Отцы-основатели из Австралии

Гарольд Крофтон Слэй. 1933Как начиналась Советская Гавань

Несмотря на то, что залив Хаджи, получивший впоследствии название Императорская гавань, был открыт участником Амурской экспедиции Николаем Бошняком еще в 1853 году, на протяжении десятилетий его берега оставались необжитыми. Единственными обитателями долгое время оставались служилые люди. С августа 1853 по январь 1856 и с 1857 по 1903 год на севере залива в бухте Постовой действовал Константиновский пост, на котором несла службу военная команда численностью 11–13 человек.

В 1892 году в Императорской гавани побывал российский путешественник, ботаник, почвовед, географ Андрей Николаевич Краснов, который впоследствии в своей книге «По островам далекого Востока: путевые очерки» с грустью отметил: «В глубине гавани расположен пост, состоящий из 12 человек солдат и унтер-офицера. За все мои путешествия я не видел нигде более запущенного, как этот пост, людей более одичавших и потерявших человеческое подобие, как эта группа закинутых в дебри солдат».

Для истории сохранились сведения, что в январе 1896 года на посту Константиновском несли службу унтер-офицер Василий Григорьевич Долгих и 9 рядовых 6-го Восточно-Сибирского линейного батальона. На территории поста располагались просторная изба (казарма), в которой проживали нижние чины, баня и хозяйственная постройка. В стороне от строений находился сруб часовни размером 4 сажени в ширину и 8 саженей в длину, доведенной до балок, но в итоге так и не достроенной. Ближайшие от поста стойбища коренных жителей орочей располагались в устье реки Май и на берегах реки Большая Хадя, впадающих в залив. В бухтах самой гавани, которые в настоящее время имеют названия Эгге, Окоча, Курикша, Ольги, Лососина, Северная, Бяудэ, Бошняка, русские поселения во второй половине XIX века не возникали. Перед Русско-японской войной (1904–1905) Константиновский пост расформировали.

После войны ситуация в заливе изменилась. В 1906 году российский предприниматель и инженер Пюльккенен стал заниматься вывозом леса из Императорской гавани в Шанхай, получив право на заготовку 2 миллионов бревен. Он построил временные жилые помещения для рабочих и потратил около 100 тысяч рублей на установку небольшого лесопильного завода на берегу бухты Окоча. Лесозавод был сооружен по европейскому образцу, и его продукция оказалась непригодной для шанхайского рынка. Изготовленные доски, не выдерживая жары, коробились и трескались. В итоге отсутствие необходимых капиталов вынудило Пюльккенена свернуть свой бизнес1.

Весной 1907 года австралийский предприниматель Гарольд Крофтон Слэй2 был командирован фирмой «Восточное лесопромышленное общество» в Приморскую область, где скупил в Императорской гавани у Пюльккенена лесоперерабатывающий паровой завод и заготовленную им древесину.

Летом этого же года владивостокская газета «Дальний Восток» писала: «По словам „В.П.С.“3, текущею весною Хабаровск посетил некий англичанин Слей, ходатайствовавший о продаже ему с нашего морского побережья до 2 милл. дерев, главным образом еловых, для вывоза в Австралию. Ель эта может иметь сбыт в Австралии не только как строительный материал, но и как топливо. Рубка этого леса могла бы дать заработок местному населению до 4 милл. рублей».

Иллюстрация из книги «Азиатская Россия. Люди и порядки за Уралом».  Издание 1914 г.В шести с половиной километрах от бывшего Константиновского поста в бухте Окоча4 Г. Слэй приступил к строительству жилых домов, зданий для лесной стражи, администрации, продовольственных складов. В Императорскую гавань на пароходах из Владивостока стали приезжать переселенцы с запада России. Первые дома австралийской лесной концессии дали старт сооружению других зданий будущего приморского города, каким стала Советская Гавань. Именно благодаря деятельности этой концессии в Императорской гавани появились приходское училище, таможенная застава, телеграфный пункт. Начиная с этого времени в бухтах на западном побережье Татарского пролива, как и в самом заливе, стали появляться многочисленные рыбацкие тони, которые оформлялись на русских и японских рыбопромышленников. Развитие лесозаготовительной и рыбопромысловой деятельности привело к колонизации этой части Российской империи.

