Виолончель как судьба

Галина Леонидовна БаяноваМузыкант и педагог Галина Баянова

Просветительская, подвижническая деятельность отличает несколько поколений музыкантов-преподавателей, работающих в Хабаровском краевом колледже искусств. Так, более 40 лет служит искусству Галина Леонидовна Баянова. Это для нее в 1974 году директор тогда еще училища искусств Г. А. Иванов открыл класс виолончели. Бесконечно преданная профессии, она воспитала плеяду виолончелистов, с успехом работающих ныне в детских школах искусств края, Дальневосточном академическом симфоническом оркестре, оркестре Краевого музыкального театра, оркестрах и образовательных учреждениях разных уровней Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Севастополя.

Как и многие педагоги колледжа, долгие годы Галина Леонидовна с успехом совмещала педагогическую и концертную деятельность, работая в Дальневосточном симфоническом оркестре и оркестре камерной музыки «Глория». А ее камерно-инструментальное исполнительство, совместное музицирование со скрипачом С. И. Каминецким, пианисткой Л. А. Токаревой, кларнетистом Ю. К. Шклявером считалось эталонным для многих поколений музыкантов, выросших в колледже.

Леонид Иванович Баянов крайний справа в среднем рядуПриходя в колледж искусств, ученики попадают в особый мир — добра и красоты, внимания и уважения к личности. Путь в искусство у музыкантов трудный и тернистый, но тот, кто проходит его до конца, приносит счастье окружающим. Работу Галины Леонидовны может оценить каждый, ведь ежегодно в концертном зале колледжа и на других площадках города звучит бархатный голос виолончели. Это показывают свое мастерство в прошлом ученики класса Баяновой, а ныне самостоятельные музыканты. Вновь и вновь пленяет яркий, завораживающий тон виолончели, ее глубокий тембр, столь близкий человеческому голосу по богатству интонаций и тесситуре.

Наша беседа с Галиной Леонидовной состоялась после февральского концерта «Волшебные звуки виолончели», где мы в очередной раз увидели, какие чудеса творит любовь мастера к своей профессии.

— Галина Леонидовна, расскажите, пожалуйста, о своих родителях и о своем детстве, ведь из него дороги ведут во взрослую жизнь.

Галя Баянова (крайняя слева) в роли куклы в опере «Король Еловая Шишка». Тульский дворец пионеров, хоровой кружок. 1955

— Жили мы в Туле. Мама, Анна Петровна, — потомственный хлебопек, в войну начала трудиться на хлебозаводе и под бомбежками таскала мешки. После войны училась в институте хлебопекарной промышленности, была завпроизводством, директором, начальником объединения. У мамы природная постановка голоса, она участвовала в самодеятельности, пела на всех концертах, праздниках дома и на заводе. С детства я слышала арии из опер, народные песни. Отец, Леонид Иванович, был военным связистом, начальником радиостанции, но с юности играл в военном оркестре на баритоне. С первых дней войны находился в музыкальном взводе, потом стал радистом-телефонистом.

— Получается, что вы с детства впитывали музыку, причем самую разную и не могли не плениться звуками?

Анна Петровна Баянова после концерта самодеятельности. Кисловодск. 1970-е

— Я с девяти лет ходила в Дом пионеров в хоровой кружок, где ставили детские оперы. В одной из них мне выпала роль еловой шишки. Летом не пропускала концерты симфонического оркестра в городском парке. А дома все время работало радио, звучали оперы, арии, которые знала на слух. В пятом классе мы с подругой пошли записываться в музыкальную школу на скрипку, но взяли нас на виолончель. В музыкальной школе отучилась шесть лет, экстерном сдала экзамены за 7-й класс, чтобы поступить в Тульское музыкальное училище им. Даргомыжского. В наш город приезжали по распределению педагоги из Москвы (института им. Гнесиных), часто менялись — так, в школе их было четверо, в училище — два.

В училище мы играли в оркестре, а на 4-м курсе я с оркестром исполнила концерт Сен-Санса, выступала на телевидении с другими студентами. Поскольку у меня был диплом об окончании училища с отличием, я получила направление для поступления в курирующий наше училище Гнесинский институт. Но мне нужно было помогать маме, которая на тот момент одна содержала меня и мою младшую сестру, и потому после окончания училища год отработала по распределению в своей школе.

