Поэтические миры Елены ДобровенскойВ стихах Елены Добровенской много музыки, воздуха, света, простора. В них живет родная сторонка и большая страна, огромный мир — Земля. Дальневосточные рыбаки «в тяжелых горбатых робах, на которых чешуя светится, как медали»; «соленое солнце, уходящее в море золотою рыбой». За строками стихотворений — Амур, Желтое море, Владивосток, Рига с фантастическим Домским собором, Урал, Сибирь и Магадан, Греция с Коринфским заливом, славный град Петра, старый лупоглазый хабаровский трамвай, Москва, Кремль, лондонский туман, Байкал, Бутырка, жаркий пляж Таиланда. В текстах сходятся Восток и Запад. Таков масштаб и размах поэтического пространства Елены Добровенской. И в этом «неограниченном пространстве», как и положено в поэзии, случаются удивительные вещи: культурный код порубежной эпохи — XX и XXI веков — начинает творить чудеса. Сквозь шум времени слышны голоса Мандельштама и Блока, Федерико Гарсиа Лорки и Басё, Босха и Бога, Ли Бо и Эйнштейна, Пушкина, Ван Гога, Маркеса, Ванги, Карла Иваныча Росси, Лао-Цзы, двух (или трех?!) Толстых: Льва Толстого и Алексея Толстого (которого?), Бродского, Ницше, Сартра, Шнитке... С ними перекликаются дядя Миша, Зоя, мама, дед, бабушка, рыбаки. Ах, как густо населен этот поэтический мир! Осипу Мандельштаму Не волк, скорее — вол, с воловьими глазами, Что на тебя — вола — найдется век твой — волк Стихотворения Елены Добровенской — это тексты со сложной ассоциативной структурой, настоящие шкатулки с секретом. Хозяйка владеет ключами и тайнами смыслов. Читатель поспешный, неподготовленный, но искренне любящий поэзию, конечно, тоже найдет для себя немало интересного. Кто-то, может быть, обратит внимание на музыкальность стихов автора, попробует их напеть — и у него это обязательно получится. А поклонники творчества поэта наверняка вспомнят, что в непростом 2014 году в Москве, в издательстве «Спутник+», вышла книга «Так начинался джаз». Сборник песен (для голоса в сопровождении акустической гитары) дальневосточных авторов Романа Романова (музыка) и Елены Добровенской (текст/ стихи). Оригинальные поэтические тексты и ноты сделали книгу уникальной: Мы окунались с дождем в купель, У Елены Добровенской много отличных поэтических циклов, с хорошо выстроенной структурой. Ключевые стихотворения циклов, подборок стихов предполагают поэтическую интерпретацию. Судите сами: «Рыбак», «Радуга», «Обниматель котов», «Навстречу Ли Бо», «Дерево об одном крыле». Для меня «Обниматель котов» и «Дерево об одном крыле» — уже целые «повести, состоящие из одних названий», безразмерные авторские метафоры. «Дерево об одном крыле» — целиком метафорический текст, который можно назвать стратегической метафорой поэта: «Слово было в начале. И Слово придет в конце». Текст этот устремлен в звездные пространства поэзии и Божьего света, а еще — отлично инструментован, оформлен красивыми звуковыми перекличками-повторами: корни — крона, солнце — слово. Дерево об одном крыле То ли пленное, то ли свободно так, Что оно легко оторвется от всей Земли, Эти корни касаются темных и тайных лет, Солнце в трещинке каждой, в певчем его лице... Звукопись стихотворений Елены Добровенской может быть темой отдельного разговора или филологического исследования, она у автора — «корневая», изначальная, кажется, что сначала рождается звукоряд, ритм, мелодия, они сплетаются в солнечную сеть, а уж потом в эту сеть попадают слова-рыбины, которые выплескиваются из реки-поэзии. Вот так я воспринимаю стихотворение «Куст». Куст В тексте стихотворения «Куст» много музыки и вкусной звукописи, приправленной отличной паронимической аттракцией: «Сварился сом. Рыбак сомлел. „Спасибо!