Исчезающий мир амурских сел

Собирайте, собирайте старые предания, собирайте все, что ни попадется интересного, во всем амурском есть для всех уже что-то притягательное, что-то обещающее и даже, может быть, обновляющее.
Сергей Максимов. «На Востоке»

 

Книга-альбом Павла Фефилова «Села Амура» (издательство «Агора», Комсомольск-на-Амуре, 2007) — это своеобразная изобразительная, историко-краеведческая концепция развития «амурской темы», которая имеет важное значение для развития Дальнего Востока.

Материал для своей книги член Союза художников России, почетный член Приамурского географического общества Павел Фефилов из Комсомольска-на-Амуре составил на основе графических рисунков, зарисовок, этюдов, беглых набросков, сделанных им во время многочисленных поездок в села Нижнего и Среднего Амура в течение почти 58 лет. Как с грустью констатирует художник, многие из этих поселений сегодня уже не существуют, их названия остались лишь на старых картах и в рисунках. Всего в коллекции Павла Фефилова набралось более 100 рисунков — ушедшая в прошлое советская история, исчезающий мир.

Уникальность данного издания не только в том, что альбом снабжен сведениями по топонимике и ссылками на литературные и краеведческие источники, а в том, что каждый рисунок дополнен комментариями автора, в которых он передает свои впечатления от знакомства с людьми и бытом амурских сел. Например, воспоминание о том, как в 1968 году ему довелось принимать участие в празднике ульчского населения села Богородского с приглашением гостей из ближайших районов Амура: «Секретарь Ульчского района Александр Степанович Купцов пригласил нас с женой побывать на их национальном празднике... Концерт в клубе, встречи с писателем и краеведом Вальдю, соревнования на лодках, оморочках, соревнования по борьбе на стадионе. Помню, мы прилетели на самолете Ан-2, осмотрев с высоты всю пойму Амура.

Запомнился местный музей. Предметы быта, предметы охоты и, наконец, макет ульчского стойбища, выполненный с большой точностью и искусством. Позднее я несколько раз бывал в Богородском, но праздник 1968 года остался в рисунках и фотоматериале».

 И далее лирическое повествование, в котором не только красоты Амура: «Богородское красивое, чистое, хорошо спланированное и отстроенное село, имеющее рациональную планировку строений. Все это мне напоминало русские села на далеком беломорском Севере. Но здесь красавец Амур! Как оживает село в период кетовой путины! Кто бывал в эту жаркую пору в амурском селе, тот не забудет это заманчивое и трудоемкое оживление. Кругом тарахтят моторки, кто-то уезжает на тонь, кто-то подъезжает с уловом, и так беспрестанно и днем и ночью.

Красивое и хлопотное путинное время на Амуре. И ради этого стоит жить на этой богатейшей реке. Главное в настоящее время — сохранить экологию реки, но это задача двух государств, как Китая, так и России. Не зря называли Амур рекой подвигов, теперь надо проявить подвиг, чтобы сохранить его чистоту, биологию и живительную красоту».

 Старое Шелехово. Декабрь 1983

Вообще описания тех или иных мест на Амуре в книге-альбоме Павла Фефилова «Села Амура» очень живописны. Чувствуется, что художник в этих краях не случайный гость, а хорошо знающий предмет человек: «Бывают на Амуре красивые августовские дни. Стоит спуститься с горы в районе старого кладбища и взглянуть на широту амурских просторов, и дух захватывает! А когда тишина, Амур слегка переваливает свои воды цветом от ярко-фиолетовых до золотистого, создается впечатление волшебной цветовой музыки! Всмотритесь в такую красоту, в ней самой поэтика водных просторов. Как говорил мой друг, большой художник Ли Гирсу, наблюдавший Амур тысячи раз: «Невозможно написать Амур в живописи точно, он меняется каждую секунду, и его изменения уловить невозможно...»

Для сравнения художник приводит отрывок из книги писателя, этнографа, путешественника Сергея Максимова, в котором тот описывает эти места во время своего путешествия по Амуру в середине XIX века. «Селения, образованные из переселенцев, назначенных на Камчатку, и расположенные на пространстве между Мариинском и Николаевском, — пишет Сергей Максимов в книге „На Востоке“, — представляют печальный результат оживления этой бесприметной местности, переселенцы при всех усилиях в пять лет успели только обстроиться, кое-как сделать расчистки и завести хозяйство, которые были найдены нами в весьма печальном состоянии».

Два разных взгляда, два века, прошлый и настоящий.

Село Верхняя Эконь. 2003 Нахаловка в районе строительства г. Амурска. 1964

А вот текст, сопровождающий рисунок, на котором изображен двор дома охотника Василия Тиктамунка из орочского стойбища Кун: «На рисунке... хорошо видно убранство двора, жерди, удилища, бочку. Удилища нужны для ловли по вечерам или ночью на мыша. Хватают крупные таймени. Рассказывали, когда мигрирует белка, переплывает быструю реку Хунгари, таймени тут как тут. Они хватают белок прямо на поверхности воды. Был случай, сидел рябчик на ветке над водой. Выскочил крупный таймень и схватил рябчика.

Река Хунгари известна крупными завалами и несколькими руслами. Можешь доплыть до завала, и явная гибель, так как течение в реке 18 км в час. Следует опасаться гребенок, лежащих поперек реки крупных деревьев. Наезд на сухие сучья не предвещает ничего хорошего».