Г. Л. Баянова. Владивосток. 1970

Через год поехала учиться в Кишиневскую консерваторию (институт искусств им. Музическу), где после аспирантуры работал мой бывший педагог Олег Игоревич Студницкий. С 1967 по 1970 год я там проучилась и в связи с отъездом Студницкого во Владивосток вместе с еще двумя студентами поехала за ним, поскольку он был очень хорошим педагогом...

Так Галина Леонидовна оказалась на Дальнем Востоке. Институт искусств был относительно молодым, с большим потенциалом, ведь его первыми педагогами стали выпускники Московской и Ленинградской консерваторий, и абитуриенты слетались со всей страны. Во Владивостоке Г. Л. Баянова работала в детской музыкальной школе № 1 и иллюстратором в институте. В 1974 году приехала с мужем, скрипачом С. И. Каменецким, в Хабаровск, где поначалу работала в симфоническом оркестре. В 1978 году главный дирижер В. З. Тиц уехал в Омск, но когда в 1990-е годы он вернулся в Хабаровск, Галина Баянова вновь пришла в коллектив мэтра, но уже будучи педагогом с опытом.

За роялем Виктория Постникова

Работа в оркестре была для виолончелистки счастливым временем. Мы листаем сохранившиеся программки музыкальных абонементов тех лет и поражаемся сложности выбранных произведений, их разнообразию, а также именам знаменитых приезжих солистов и дирижеров, среди которых были выдающиеся музыканты.

— В Дальневосточном симфоническом оркестре играли в основном приезжие музыканты из Москвы, Ленинграда, Свердловска, — рассказывает Галина Леонидовна. — К нам приезжали именитые советские дирижеры Ю. Николаевский, Р. Матсов, зарубежные мастера из Франции, Чили, Германии, а также солисты В. Третьяков, В. Постникова, О. Каган, М. Чайковская, С. Рихтер и другие. В репертуаре были практически все симфонические произведения Чайковского, симфонии, фортепианные концерты и «Симфонические танцы» Рахманинова, сочинения Р. Штрауса, И. Стравинского и, разумеется, симфонии и фортепианные концерты Бетховена. Многие сочинения звучали впервые в Хабаровске, были премьерными. Дирижер Роман Матсов открыл для слушателей и исполнителей симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Дон Кихот», где солировали наш замечательный виолончелист и концертмейстер оркестра Михаил Володин и альтист, выпускник Хабаровского училища искусств, концертмейстер альтов Александр Задорожный. Сам Роман Вольдемарович Матсов был удивительной личностью — именно он, эстонский дирижер, знакомый с Д. Шостаковичем, в 1930-е годы стажер Берлинского оркестра, в 1940-е командир роты, сражавшийся на фронте, получивший медаль «За оборону Ленинграда», стал прототипом героя фильма Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Юрий Николаевский, которого ценил придирчивый Святослав Рихтер, знаток музыкального авангарда, открывал публике неизвестные сочинения Д. Шостаковича, С. Губайдулиной и А. Шнитке. Для тех лет это было невероятным событием...

Гастроли в Южной Корее

Вспоминает педагог и о многочисленных гастролях Дальневосточного симфонического оркестра (сейчас Дальневосточный академический симфонический оркестр) на Камчатку, Сахалин, во Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, в Японию, а также Республику Корею, где Галина Леонидовна побывала и в составе оркестра камерной музыки «Глория».

Но вернемся к педагогической работе, которая с самого начала стала для музыканта первостепенной. Первых учеников молодой педагог получила из рук концертмейстера оркестра М. А. Володина, в классе которого на тот момент занимались два человека. Проблема набора на этот инструмент была острой, поскольку в школах края не обучали игре на виолончели и студентов брали из числа не прошедших по конкурсу на выбранные ими специальности пианистов и теоретиков. Так постепенно, шаг за шагом собирала себе учеников Галина Леонидовна, занималась с начинающими, принимала в свой класс студентов из других городов и вела их к вершинам мастерства.

