Помня о прошлом, веря в будущее…

Святитель Иннокентий ИркутскийВ ноябре 2008 года старейший православный приход Хабаровска отметил двойной юбилей: 110-летие каменной церкви Святителя Иннокентия Иркутского и 15-летие воскресной школы. В городе состоялось сразу несколько событий, посвященных этим двум значительным датам: фотовыставка в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры, юбилейный концерт в Центре эстетического воспитания детей и выставка детского рисунка «Дети рисуют Иннокентьевский храм». На протяжении своей дореволюционной истории храм занимал важное место в духовной и общественной жизни Хабаровска. И сегодня после долгих лет разрушения и забытья возрожденный Иннокентьевский храма стал важной частью духовного и культурно-исторического наследия нашего города.

Храм первостроителей

А началась история храма почти одновременно с Хабаровском. В 1858 году вскоре после основания военного поста солдатами-линейцами была срублена небольшая деревянная церковь в честь святой Марии Магдалины. Освящал храм архиепископ Иннокентий (Вениаминов), прославленный в будущем в лике святых.

Церковь располагалась на склоне горы, неподалеку от солдатских казарм. В одном из первых описаний Хабаровки, сделанном профессиональным топографом Гамовым, читаем такие строки: «Взор путешественника, вступающего сюда с Амура, с особенным удовольствием устремляется влево и останавливается на небольшом, но изящном здании церкви Божией, с зеленой крышей».1 Храм представлялся топографу «стройным симметричным кристаллом», встроенным в груду каменного холма.

Вскоре после появления храма неподалеку стал действовать первый хабаровский погост, получивший впоследствии название кладбища Первостроителей.

Первая хабаровская церковь простояла чуть больше десяти лет. Из-за непосредственной близости к воде здание храма очень быстро ветшало и к концу 1860-х годов пришло в совершенную негодность. Перед жителями военного поста встал насущный вопрос о строительстве нового храма.

В 1869 году начальство Хабаровского поста озаботилось постройкой нового храма. Церковь святой Марии Магдалины разобрали, а оставшийся пригодным материал использовали при возведении нового храмового здания на сухом берегу реки Чардымовки.

Строительство осуществлялось на средства хабаровских купцов Михаила Чардымова и Андрея Плюснина и продолжалось недолго: уже в 1870 году архиепископ Камчатский и Благовещенский Вениамин совершил освящение новопостроенного храма в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского.

К концу ХIХ века и эта церковь пришла в ветхость. С 1892 по 1893 год богослужения в ней прекратились, и за это время был сделан небольшой ремонт. Но уже через три года настоятель Успенского собора протоиерей Александр Протодиаконов обратился в Духовную консисторию Благовещенской епархии с просьбой разрешить строительство новой каменной Иннокентьевской церкви «взамен пришедшей в ветхость и являющейся слишком малопоместительной по сравнению с увеличившимся населением города».

Разрешение было получено, и в 1896 году в городе начал работу Строительный комитет по сооружению каменного Иннокентьевского храма под руководством городского головы А.А. Рассушина.

По доброй русской традиции Иннокентьевскую церковь строили всем миром. Проект храма был сделан военными инженерами строительного отделения при приамурском генерал-губернаторе – полковником В.Г. Мооро и капитаном Н.Г. Быковым. Последний безвозмездно взял на себя обязанности главного строителя храма. Проект строительства утвердили, и 22 июня 1897 года была совершена закладка новой Иннокентьевской церкви рядом с деревянной. На этом торжественном мероприятии присутствовало высокое начальство в лице генерал-губернатора C.М. Духовского и его помощника генерал-лейтенанта Н.И. Гродекова. Местная пресса сообщала: «Фундамент заложен, материалы изготовлены и доставлены к месту постройки. Церковь строится на Военной горе, на набережной Амура, вблизи ветхого здания прежней деревянной церкви».2

Уже через год силами солдат местного военного гарнизона здание храма вывели под крышу. К осени 1898 года выстроили колокольню и пятиглавие куполов. В октябре на колокольне установили звонницу из 12 колоколов. К этому же времени была окончена роспись внутреннего храмового пространства. По некоторым свидетельствам она осуществлялась на средства хабаровского купца И.П. Пьянкова. Руководил росписью выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, первый хабаровский художник и иконописец С.А. Казаринов.

