему сама, чтобы потом с его помощью отправиться на восток России, где православие, по сравнению с западными регионами страны, делает лишь первые шаги.

Елена ЕвстратоваСчитая неприличным держать в доме храмовый образ, коллекционер предложил отцу Петру забрать его в семинарию. Учитывая большой размер иконы (высота 1 м 80 см) и ее хрупкость, это оказалось непросто, но благодаря содействию многих людей, в том числе сотрудников транспортной милиции, она благополучно добралась из столицы в специальном контейнере, который уберег драгоценный подарок от дополнительных травм.

Проректор Хабаровской духовной семинарии советовался со многими специалистами по религиозной живописи в Москве, показывал фотографии иконы. Большинство склонялось к тому, что это очень похоже на руку раннего Нестерова. Но окончательные выводы делать рано. Игумен Петр (Еремеев) подчеркивает: «Безусловно, мы относим эту икону к манере нестеровского письма, но определяя ее авторство, лишь предположительно говорим о Нестерове либо о художнике его эпохи, который находился под сильным воздействием творчества Нестерова и Васнецова».

Впереди детальная исследовательская работа по установлению авторства «Богоматери с Младенцем». Возможно, ее проведут московские специалисты по высококачественным фотографиям изображения и его отдельным фрагментам. Но даже если предположение о причастности Нестерова к созданию храмовой иконы не подтвердится, значение ее от этого не уменьшится. В любом случае в коллекции Хабаровской духовной семинарии (а здесь уже собран целый ряд живописных произведений дальневосточных и московских художников) теперь есть достаточно редкий образец религиозной живописи конца XIX – начала XX веков. Редкий потому, что подобных произведений в России осталось не так много. На заре советской власти, когда массово уничтожали «старое» искусство, сотрудники музеев, понимающие ценность иконописи, старались уберечь от революционного костра более древние предметы. То, что создавалось современниками, ценилось не так высоко и потому обрекалось на гибель. Например, росписи Нестерова в храме Марфо-Мариинской обители и росписи Васнецова в храме Иоанна Крестителя на Красной Пресне были полностью замазаны масляной краской. И тем ценнее для нас богородичный образ, который условно относят к типу «Одигитрия» («Путеводительница»), преодолевший десятки тысяч километров, чтобы обрести свое новое пристанище на востоке России.

Диалог на грани чуда

Сразу по прибытии в Хабаровск икону «Богоматерь с Младенцем» передали в реставрационную мастерскую Дальневосточного художественного музея, в руки Елены Евстратовой. Так начался их диалог, который длился на протяжении девяти месяцев. Прикосновение к намоленному образу – ответственность немалая. Работа реставратора требует особого настроя и той защитной атмосферы, которая не позволяет вторгаться в сакральное пространство ничему лишнему. Только так можно почувствовать, понять все «болевые точки» иконы и помочь ей.

Изначально было принято решение сохранить икону в том виде, в котором ее донесла до нас история. А это значит сделать техническую реставрацию, закрыть и тонировать серьезные утраты, законсервировать изображение. По всей вероятности, икона долгое время пребывала в режиме повышенной влажности (скорее всего, она стояла на полу храма), от этого доски деформировались и раскололись. Четыре месяца ушло на их выпрямление, причем вес выставляемых грузов достигал 150 килограммов. Другой серьезной проблемой стала нижняя часть иконы, замазанная грубым слоем половой краски. Расколы доски с утраченным грунтом (левкасом) были закрыты пластилином. Увидев это варварство, Елена подумала о том, как жестоко кто-то обошелся с храмовым образом. Но когда стала удалять краску, с удивлением обнаружила тонкий слой светлого водорастворимого состава, а под ним – сохранившуюся живопись. И стало понятно, что икону, когда нижняя часть ее изображения стала разрушаться от влаги, закрыли намеренно, используя подручные средства. Ее спасали, и человек, сделавший это, думал о будущем.

Помимо деформации и расколов, икона была покрыта каплями воска, на ее поверхности имелись ожоги, а самый глубокий, явно от лампады, – на грудной части Младенца. Работая только с покровным слоем, Елена Евстратова реконструировала многочисленные утраты авторской живописи. Главное правило заключается в том, чтобы не вторгаться в художественное пространство художника, и здесь – только чутье рук. Впрочем, Елена так и говорит: «Я думаю руками».

Икона до реставрацииИкона после реставрации

Работа реставратора – это всегда проникновение в мастерскую художника. Елена Евстратова отмечает высокий уровень мастерства, с которым неизвестный живописец нестеровской школы подошел к технической подготовке доски для иконы: нанес несколько слоев грунта с лицевой стороны и крупносетчатую паволоку, оборот также закрыл грунтом. «Богоматерь с Младенцем» выполнена в смешанной технике: здесь масло, водорастворимые краски, золочение. Прикасаясь к такой живописи, важно подобрать цветовую гамму, соответствующую «состарившимся» краскам. Достаточно сложным оказался цвет спелой вишни на хитоне Богоматери, который к тому же по-особенному реагировал на воздействие влаги.
Девять месяцев сосредоточенности, погружения в пространство богородичного образа, максимального напряжения. Но у Елены складывалось ощущение, что силы ей давала сама Богородица. То же состояние было и во время реставрации иконы Николая Чудотворца, которую Елена Евстратова делала для Гродековского музея. А на нее, между прочим, потребовалось два года.

Елена Евстратова по образованию архитектор, но уже десять лет работает в реставрационной мастерской Дальневосточного художественного музея. Когда ее спрашивают, почему так сложилось, отвечает просто: «На все воля Божья». За это время Елена накопила серьезный опыт, плюс стажировки в реставрационном центре им. Грабаря, которые дают возможность общения с ведущими специалистами в этой области. Через ее руки прошло множество икон, порой с непростыми судьбами (вспоминается образ преподобного Серафима Саровского в окружении святых, где помимо живописи использовались бархат и тончайшая фольга), но выделить для себя самую значимую Елена Евстратова не может. Просто всякий раз она влюблена в ту работу, которую делает в данный момент.

Когда завершился диалог реставратора и «Богородицы с Младенцем» и началась подготовка выставки, Елена придумала для иконы достойное обрамление. Мерцающая ткань, белоснежные свечи и нежные анемоны, напоминающие те самые лилии, которые увивают трон, где восседают Богоматерь с Младенцем. Елену переполняла радость, она чувствовала – икона спешит прийти к людям. А все, что происходило между ними до этого момента, было на грани чуда.

Елена ГЛЕБОВА
Фото Валерия МАЙОРОВА