Поверх границ

Тони и Алейна Алиенджена. Охотск, 10 июля 1989 года. Фото Г. Аникеева Охотск на карте перелета дружбы 1989 года

В СССР огромное значение придавалось борьбе за мир. Многие поколения советских школьников помнят, что 1 сентября самым первым уроком первоклассников был урок мира. Практически в каждой школе существовал КИД — клуб интернациональной дружбы, где ребята из СССР переписывались со сверстниками из других стран. А в летнее время мероприятия на тему «Мир на Земле» проводились особенно активно и масштабно. Российский Дальний Восток тоже вносил свой вклад.

На протяжении многих лет происходили такие события, как «Караван дружбы» (1976), Марш мира, митинг и сбор подписей в защиту мира (1984), «Волна мира» (1988) и другие. Движение за мир носило международный характер. В 1980-е годы благодаря телевидению и прессе во многих странах стали известны имена Тани Савичевой, Анны Франк, Садако Сасаки, Саманты Смит, Кати Лычевой. Одним из самых ярких и необычных событий, направленных на сохранение и развитие дружбы между народами разных стран, стал кругосветный перелет дружбы 1989 года, совершенный одиннадцатилетним пилотом Тони Алиенджена на самолете «Сессна-210». Его назвали мостом дружбы между США и СССР.

Встреча с Энтони Алиенджена во дворе Дома пионеров. Охотск, 10 июля 1989 года. Фото Г. Аникеева

В семье Алиенджена три поколения мужчин — летчики. Отец Тони, опытный пилот Гарри Алиенджена начал брать своего сына в полеты и учить держать штурвал уже с четырех лет. Несмотря на то, что по законам США самостоятельно летать разрешается только с 16 лет, пилотское удостоверение Тони получил в 9 лет. Юридическую ответственность за полеты сына брал на себя его отец, поскольку был полностью в нем уверен. И все же на случай непредвиденных ситуаций Гарри Алиенджена во время полетов всегда был рядом с Тони.

Перелет дружбы 1989 года был не первым достижением Тони. В 9 лет он стал самым молодым пилотом, который пересек США с запада на восток и обратно на одноместном самолете. Совершить кругосветный перелет мальчик задумал сам, а отец предложил посвятить его особой идее, чтобы это стало не просто очередным рекордом. Когда Тони сообщил, что перелет будет служить делу дружбы между детьми США и СССР, отец одобрил идею и отправился в Москву на переговоры. Руководство нашей страны замысел поддержало. Организатором стал Фонд социальных изобретений СССР. Было решено, что за 23 дня американская делегация посетит 12 городов Советского Союза.

Публикация в газете «Охотско-эвенская правда», посвященная перелету дружбы. Июль 1989 года.

Желающих участвовать в перелете Тони и Гарри пригласили через американские газеты. Мама Тони Сьюзен и младшая сестра Алейна собрали 250 подписей американских ребят под письмом-посланием от юных американцев советскому президенту М. С. Горбачеву. В итоге получился 1 000-футовый свиток. Там были такие строки: «Мы приехали в вашу страну с добрыми сердцами и распростертыми объятиями. С нами мы несем наше сообщение дружбы. Поскольку дети — лидеры завтра, мы можем сотрудничать для лучшего мира. С наших гор и долин к нашим пустыням и катящимся морям, мы подписали это письмо как символ наших ярких надежд». Свиток привезли в самолете, а вот письма американских мальчишек и девчонок (в общей сложности 75 тысяч конвертов) для советских школьников прибыли в Москву спецгрузом. Уж очень увесистой получилась пачка. Так школьные клубы интернациональной дружбы получили 75 тысяч предложений дружбы по переписке.

В перелете участвовали два спортивных самолета «Сессна-210». Хозяином первого, которым управлял Тони, был Гарри Алиенджена. Другим владел Лэндис Ален — хирург из Сан-Франциско, откликнувшийся на призыв участвовать в перелете дружбы. Вместе с Тони на борту в качестве пассажиров находились его семья и представитель Федерального авиационного управления США, призванный следить за чистотой рекорда, а также московский школьник Роман Черемных. Журнал «Юный техник» (1989, № 10) писал: «Вы спросите, как Рома попал на самолет? Не поверите, до чего просто! Узнав из газет о намерении Тони облететь весь мир во имя дружбы и мира, мальчик написал ему письмо, в котором откровенно поделился мечтой — полететь вместе...» Но в СССР, да еще в международных делах, случайностей не было. Согласно некоторым интернет-источникам папа Ромы был в руководстве «Аэрофлота» и отвечал за встречу Тони в Москве. Второй самолет вел Лэндис Ален, с ним летели американские журналисты.

