Погружение в культуру этноса

Сохранение и развитие традиционного искусства малочисленных народов Крайнего Севера — одно из важнейших направлений в работе кафедры прикладного искусства. С 1991 по 2000 годы здесь велась подготовка учителей изобразительного искусства, родного языка и национального декоративно-прикладного искусства.

Студенты обучались по экспериментальному плану и проходили как искусствоведческую, так и филологическую подготовку. Погружение в культуру собственного этноса, усвоение его художественных, фольклорных, языковых традиций — вот главные задачи, которые ставились в ходе аудиторных занятий, полевых и педагогических практик в местах компактного проживания коренных народов Севера, при написании курсовых и дипломных работ. Сегодня более 40 выпускников работают учителями родного языка, изобразительного искусства и технологии в школах, руководят кружками в этнографических центрах в национальных селах Хабаровского края (Арка, Тугур, Кондон, Нижние Халбы, Дада, Найхин и др.), а также в Эвенкийском автономном округе Красноярского края, Бурятии, Республике Саха (Якутия).

Выбирая темы выпускных квалификационных работ, студенты не ограничивались рамками традиционного искусства, они могли реализовать собственные творческие возможности в графике, живописи, нетрадиционных видах прикладного искусства. Каждая дипломная работа носила комплексный исследовательский характер по истории, языку и традиционной культуре какой-либо этнографической группы или в целом этноса.

В настоящее время ведется подготовка специалистов по декоративно-прикладному искусству со специализацией «Культура коренных народов Севера». Эта специальность не педагогическая, и потому она не в полной мере будет способствовать реализации программы по сохранению и развитию традиционной культуры и языка коренных народов Приамурья. Однако поднимется уровень исполнительского мастерства сувенирной продукции, что позволит мастерам занять свою нишу в индустрии туризма.

Огромную роль в подготовке национальных педагогических кадров сыграли наставники, носители традиционной культуры и языка. Имя А. И. Бельды, выпускника Академии художеств им. Репина, знакомо не одному поколению выпускников художественно-графического факультета. К сожалению, он не застал открытия новой специальности, хотя в 70-е годы остро ощущал, как теряют свои позиции культурные традиции его этноса. На смену этому художнику пришли прекрасные педагоги А. С. Киле, Е. А. Киле, которые передавали новому поколению студентов знания, умения и навыки по традиционному искусству нанайцев.

Не менее важную роль в становлении личности оказывает родной язык и духовность народа. Это было замечено авторами экспериментальной программы Д. М. Берелтуевой, Т. А. Давидовой и Г. В. Рязановой. Тот, кто обучался по специальности «Изобразительное искусство, родной язык и декоративно-прикладное искусство», сегодня востребован у себя на малой родине и там отстаивает интересы своего народа.

Дарья БЕРЕЛТУЕВА, к. фил. н., доцент кафедры прикладного искусства ХГПУ