- Колонка редактора
- Хабаровский фонд культуры: прожито 15 лет
- Арт-хроника
- Редкости из мастерских
- Стертая судьба скульптора Шутца
- Братья-художники далекой земли
- Немного старины
- Все, чем мы живем... Дмитрий Романюк
- Земные дары Бориса Шахназарова
- «Больхроника» без темных красок
- Город в блокноте Алексея Шишкина
- Хабаровская линия жизни москвича Николая Туркина
- Художник — посредник между Создателем и Землей
- Печальная пристань
- Синяя птица в прекрасном саду
- Группа «Пять + два»
- Они — «Другие»
- Странствия души. Владимир Амельянчик
- Лабиринт фантазий. Валентина Амельянчик
- Олег Яхнин
- Святая Мария
- «Тебя я, как Америку, открою...»
- Откройте книгу — сделайте открытие
- Под сенью картин в СКВ-Галерее
- Худграф
- Наталья из Павлишиных
- «Расправить волосы и мысли...»
- Раньше было лучше
- Галерея на Соборной площади
- Красочный мир, отраженный в воде
«Дар проникновенного, поэтического восприятия природы и окружающей жизни», — писала о творчестве художницы искусствовед Валентина Гавриловна Старикова, выпускница Московского художественного института им. В. И. Сурикова и ученица В. А. Фаворского. Но, несмотря на столь высокие и лестные оценки, Галина Кабанова всегда оставалась в тени. Не стремилась на верхушку славы, не заботилась о регалиях. Она просто всю жизнь писала картины. Это была ее пристань, ее спасение. «Писала то, что душу затронет», — говорит Галина Ивановна. Собирая материал для того или иного полотна, художница отправлялась в плавание на речных судах по Амуру, наблюдая за характерами людей, за состоянием природы. Так рождалась картина «Первый рейс». По крупицам, подобно тому, как создается сложнейший северный орнамент, подыскивала фактуру для «Вышивальщиц», ездила в национальные села, напитывалась тем особым духом. Из книги В. Г. Стариковой «Художники Приамурья»: «Она написала красивый холст «В затоне», с молчаливыми, будто собравшимися на перекур темными судами, с колеблющимися отражениями в мутно-оливковой воде, играющей змейками пламенеющего заката. В композициях Кабановой ее герои и пейзажи неотделимы друг от друга. Так, в серебристых, пронизанных светом струях дождя бегут девочки на полотне «В школу под дождем». В картине «На пирсе» — волнение молодой женщины и девочки, напряженно всматривающихся вдаль; горечь и боль разлуки художница передает и окружающей средой, и контрастом яркого, накаленного солнцем пирса, и темною зыбью морской глубины. Своеобразным оригинальным вариантом этой же композиции, быть может, еще более убедительным по силе и жизненности образов является ее картина «Ждут рыбаков».
Сгинул, как говорит Галина Ивановна, хороший этюд «Рыбачка». Неизвестна судьба картин «Вышивальщицы», «В школу под дождем» и многих других. Где искать их след? Кое-что сохранилось в коллекции Дальневосточного художественного музея, отдельные работы есть в музеях Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, Благовещенска. Но большая часть полотен утрачена. Одни были отправлены в сельские клубы и там пропали, другим работам «помогли» художники, которым понадобились подрамники к выставке, и, не придумав ничего лучшего, они сняли холсты старейшей на Дальнем Востоке художницы. Это все равно что кожу содрать с живого человека. В доме Галины Ивановны Кабановой есть несколько уцелевших натюрмортов и пейзажей. Многочисленные этюды еще хранят дух былых путешествий: Хабаровский край, Приморье, озеро Байкал, вулканы Камчатки, БАМ, Дагестан. Хранит художница и несколько работ Михаила Сергиенко. Это все, что у нее осталось — картины, потускневшие фотографии в альбомах и воспоминания.
И все же голод — не тетка. Галина Кабанова проверила эту народную поговорку на себе. Узнала, что во Владивостоке открылось художественное училище, и вернулась на Дальний Восток. Закончила театральное отделение и вместе с мужем Михаилом Сергиенко, тоже театральным художником, в 1951 году приехала в Хабаровск. Галина Ивановна поступила в театр музкомедии заведующей поделочным цехом, а Сергей Евлампиевич — вторым художником в драму. Перевернув театральную страницу, они вместе работали во «Всекохудожнике» (Всероссийское кооперативное объединение художников), ездили в творческие командировки по селам, собирали материалы для картин. Полотна Михаила Сергиенко к тому времени уже участвовали в республиканских выставках, репродукции печатались в каталогах. Вместе с Я. Мильчиным и В. Шкрабом Галину и Михаила, видимо, в качестве поощрения, отправили в Москву, где тогда размещалась Дрезденская галерея. Вернулись из столицы наполненные впечатлениями, им хотелось только одного — работать, работать, работать. Вместе с художником Васей Мозговым сбросились, купили лодку и втроем отправились в путешествие. Шли до Сикачи-Аляна, потом направились в сторону Дады. Это было последнее путешествие для Василия и Михаила. И фотографии, где трое молодых, красивых, смеющихся людей, — тоже последние. Галина Ивановна Кабанова всю жизнь прожила одна. Многие, кто знает художницу, так и говорят: она посвятила себя Михаилу. А еще — искусству, как бы высокопарно не звучали в наше равнодушное время эти слова. Елена СОЛНЦЕВА |
|||
|