“ » или «Я — куст, из уст которого летят/ Слова, когда они того хотят». Лингвистически объяснение явлению паронимической аттракции, или парономазии, дал знаменитый Роман Осипович Якобсон, тот самый, о котором когда-то написал Владимир Маяковский в своем «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Именно Р. О. Якобсон в работе «Лингвистика и поэтика» описал паронимический эффект, «эффект обманутого ожидания». Парономазия — смысловое сближение слов с подобным, сходным звучанием — широко распространенный стилистический прием в фольклоре, в афоризмах, в литературных произведениях разных жанров: Мал да удал; à la guerre comme à la guerre (на войне как на войне); Dum spiro spero. В поэзии Марины Цветаевой один из любимых приемов — паронимическая аттракция: «белорук — белокур»; «И душный ветер прямо в душу дует...». А у нашего дальневосточного поэта — «В стихах упорно бродит Бродский». Светом пронизано стихотворение «Рыбак»: Рыбак В робе, потом пропахшей, Не могу не сказать об удивительных олицетворениях и метафорах в стихотворениях Елены Добровенской: у нее гудит колокольное слово, колокольная рифма; светят глаза костра, завораживает пляска маленьких костров; у горной речки глаза слезятся; А сердце выскочит рыбой алой. / И растворится в воде устало; в стихах строятся соты из дней; синяк трепещет, и светит подобно флагу; Шевелится весенний гром; а героиня играет солнечный гимн. Ее волнует, что «В сердце Земли прицелился пулемет, / Нашу планету хотят разорвать на части». Поэт умело нанизывает сказку на кукан рифм и ритмов. Однако в текстах стихотворений немало не только понятных всем любителям поэзии образов, но и вкраплений иных культурных кодов, делающих строки Елены Добровенской многомерными, мерцающими смыслами и отголосками разных культур, затекстовых знаний. Имена собственные — одно из проявлений идиолекта (или индивидуального стиля) поэта. Исследованием имен собственных занимается особый раздел языкознания — ономастика, изучающая имена людей и животных, мифических существ, стран, рек, гор, поселений. В произведениях Елены Добровенской функционирует богатая ономастическая система. В поэтическом пространстве ее стихов встречаются представители разных эпох, культур, национальностей. Заглянем хотя бы в одно стихотворение, чтобы ощутить тугой пульс его смысла: Я — ручей Мы тоже не всего читали Шнитке... Не всего я читала Шнитке, А еще стихотворения Елены Добровенской добры и оптимистичны, она не боится подшутить над собой и всегда найдет повод улыбнуться, как дельфин, и улыбнуть читателя. Морское И вид как будто бы неброский. И так уж эта смесь гремуча! Все верно: счастье есть, когда «не пишутся — случаются» новые стихи, через которые мы по-новому смотрим на время и на себя в этом времени, и ждем, что... ...архитектор Карл Иваныч Росси Елена КРАДОЖЁН-МАЗУРОВА Елена Добровенская«Подчиняясь старенькому кларнету»Времена Все смешалось: кони и их подковы, Мировая тоска, за ней — мировой запой, Далеко ль от глагольной рифмы до алкогольной? Далеко ль собираемся? Может быть, в темный лес, Колокольная рифма. Пушкин да карантин. Откроется Вот деревья в молитве своей бессловесной, Под твоею корою, какие там лица? Праздник Когда от мировой тоски смертельной Удержаться Сводки новостей, как с войны, И полынным временем полн, ...Удержаться. Хоть полчаса То деревце тонкое То деревце тонкое, тихий струящийся свет, То дерево прочное, мощное, смотрит вперед, То дерево сильное, старое, прочное, мощное то, Березка А когда запечатала рваную рану пчелиным воском, Эти хрупкие плечи крыльев скупых не скроют! Кто? Бедный мой Басё, ты всегда босой, Но, возможно, всё же глаза мне врут? Кто стоит за буквами в феврале, Кларнет Говорил мой дедушка: «Миру — мир!», В ней играл мой дедушка. Жил, посмев Как безногий дяденька-инвалид Неотправленное письмо к Тео Я писал сто тысяч красок земли, Разбежаться в стоптанных башмаках, Защити меня, я пока что жив. День соленой кровью пропах, вот жуть! Тут нужна ведь смелость, а я — не смел, Защити меня, я пока дышу, |
|||
|