Художественная жизнь давно минувших времен, отраженная на страницах старых газет и журналов, представляет не меньший интерес, чем книги по искусству или музейная коллекция картин. Особенно если речь идет о Дальнем Востоке, оторванном от «культурных столиц». Правда, на заре ХХ столетия местные газеты больше писали о жизни театральной. Хорошим тоном у издателей считалось размещать на первой полосе газет афиши, анонсы будущих спектаклей, украшенные изящными клише. Конечно, насколько это позволяли печатные возможности.
Художникам провинциальные газеты уделяли не так много внимания, но кое-где все же появлялись сообщения, связанные с этой темой. Незатейливые объявления, заметки с выставок, рецензии, написанные почти сто лет назад, — уникальные фрагменты к большому полотну.
«Новости дня»
Краевая ежедневная вечерняя газета. Владивосток.
№1, август, 1912 г., «Последние известия (из газет)»
«Редкая картина»
Репин задумал большую картину на сюжет из жизни Стеньки Разина. Прототипом Разина послужит Шаляпин. Сподвижников Разина изобразят Куприн, Андреев, Чириков, Серов, Коровин и Скиталец. Портрет рулевого будет написан с Горького. Музей Терещенко обратился к Репину с просьбой продать ему картину.
«Вестник Маньчжурии»
Ежедневная газета, новости политики, экономики и культуры. Харбин.
№156, 6 августа, вторник, 1918 г.
Объявление
Исполняю всевозможные вывески. Короткая, 12, Б. Скороходов.
№181, 19 сентября, четверг, 1918 г.
Выставка в Дайрене
Художественная выставка японских художников при школьной выставке, устроенной Южно-Маньчжурской железной дорогой в Дайрене, собрала небольшое число экспонатов. Очевидно, не откликнулись лучшие силы японского искусства и поэтому ее нужно рассматривать как выставку местных сил.
Экспонируемые картины не дают ничего яркого, оригинального, а указывают лишь на увлечение современными течениями европейского искусства без должного понимания и критики. Та колоритность, прозрачность красок, которыми поистине могло гордиться японское искусство и которые ставили его выше европейского, принесены в жертву непонятному этому увлечению.
Характерно то, что на выставке почти нет акварелей, прежней гордости японского искусства, а те немногие, которые там есть, поражают мутностью и непрозрачностью красок и стремлением подделаться под европейское искусство, к сожалению, в лице не лучших его представителей. Не верится, что это японские художники: совсем нет тех светлых и прозрачных красок, которые так восхищают и прельщают в японской живописи. Все заменено непрозрачными масляными красками, овладеть которыми не удается японским художникам — японцам, живопись которых так восхищала импрессионистов. Все мутно, вычурно, напыщенно.
На выставке, конечно, непременный Сузи с красными барашками на красном фоне. Есть подражание Штуку: голова на синем фоне, но не воздушная эфирная головка, а грубая голова наиреальнейшей японки. Есть попытка подражать Пювие де-Шавану, но в высшей степени слабая. Несколько натюрмортов в сезановском вкусе, скорее прикрыть свою бездарность, чем новаторство. Из портретной живописи обращает на себя внимание портрет мужчины у рояля, но больше, кажется, размерами, чем исполнением. Отдых глазу дают несколько пейзажей с несомненными признаками таланта, но все-таки по колоритности им далеко до прежних японцев, работами которых так восхищались европейские художники и не стыдились у них учиться.
Теперь учителя подражают своим ученикам, и, конечно, подражание неизмеримо ниже оригинала.
В заключение несколько слов о гвозде выставки, японском «ню».
Обнаженная женская фигура написана добросовестно, с хорошим знанием анатомии. К сожалению, в ней не видно силы, а только усидчивость. Написанная, несомненно, в мастерской, она производит странное впечатление своим фоном в виде фантастического ландшафта, который производит впечатление случайного, наспех написанного. Яркая драпировка куда более бы гармонировала с ней.
С тяжелым сердцем покидаешь выставку. Как жалко, что японцы не пошли по своему первоначальному пути, увлекшись европейцами.
Нужно надеяться, что японские художники поймут свою ошибку и вместо увлечения европейским искусством не будут пренебрегать своим национальным, в котором им нет соперников.
П. М. Карвосский
№187, пятница, 27 сентября, 1918 г.
Хроника. Дайренская пресса о наших экскурсантах
По поводу приезда и пребывания в Дайрене учащихся К. В. ж. д по случаю школьной выставки местныя японския газеты поместили несколько хроникерских заметок, одна из которых в газете «Piто Симпо» по своему содержанию заслуживает внимания. Она носит заглавие «Усердное отношение» (к выставке) русских экскурсантов" и отмечает, что последние отнеслись к осмотру выставки с большим усердием и интересом, чем японцы. Причем бывшие при них переводчики должны были «в поте лица» выполнять свои обязанности, едва успевая отвечать на вопросы интересующихся выставленными экспонатами работ учащихся по разным годам обучения в школах. К сожалению, не на все вопросы этого рода переводчики, некомпетентные в педагогических вопросах, могли дать соответственные ответы.