Публикация в газете «Охотско-эвенская правда», посвященная перелету дружбы. Июль 1989 года.

Отправляясь в кругосветку, Тони сказал в интервью журналистам: «Своим полетом дружбы я хочу показать, что детей по-настоящему волнует то, что происходит в мире».

Самолеты стартовали из Лос-Анжелеса 5 июня 1989 года. Прибыли в Канаду, а затем через океан в Европу. Маршрут проходил через Исландию, Норвегию, Швецию, Финляндию. 23 июня 1989 года самолеты приземлились в Ленинграде, позднее их встречали в Москве, Куйбышеве, Тюмени, Омске, Братске, Якутске, Охотске, Магадане, Анадыре. Над территорией СССР прокладывать курс и обеспечивать радиосвязь с землей американцам помогали двое советских штурманов. Гостей принимали тепло: цветы, открытки, подарки, концертные программы. Из бухты Провидения самолеты через Берингов пролив возвращались в Америку, на Аляску, а оттуда уже в конечную точку — Лос-Анжелес. Прибыв домой, Тони сразу отправил привезенные им письма советских ребят президенту США Джорджу Бушу.

Публикация в газете «Охотско-эвенская правда», посвященная перелету дружбы. Июль 1989 года.В фондах Гродековского музея хранятся уникальные материалы, рассказывающие о том, как маленького путешественника встречали на севере Хабаровского края в Охотске. 10 июля 1989 года в охотском аэропорту собрались журналисты, школьники, представители местного руководства. Хлеб-соль от имени ребят Охотска американским путешественникам торжественно преподнесла тринадцатилетняя ученица Аэропортовской школы Оля Шерабурко. Дети с интересом общались с Тони Алиенджена и Ромой Черемных, слушали рассказы о подробностях перелета, обменивались сувенирами, адресами, собирали подписи под воззванием за мир.

Когда выяснилось, что семья Алиенджена очень любит рыбалку, для них организовали выезд на берег приохотской реки. Ночь у костра, уха, беседы, песни — все это вошло в копилку лучших воспоминаний. Фотограф Г. Аникеев запечатлел встречи семьи Алиенджена в охотском аэропорту и во дворе охотского Дома пионеров. Об этом писала местная газета «Охотско-эвенская правда» № 82 (6245) за 13 июля 1989 г. На первом фото Тони и его младшая сестра Алейна стоят на крыше автобуса и приветствуют встречающих: «Мир! Дружба! Спасибо!» На втором снимке Тони окружен школьниками и журналистами.

Публикация в газете «Охотско-эвенская правда», посвященная перелету дружбы. Июль 1989 года.Несмотря на отличную подготовку к столь серьезному путешествию, соблюдение всех юридических тонкостей, использование лазеек в законах, кругосветный перелет оказался непростым. После остановки в Вашингтоне самолет, в котором летели журналисты с кинооператорами, задымился: загорелась проводка, и пришлось сажать оба воздушных судна. Над Денвером они попали в сильнейшую пургу, в таких условиях управлять легкими самолетами «Сессна-210» было очень сложно. В Хельсинки из-за забастовки авиадиспетчеров Тони сажал самолет вслепую, полагаясь только на свое умение. В СССР тоже поджидали сложности. От Кемерово до Братска фюзеляж то и дело обледеневал из-за отсутствия обычной обогревательной системы. Потяжелевшую и плохо слушавшуюся руля машину приходилось снижать до малых высот каждые 20–30 минут. Уже почти на финише, на Аляске, когда за штурвалом сидел Гарри, внезапный порыв ветра опрокинул «Сессну-210», и машина загорелась. К счастью, серьезно никто не пострадал, но самолет спасти не удалось. Домой семья Алиенджена добиралась на одолженном автомобиле.

Кругосветка прошла не так, как планировалось, путешественники столкнулись со многими трудностями, перед самым финишем лишились крыльев, и все же перелет был не напрасным. Американцы узнали много нового, набрались впечатлений, порыбачили в разных странах мира, пообщались с интересными людьми. Но главное, им удалось пронести над облаками, поверх границ идею сохранения мира на Земле.

Светослава КАРА-УЛАНОВА
Фотографии из фондов ХКМ