Валерий Шиляев. Притяжение океана

Когда мы говорим о таком направлении изобразительного искусства, как марина, сразу возникает ассоциация с творчеством непревзойденного мастера кисти Айвазовского, воспевшего морскую стихию. Если обращаемся к современной маринистике, называем имя Валерия Шиляева. Он стал достойным продолжателем художественных традиций, создав в общей сложности более тысячи марин. В них запечатлен подвиг моряков в период освоения российского Дальнего Востока, отражена история Тихоокеанского флота от легких парусников до грозных атомных субмарин.

Фрегат «Крейсер». Холст, масло

Картины Валерия Шиляева экспонировались на лучших площадках страны — в залах Госдумы и Кремля, в Центральном Доме художника в Москве. Вернисажи проходили на родине маринистики в Испании — в городе Санта-Крус-де-Тенерифе, а также в США, Японии, Корее, Китае. Он знакомил со своим творчеством дальневосточников на выставках в родном Приморье, на Сахалине и Камчатке, в Амурской области и дважды, в 2011 и 2012 годах, в Хабаровске. Работы мастера находятся в собраниях Приморской государственной картинной галереи, Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, Музея боевой славы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, Морской академии им. Г. И. Невельского, Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С. О. Макарова, а также на кораблях Тихоокеанского флота, в музейно-выставочном центре «Находка», в частных коллекциях в России, США, Польше, Республике Корее, Японии, Испании.

Валерий Иванович ушел из жизни в 2017-м в возрасте 69 лет. Через год в Доме офицеров флота Владивостока состоялась юбилейная выставка, к которой художник долго готовился и которая открылась уже без него. Организовала и провела ее арт-директор и вдова художника Светлана Шиляева.

Великий, но не тихий океан. Холст, маслоО Валерии Шиляеве писала искусствовед Людмила Варламова: «Главная тема творчества художника — стихия моря и корабли. Она решается им через историю дальневосточного российского флота, военного, торгового, рыбацкого, старинного и современного. В ней можно выделить пять магистральных направлений: исследование и освоение Дальнего Востока русскими военными моряками, морские виды с изображением кораблей, в честь которых названы бухты Владивостока и острова залива Петра Великого, Русско-японская война 1904–1905 годов и Цусимское морское сражение, маяки южного Приморья, пейзажи окрестностей поселка Преображение и города Находка. И в живописи, и в графике Валерий Шиляев работал в манере близкой позднему академическому романтизму русской живописи середины XIX века, но продолжая, в основном, традиции морского пейзажа и батальной живописи, заложенные Иваном Айвазовским, он одновременно использовал опыт всей русской и европейской маринистической живописи».

На краю света. 2010. Картон, пастель. 31 х 45С 2008 года Валерий Иванович часто выставлялся в Находке, в галерее «Вернисаж», поскольку являлся членом Приморского отделения Находкинского союза художников России. Валерий Иванович — художник самобытный, ни на кого не похожий, шел своим, непроторенным путем. В 1982 году приехал в Приморье и был покорен красотой этого края. Его захватила энергия Тихого океана, полного красоты и безмятежной свободы, заворожили практически не тронутые цивилизацией пейзажи. Пятнадцать лет он работал на судах, ходил в море и все это время наблюдал за его состоянием, чтобы потом максимально достоверно перенести свои впечатления на холст. Выбрав жанр морского пейзажа, часто приезжал в Феодосию, где изучал манеру письма великого Ивана Константиновича Айвазовского. Со временем выработал собственный стиль, особую авторскую манеру. В этом отразился морской опыт, когда приходилось бывать в эпицентре морской стихии. В 2001 году художник обосновался вместе с семьей в поселке Преображение. В бухте Соколовской на берегу моря находятся его дом и мастерская. Здесь, вдалеке от городской суеты, рождались марины Валерия Шиляева.

Канонерская лодка «Горностай» на Амуре.  2011. Картон, пастель. 32 х 47Впервые я увидела его работы в 2008 году в галерее «Вернисаж» в Находке и была поражена их неповторимостью. Выставки художника проходили здесь один или два раза в год и всегда становились ярчайшими событиями культурной жизни города. Валерий Иванович искренне любил Россию, восхищался подвигами ее героев — исследователей-первопроходцев, моряков, рыбаков, и эти чувства наполняли его полотна. Особенно внимателен художник был к молодежи, приходившей на выставки. Курсанты Дальневосточного мореходного училища в Находке не только бывали на открытии вернисажей, но и являлись благодарными слушателями во время творческих встреч с художником в стенах мореходки.

Валерий Иванович делился размышлениями об истории создания своих полотен, о том или ином сюжете. Например, о картине «Большая волна» сказал так: «Когда я пишу картину, так вживаюсь в процесс, что, мне кажется, вода под мастихином булькает».

Кочи В. Пояркова в Охотском море.  2011. Холст, масло.  70 х 100Мастерская Шиляева находилась у моря, и художник часто гулял по берегу, всматриваясь в водные просторы. Все его марины написаны по памяти, но выплеснутые на холст впечатления складывались именно из этих наблюдений. Он собрал большую библиотеку по маринистике, в которой были и книги о морских судах, ездил в творческие командировки. В картине для него было важно все: историческая точность сюжета, техника исполнения и даже багет, которым она обрамлялась.

Всегда и во всем его поддерживала жена Светлана, взявшая на себя работу арт-директора. Она приложила много усилий для того, чтобы вернисажи Валерия Ивановича проходили на достойном уровне. В 2020 году, уже после его ухода, организовала выставки во Владивостоке и Находке, где были представлены произведения не только из наследия художника Шиляева, но и марины из частных коллекций. Экспозиция привлекла внимание многих любителей маринистики. Только во Владивостоке в течение трех недель с ней познакомилось около тысячи человек.

Амурская экспедиция. Поход Г.Д. Разградского. Холст, маслоВ своем творчестве Валерий Шиляев отображал малоизвестные страницы отечественной истории, связанные с освоением и защитой дальневосточных рубежей России, развитием военно-морского искусства и кораблестроения. Написанные в реалистической традиции холсты были понятны и притягательны, рождали в зрителе стремление к гармонии и красоте, благородству мыслей и поступков. Николай Рерих сказал: «Когда мы заявляем, что красота, искусство — это жизнь, мы говорим об эволюции прекрасного. Все свершенное ради искусства является достижением эволюции. Каждый, кто трудится на этом поприще — герой». Безусловно, Валерия Шиляева можно отнести к продолжателям плеяды русских художников, в его картинах отчетливая связь между классическими традициями и современностью.

Прорыв в бессмертие. «Варяг». 2004. Холст, масло. 120 х 200 Валерий Шиляев — подлинное явление в изобразительном искусстве не только российского Дальнего Востока, но и всей страны. И если в Феодосии есть картинная галерея имени И. К. Айвазовского и ежегодно проходит международный фестиваль, посвященный его творчеству, то во Владивостоке тоже могли бы создать галерею художника-мариниста Валерия Шиляева. Он достоин этого. Камерный музей Шиляева есть в поселке Преображение, его марины можно увидеть на официальном сайте www. shilaev. com, которым занимается Светлана Шиляева. И все же для популяризации творческого наследия художника без государственной поддержки не обойтись.

У Валерия Шиляева немало наград и благодарностей, газеты писали о нем как о лучшем современном российском маринисте, в памяти дальневосточников он навсегда останется непревзойденным мастером морского пейзажа. Последние годы жизни художник тяжело болел, но работал до тех пор, пока мог держать в руках кисть и мастихин. Своему призванию остался верен до конца.

Анна ТАРАБРИНА
Фото предоставлены автором