Тут же портрет самого Василия Тиктамунка. Это линогравюра, выполненная Фефиловым на линолеуме, текст к которой поясняет: «В поездке в Хунгари в 1964 году у меня был с собой кусочек линолеума, что позволило вырезать изображение хозяина Тиктамунка в своем доме... В этом доме я спал на большой стопке сохатиных и медвежьих шкур... В распадке Куна были старые гари, и рябчики подлетали к самой избе, как только посвистишь. А в ключе росла черемуха Маака, которую по вечерам ежедневно посещали и ломали медведи. Они лакомились черемухой. Наутро мы находили множество загнутых деревьев. Собаки очень чувствовали приход медведей и выли и лаяли по очереди».

Хутор Те-Горинский («на той горе») стоит на отшибе в деревне Максим Горький. 1977 Село Бельго. Рисунок 1976 года. В нижней части села ранее был рыбозавод, в настоящее время он не существует

Интересен рассказ Павла Фефилова об истории возникновения сел Нижне- и Верхнетамбовского.

«Верхнетамбовское основано в 1862 году. Через семь лет софийский окружной полицейский исправник Петр Онуфриевич Новицкий в „Описании Софийского округа Приморской области Восточной Сибири“ писал, что в Верхней Тамбовке стоит десять домов, проживает 39 мужчин, 31 женщина и что там есть часовня.

Заселение шло медленно. За последующие сорок лет прибавилось еще десять домов, а жителей стало полторы сотни. Одна часть деревни располагалась на гористом берегу, другая на более низком. Они разделялись оврагом, который в большую воду образовывал довольно широкий залив, тогда приходилось для общения друг с другом ездить на лодках.

Рубленые избы стояли окнами на берег, чтобы видеть, кто приходит или подъезжает — друг или враг, чтобы подготовиться к встрече.

Пришлые русские, как и местное население, с осени запасались рыбой, мясом, дичью. Только к обычным „диким“ продуктам питания добавились хлеб, картошка, свинина, говядина. Хлебопашеством не занимались, хлеб к тому времени поставлялся из Амурской области. Огородничали для собственных нужд. Основным промыслом была рыба. Построили мост через овраг. Возвели церковь, которую с приходом советской власти превратили в клуб.

Но это время ушло. Сегодняшнее Верхнетамбовское на грани исчезновения... В селе 64 дома, живет 180 человек».

А с историей возникновения села Нижнетамбовского связана старинная и немного печальная легенда о юноше, который жил в нанайском стойбище: «...хорошим охотником был он. Всегда приходил с добычей. Старый шаман забирал себе большую часть дорогих шкур и мяса. Все охотники приносили ему подарки. Пусть шаман берет мясо, лишь бы добрыми были духи. У шамана росла красавица дочь. Он хотел продать ее в жены своему старому другу. Но дочь полюбила юношу-охотника. Он украл красавицу и увез ее в горы.

Шаман знался со злыми духами, они помогли старику принять вид медведя. И вот уже диковинный зверь приблизился к шалашу новобрачных. Узнала красавица по хищной походке в звере отца и отвела ружье от него. И превратила всех в скалы. Так и остались стоять обдуваемые северными ветрами скала-медведь, скала-юноша и скала-невеста.

Никто не приходил в эти места, только злые духи прилетали оплакивать своих близких. Черными тучами они закрывали Шаман-гору».

Неизвестно, боялись ли нанайцы злых духов или охота не удавалась в этих местах, но у подножья Шаман-горы стойбищ не было. И только в середине XIX века здесь остановились переселенцы из Тамбовской губернии. Может, и они побоялись бы злых духов, но на старом пароходишке не хватило дров, и пришлось пристать купцу к высокому песчаному берегу, на котором стеной стояла тайга.

Так началась история села».

В низовьях Амура 2 октября 1985 года в связи с осенним паводком была очень большая вода Село Нижнетамбовское. 2000

Любопытные факты приводит Павел Фефилов, повествуя о селе Циммермановка. «В 1854 году во время первой экспедиции по Амуру под руководством Н. Н. Муравьева-Амурского тяжело заболел унтер-офицер Абрам Циммерман. Решено было его оставить с двумя солдатами в гольдском стойбище Няту. Соорудили небольшой дом, для питания дали несколько мешков картошки... Оправившись от болезни, деятельный унтер-офицер вырастил со своими помощниками хороший урожай картошки, наловил рыбы, набил дичи. К стойбищу причалил русский отряд. Образовался приамурский почтово-телеграфный округ, начальником которого назначили А. Г. Циммермана. За усердие ему были пожалованы двести десятин земли в личное пользование.

В начале XX века А. Г. Циммермана похоронили в Хабаровске. Его потомки после революции оказались за границей. Владимир Циммерман, внук, живет в Сан-Франциско. Летом 1969 года он побывал на Амуре.

Сегодня Циммермановка — поселок нефтяников: Дом культуры на 250 мест, больничный комплекс, детские ясли, центр телевидения».

За тот период времени, когда Павел Фефилов в начале 50-х годов прошлого столетия сделал первые зарисовки, и до последних, выполненных в 2003-м, даже то, что осталось от прежних сел, изменилось до неузнаваемости, так что книга-альбом Фефилова о прошлой советской истории жителей амурских сел представляет сегодня интерес с исторической точки зрения.

«Без изучения истории амурских сел, без знаний прошлого, сельского опыта живших когда-то людей невозможно строить работу по восстановлению сел в будущем, — пишет в предисловии автор альбома „Села Амура“. — Мне верится, что когда-нибудь придет такое время. Земля Амурская еще не раскрыла в полной мере свои возможности для жизни человека. Без человека знающего невозможно обживать новую территорию, спасти экологию и чистоту Амура. Не зря Амур называют великой рекой подвигов».

Подготовила Светлана ФУРСОВА