8 ноября 1898 года по старому стилю, в день собора Архистратига Михаила, состоялось торжественное освящение Градо-Хабаровской Иннокентьевской церкви, которое совершил протоиерей Александр Протодиаконов в сослужении с ее настоятелем протоиереем Харалампием Петрологиновым и всем причтом. На богослужении присутствовали приамурский генерал-губернатор, его помощник, все члены строительного комитета и множество молящихся.

При пении псалмов было совершено водоосвящение, а после этого освящение и облачение престола и жертвенника. Затем вокруг храма прошел крестный ход с окроплением его стен святой водой и помазанием святым миро. По окончании крестного хода последовала Божественная Литургия, а затем молебен с акафистом святителю Иннокентию Иркутскому с провозглашением многолетия царствующему дому, епископу Камчатскому Евсевию, строителям и благотворителям храма.

Новый храм стал настоящим украшением Хабаровска. Он торжественно возвышался над невысокими постройками молодого города и просматривался даже от железнодорожного вокзала. Особенно выразительна церковь была со стороны Амура. Еще задолго до приближения к Хабаровску по реке было видно, как сияют ее купола и кресты.

На страницах газеты «Приамурские ведомости» от 15 ноября 1898 года сохранилось интересное размышление, которое, по сути, является напоминанием будущим поколениям хабаровчан: «Пройдет много, много лет: амурская старина сделается преданием, постепенно изглаживаясь из памяти старожилов, а о том месте, которое теснейшим образом связано с жизнью и бытом первых колонизаторов края, где они молились, крестили детей, сочетались браком, и где совершался над прахом их последний погребальный обряд, не останется в памяти и следа, – а между тем образ храма, как образ дорогого сердцу человека, всегда будет мил и памятен тем, кто важнейшие моменты своей жизни провел под его сенью».3

Век двадцатый. «Время разбрасывать и собирать камни…»

Даже в период революционных событий и Гражданской войны богослужение в хабаровских храмах не прекращалось. Это было связано с тем, что революционные преобразования на Дальнем Востоке России в полной мере стали осуществляться позднее, чем в европейской части страны. Их пик пришелся на середину 1920-х годов.

Не была исключением и Иннокентьевская церковь. Удивительно, но до 1922 года она продолжала оставаться местом регистрации актов гражданского состояния, на основании чего можно признать – антирелигиозная пропаганда тех лет не имела особых успехов. Большинство жителей прихода крестили новорожденных, венчались и совершали отпевания умерших. Это подтверждается данными метрических книг Иннокентьевской церкви за период с 1918 по 1922 год.

В 1930 году храм захватили раскольники-обновленцы, изгнав из него сохранивших верность Святейшему Патриарху Тихону настоятеля отца Виктора Козловского, диакона Иоанна Михайлова и прихожан. Общину лишили всего церковного имущества, которое перешло теперь к раскольникам. Но обновленцы хозяйничали в храме недолго: в 1931 году они подали заявление в Постоянную культовую комиссию с просьбой получить кладбищенскую Михаило-Архангельскую церковь взамен Иннокентьевской. Просьбу удовлетворили, и постановлением президиума Далькрайисполкома за № 800 от 31 июня 1931 года Иннокентьевская церковь была ликвидирована, а ее имущество перешло с обновленцами в кладбищенскую церковь.

Изначально здание храма было предоставлено в ведение Хабаровского горсовета, а постановлением Совнаркома от 20 сентября 1933 года его зачислили в Государственный фонд с последующей реализацией. В декабре церковь продали Управлению комендатуры Пограничного военного округа за 15 тысяч 681 рубль 50 копеек. В здании разместилась радиотелеграфная мастерская пограничных войск. В это же время началось разрушение внешнего и внутреннего облика храма. С колокольни сорвали колокола и, по свидетельствам очевидцев, закопали в землю недалеко от храма.

В 1940-е годы, когда в храмовом здании расположились оружейные мастерские, рабочим было дано указание соскоблить со стен сохранившуюся роспись. Женщины, исполнявшие это поручение, из страха совершить кощунство лишь закрасили фрески краской. К 1964 году, когда храм стали переоборудовать под планетарий, сломали колокольню, разрушили пятиглавие и порталы, в стенах пробили новые окна, оборудовали второй этаж, а вход в планетарий устроили через алтарь.