Прошло много времени, и сейчас Галина Леонидовна уважаемый в городе, крае и за его пределами педагог, который не жалеет сил и времени и порой растворяется в учениках. Сегодня не так много школ в крае, где обучают игре на виолончели. И тем ценнее творческие встречи, что организует для учащихся школ Галина Леонидовна. Там каждый ребенок может почувствовать себя артистом.

В центре Галина Леонидовна Баянова и Наталия Григорьевна Гутман с музыкантами Дальневосточного симфонического оркестра. 2002Творческий проект «Концерт-смотр виолончелистов края (детские музыкальные школы и Хабаровский краевой колледж искусств)» под названием «День виолончелиста. Салют, виолончель» проходит регулярно с 2015 года. Ее бывшие выпускники, а теперь уже педагоги детских музыкальных школ (Т. Н. Прохорихина — преподаватель по классу виолончели музыкальной школы Комсомольска-на-Амуре и Е. А. Гладких — преподаватель по классу виолончели ДМШ № 1 Хабаровска ежегодно вместе со своими учениками собираются в стенах колледжа, для того чтобы в очередной раз поделиться достижениями воспитанников, обменяться опытом, получить совет от своего мудрого педагога.

Среди учеников Г. Л. Баяновой много лауреатов и дипломантов краевых, общероссийских и международных конкурсов. Сергей Пастухов и Артемий Герасимов — лауреаты краевого фестиваля-конкурса художественного творчества детей и юношества «Новые имена Хабаровского края», неоднократно выступали с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром. Иван Юрковец — участник Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. Участвовал в гастролях оркестра в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, за рубежом в городах Италии, Вене, Амстердаме, Китае, а также в мастер-классах выдающихся виолончелистов Германии и Италии. В настоящий момент учится в Вене.

На телевидении с выпускниками и студентами класса виолончели. 2002Наталья Пустоварова, которая в свое время покорила конкурс «Музыкальный Владивосток», после окончания РАМ им. Гнесиных и аспирантуры этого вуза играет в оркестре театра «Новая опера» (Москва). Одна из выпускниц конца 1980-х годов Татьяна Шолохова, закончив Харьковский институт искусств, переехала в Москву, успешно работает с детьми в детской музыкальной школе и концертмейстером на кафедре камерного ансамбля в РАМ им. Гнесиных. Антонина Кондратьева успешно училась в Киевской консерватории им. П. И. Чайковского и по возвращении в родной город стала солисткой краевой филармонии и концертмейстером группы виолончелей оркестра камерной музыки «Глория». Сейчас она представляет русскую виолончельную школу за рубежом, в Швеции (Стокгольм).

Многие выпускники работают в Дальневосточном академическом симфоническом оркестре и оркестре Музыкального театра. Это концертмейстер группы виолончелей ДВАСО лауреат премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства М. Арькова, инструменталисты Е. Панина, Е. Гладких, О. Романенко, Е. Итунина. В симфоническом оркестре Севастополя (Крым) и в составе дуэта Donna Cello играет Л. Фатеева, которая в свое время была артисткой оркестра камерной музыки «Глория». Выпускница Т. Н. Прохорихина ныне преподаватель детской музыкальной школы в Комсомольске-на-Амуре, в 2022 году она стала лучшим преподавателем ДМШ края.

Слева направо: Т.Н. Прохорихина (педагог), Г.Л. Баянова, их ученики, Т.В. Заварзина (концертмейстер)В 2007 году после одного из праздничных концертов студентов и преподавателей колледжа к Галине Леонидовне подошла слушательница и подарила программку, на обороте которой были написаны следующие строки:

Ничем не примечательным
                                  был фильм,
Но в нем виолончель звучала...
И всеми струнами душа
Моя ей отвечала.
Опять восторженно всему

                                  внимаю,
И удивляюсь я, и ничего
       
                           не понимаю.
Какую магию имеет осень?
И виолончели звук?
                                 И неба просинь?
Не оттесняя будней канитель,
В душе моей звучит
                                  виолончель...

Виолончель камертоном звучит и в душе самой Галины Леонидовны, звучит с тех пор, как она выбрала этот инструмент, и он стал ее музыкальной судьбой.

Лариса МИХАЙЛЕНКО
Фото из архива Г. Л. Баяновой