Далее в заметке указывается на неуместное и несвоевременное демонстрирование на выставке картины Кукреденскаго боя и портретов генералов Куропаткина и Оямы, около которых русские экскурсанты стояли несколько времени в молчаливом раздумье.
№155, суббота, 25 июля, 1919 г.
Хроника. Художественная студия московскаго художника Кованцева
В коммерческом мужском училище с понедельника, 28-го июля, открывается художественная студия для обучения рисованию и каллиграфии детей обоего пола и взрослых. Желающие рисовать и писать под руководством художника могут записаться в коммерческом мужском училище от 11 часов утра до 6 часов вечера.
«Амурская жизнь»
Ежедневная внепартийная демократическая газета. Благовещенск.
№9 (352), пятница, 10 января, 1920 г.
Объявление
Любителю продается кавказский сереб. пояс худож. работы, зол. кулон с аквамаринами, супир с хризолитами, гальванометр до 20 вольт. Мастерская, 13, кв.2.
«Амур»
Вечерняя общественно-политическая и литературная газета. Хабаровск.
№14, суббота, 8 мая, 1920 г.
Объявление
Художник-портретист. Пишу с натуры и увеличиваю с фотогр. карточек. Цены дешевые. Театральная, 13, во дворе, В. Охлопков. Тут же покупаю краски: масляные, темпера и пастель.
№21, понедельник, 17 мая, 1920 г.
Объявление
К. Г. Франц, Н. П. Миронов, А. З. Тейхнер открыли совместно ювелирно-граверную мастерскую под фирмою «Т-во ювелиров» по Лисуновской ул., в доме Лухта. Прием всевозможных ювелирно-граверных работ, а также продажа и покупка золотых, серебряных изделий и драгоценных камней.
«Блоха»
Реакционная газета. Владивосток, 1920 г.
Хроника
В Третьяковскую галерею заключен последний буржуй, коего показывают ежедневно, кроме дней праздничных. Проклятый буржуй, поголодав всего три дня, слопал три картины Репина, написанные масляными красками. Контрреволюционеру вскрыли живот и картины извлекли обратно. Они уже повешены. Буржуй тоже повешен.
«Голос трудящихся»
Газета центрального бюро профессиональных союзов г. Хабаровска
№161, 4 января, 1921 г.
Ввиду участившихся случаев краж из музея и невозможности поставить необходимый надзор за посетителями, кои на руку нечисты, впредь до получения от правительства средств по представленной смете и до возможности найма нужного штата служащих как для «публики», так и для воинских команд музей закрыт.
Директор музея А. Липский.
«Заря»
Ежедневная демократическая газета. Харбин, 1925 г.
№42, 25 февраля, 1925 г.
Сообщается о похоронах А. В. Касьянова — главном пайщике и компаньоне-распорядителе торгового дома «И. Я. Чуринъ и К-О». Здесь же опубликован портрет А. В. Касьянова работы Серова.
Из некролога: «Пионер русского дела на Дальнем Востоке, в 1869 году он сделался сотрудником первых учредителей Товарищества по вере И. Я. Чурина и братьев Николая и Василия Петровичей Бабинцевых... У Александра Васильевича Касьянова была особая любовь ко всему изящному, везде он искал красивого, и даже незадолго до смерти он наказывал своим детям, чтобы ему было выбрано скромное, но, по возможности, красивое место на кладбище» .
Из-за этой любви к изящному и интереса к искусству он много собирал картин, им была составлена одна из лучших картин первоклассных русских мастеров..."
№ за 26 февраля, 1925 г.
«Смычка искусств»
Сегодня в Комсобе художник В. А. Засыпкин устраивает оригинальный вечер под девизом «Смычка искусств». До 12 часов ночи в Белом зале идет сценка «Развод», миниатюра «Царь Ахромей», хореографический гротеск Засыпкина «Бездны Парижа», инсценировка Шуры Степановой «У степного костра» и акробатическая инсценировка Меджи и Де-ля Мар «В паутине любви».
После полуночи — грандиозный карнавал-маскарад. В программе участвуют Всеволодская-Дроздова и ея балетная студия, ученики студии художника Засыпкина в специальных карнавальных костюмах, Т. Г. Глебова, Меджи, Пальмова, Степанова, Дроздов, Иванов, Де-ля Мар, Кармелинский, а также ученики драмстудии К. А. Дроздова. За лучшие по оригинальности костюмы будут выданы два ценных приза.
Елена ГЛЕБОВА