Но пришло время возрождения разоренной святыни. В 1990 году на имя председателя Совета Министров РСФСР И.С. Силаева поступило ходатайство народного депутата СССР Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о передаче принадлежавшего ранее Русской православной церкви здания хабаровской Иннокентьевской церкви.4  По указанию И.С. Силаева Хабаровский городской совет народных депутатов рассмотрел эту просьбу и «принял положительное решение». Но передача храма откладывалась на протяжении полутора лет. Пока шли различные согласования и разногласия по поводу возвращения храма, 7 июня 1991 года в отделе юстиции был зарегистрирован приход святителя Иннокентия Иркутского. Началась молитвенная жизнь возрожденной общины. В это же время решением Хабаровского крайисполкома здание Иннокентьевской церкви было поставлено на государственный учет как памятник архитектуры.

Наконец, 21 октября 1992 года малый совет Хабаровского краевого совета народных депутатов в связи с обращением приходского собрания и ходатайством управляющего Хабаровской и Благовещенской епархией епископа Иннокентия принял следующее решение: «1. Передать здание бывшей Иннокентьевской церкви вновь образованному приходу св. Иннокентия Иркутского с правом управления зданием, оставив его в составе краевой собственности как памятник истории и культуры края. 2. Рекомендовать Хабаровскому городскому совету решить вопрос о выделении приходу территории, необходимой для его деятельности».5

На протяжении десяти лет шло восстановление святыни заботами, силами и средствами многих хабаровчан.

В 1998 году, к столетнему юбилею каменной Иннокентьевской церкви, над ней засияли купола, увенчанные крестами. К Пасхе 1999 года на восстановленную звонницу были подняты 12 колоколов, отлитых в Москве. Самый большой из них весит 430 килограммов.

С 2000 по 2002 годы была произведена роспись внутреннего храмового пространства, выполненная, как и сто лет назад, хабаровскими художниками.

5 июня 2002 года состоялось торжественное освящение возрожденного Иннокентьевского храма, которое совершил епископ Хабаровский и Приамурский Марк в сослужении городского духовенства. Началась новая жизнь возрожденной святыни.

Сегодня Иннокентьевский приход живет полноценной церковной жизнью. Ежедневно здесь совершаются богослужения и церковные требы. В воскресные дни храм полон молящегося за литургией народа. Еженедельно через таинство крещения в храме святителя Иннокентия Иркутского к церкви присоединяются десятки человек. Регулярно ведется катехизаторская работа с желающими принять это таинство и с новоначальными христианами. При храме работает православная библиотека, где любой может найти душеполезное чтение: здесь духовная литература для начинающих, серьезные богословские книги, жития святых, творения святых отцов, православная художественная литература, церковная публицистика. Всего библиотечный фонд насчитывает около 5 000 книг.

Священники и сотрудники храма всегда с радушием и участием встречают как постоянных прихожан, так и тех, кто только переступил порог церкви. Именно это и заповедовал наш небесный покровитель святитель Иннокентий Иркутский.

Посещение храма Патриархом Алексием IIМиссия добра и просвещения

Еще в 1875 году настоятель хабаровской Иннокентьевской церкви священник Иоанн Гомзяков получил из Духовной консистории указ следующего содержания: «Во исполнение постановления, касающегося участия русского православного духовенства в деле народного образования, изложенного в указе Святейшего Синода от 10 октября 1874 г. за № 85 для желательного и необходимого успеха по делу народного образования дать знать указами циркулярно Вам, чтобы приняли на себя обязанности законоучителя преподавать Катехизические истины тем, кои только что начинают обучаться грамоте, и Закон Божий тем, кои уже разумеют грамоту толково. Признавая совершенно справедливым за несомненный факт всегдашнее просветительное влияние духовенства на народ и бескорыстное служение на пользу народного образования, имеем полную уверенность, что Вы со дня получения сего указа потщитесь словом, делом и примером введения в заведываемом Вами училище основательного преподавания Закона Божия, как по важности и необходимости религиозно-нравственного направления в народном образовании, так и по священной прямой своей обязанности всеми силами содействовать этому. Кроме сего вменяем Вам в обязанность доставлять в Консисторию сведения пополугодно о числе учеников, посещении классов, и о тех предметах, кои же преподавались им по Закону Божию, согласно нового положения о начальных народных училищах».6  На основании этого документа можно утверждать, что священнослужители Иннокентьевской церкви вели педагогическую работу задолго до официального открытия церковноприходской школы.

Через два с лишним десятилетия после этого указа известный на Дальнем Востоке купец Иннокентий Павлинович Пьянков стал инициатором учреждения при Иннокентьевской храме Хабаровска церковноприходской школы. В 1899 году на личные средства И.П. Пьянкова трудами и заботами его супруги Екатерины Алексеевны школа была открыта.7 В 1900 году Иннокентий Павлинович был избран попечителем школы, одновременно он состоял в Хабаровском церковно-городском попечительстве, был членом Нижне-Амурского отделения Благовещенского епархиального совета. Будучи православным человеком, он во многом способствовал делу церковного строительства и образования в Приамурском крае.

В конце ХIХ века церковноприходские школы были двух типов: «одноклассные» (с двухлетним образованием) и «двухклассные» (с четырехлетним). Вероятнее всего, школа при Иннокентьевском храме была одноклассной. В ней дети всех сословий имели возможность обучаться Закону Божию, Священной истории, грамоте, церковному пению, чтению церковной и гражданской литературы. По свидетельствам современников, чета Пьянковых вложила много сил и средств для достижения высокого уровня преподавания и воспитания в этой школе. На протяжении многих лет церковноприходской школой заведовал протоиерей Харалампий Петрологинов, являвшийся также законоучителем.

В 1918 году был принят декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В частности, декретом провозглашалось, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается».8  В этом же году школа при Иннокентьевском храме разделила участь других церковноприходских школ города – она была закрыта.

Новая страница в истории просветительского дела Иннокентьевской церкви началась уже в конце ХХ века. В 1993 году, через год после возобновления церковной жизни, при Иннокентьевском приходе открыли воскресную школу. Первое время у нее не было своего постоянного помещения, и уроки с детьми проходили в храме, а затем в институте физической культуры. С 1998 года школе выделили учебную комнату в построенном рядом с храмом церковном доме.

Сейчас в воскресной школе храма Святителя Иннокентия Иркутского семь детских групп, в которых обучаются 90 детей от 4 до 16 лет. Ребята изучают Закон Божий, мироведение, изобразительное искусство, музыкальную грамоту и церковнославянский язык. Основные дни занятий – суббота и воскресенье, но и в течение недели педагоги с радостью ждут своих воспитанников. Учащиеся посещают занятия художественной студии и православный подростковый клуб «Встреча», который существует при школе с 2006 года. Его цель – создать среду, необходимую для христианского общения подростков. Через различные формы творческой работы клуба педагоги стремятся увлечь ребят, показать им жизненность Православия, его красоту и многообразие.

С 2001 года воскресная школа проводит занятия и для взрослых, желающих изучить основы православного вероучения. Слушателями занятий становятся как прихожане храма, так и люди, только что переступившие его порог. Преподаватели школы также проводят катехизические занятия с желающими принять таинство крещения, а их число за последние годы составило более 10 тысяч человек.

Доброй традицией воскресной школы стало проведение рождественских и пасхальных концертов, выставок художественного творчества учащихся в различных учреждениях города. Со спектаклями дети посещают детские дома, интернаты, школы, больницы и даже исправительные учреждения. В 2008 году подростковый клуб воскресной школы получил Гран-при городского фестиваля детских театральных коллективов «Театральная весна-2008» за кукольный спектакль «Мальчик у Христа на елке» по мотивам рассказа Ф.М. Достоевского. Уже два года подряд при поддержке Хабаровского краевого объединения детских театров воскресная школа проводит благотворительный показ рождественских спектаклей в театре кукол. Деньги, вырученные от продажи билетов, передаются на нужды воспитанников детских домов.

Конечно, сегодня функции и содержание образования воскресной школы значительно отличаются от тех, что возлагались в XIX веке на церковноприходскую школу. Неизменным осталось одно – стремление педагогов приобщить детей к церкви, привить им христианскую нравственность и любовь к Родине, познакомить с христианской культурой и искусством.

Литература

  1. Православные храмы Хабаровска – свидетели истории. Хабаровск, 2003. С. 9
  2. Научно-справочная библиотека Государственного архива Хабаровского края. Приамурские ведомости. 1897. № 183. Хабаровск. Л. 6. Сшив № 703.
  3. Государственный архив Хабаровского края. Фонд 137. Опись 22. Дело 2642. Л. 52.
  4. Государственный архив Хабаровского края. Фонд 1971. Опись 1. Дело 441. Л. 16.
  5. Государственный архив Хабаровского края. Фонд И-7. Опись 1. Дело 1. С. 26–27 об.
  6. Православные храмы Хабаровска – свидетели истории. Хабаровск. 2003. С. 15
  7. Научно-справочная библиотека Государственного архива Хабаровского края. СУР РКП. Отдел первый. 1918. 26 января. С. 272–273. Инв. № 2549.

Иван СТРЕМСКИЙ,
завуч воскресной школы хабаровского храма Святого Иннокентия Иркутского