Г. Слэй заключил контракт на вывоз из Императорской гавани 400 000 бревен в течение трех лет. Лес заготавливали в верховьях реки Императорской (так ранее называлась Большая Хадя), а затем сплавляли в залив. В зиму 1907/08 года, по сведениям помощника управляющего государственными имуществами Приамурского генерал-губернаторства П. И. Делле, рабочие на австралийской лесной концессии получали от 3 до 5 рублей в день.

Спустя 20 лет журналист газеты «Тихоокеанская звезда» Л. Чащарин5 взял интервью у одного из первостроителей села, которое к 1915 году стало официально называться Знаменским6, а в 1930 году получило статус рабочего поселка Советская Гавань. Сегодня с интересом читается отрывок из очерка разъездного корреспондента:

«Сижу у Матвея Кузьмича Юркина, пью с ним кирпичный чай и расспрашиваю. Матвей Кузьмич, семидесятилетний старик, но крепкий как дубовый корень и с таким же крепким хозяйством: 4 лошади, две коровы и даже, кажется, овец имеет. Живет вдвоем с женой, с хозяйством управляется сам, без работников.

— Приехал я сюды в 1907 году, построек тута по всей гавани не было... Привезли нас сюды и сказали: „Стройся, говорят, и живи“... Вот я и стал строиться. Первый дом, выстроенный в Знаменке, был мой... Спервоначалу было жутко — кругом тайга, самому приходилось пробивать тропы, то и гляди: на какого-нибудь зверя напорешься... Тогда я плотничал и все теперешние постройки на „Концессии“ — мы сварганили...

— Плотников много сюда приехало? — спрашиваю у Кузьмича.

— Человек десять — не более, но они не совсем сюды приехали, а только на заработки... Деньжищ мы тогда гребли лопатами...»

1Лесная концессия Слэя. Императорская гавань. Иллюстрация из книги П.Ф. Унтербергера.2 января 1908 года в гостинице «Централь» во Владивостоке представитель лесной концессии Слэя британский подданный Станлей Ховард Довес, написал прошение Его Высокопревосходительству Приамурскому генерал-губернатору П. Ф. Унтербергеру об устройстве телеграфной линии «Императорская гавань — Де-Кастри». Письмо было зарегистрировано в канцелярии генерал-губернатора 14.01.1908 за номером 496/82.

В письме сообщалось: «По отношению к лесным концессиям в Императорской Гавани (Ольгинский лесной округ) представителем которых я состою, имею честь почтительно доложить Вашему Высокопревосходительству в той постоянной нужде, которую испытывает население Императорской Гавани в телеграфном сообщении.

В конце ноября 1907 г. с пароходом „Эльдорадо“ были отправлены последние запасы на эту зиму. В 120 милях отсюда на пароходе произошел пожар и для подавления пламени „Эльдорадо“ был отчасти затоплен, после чего приведен обратно во Владивосток.

В то же время не было никакой возможности уведомить рабочих Императорской Гавани о происшедшем, что была бы избегнута масса неудовольствия. Между тем там находятся около 400 человек жителей, считая женщин и детей.

Далее, в предстоящее лето там ожидается 15–20 больших пароходов для погрузки; стоимость каждого из них будет достигать нескольких миллионов рублей; естественно, что заинтересованным сторонам необходимо иметь сведения о движении судов, притом в самом скором времени.

Кроме того Императорская Гавань посещается также почтовыми пароходами Добровольного флота и это есть единственный порт на их пути, который не имеет телеграфного сообщения с Владивостоком.

Я позволю обратить внимание Вашего Высокопревосходительства, что протяжение телеграфной линии от Де-Кастри к Императорской Гавани было бы равно 80 верстам7.

На основании вышеизложенного Ваше Высокопревосходительство изволит усмотреть, что интересы края развиваются, и прогрессивно с ними быстро увеличивается рост населения в Императорской Гавани — чем я беру смелость закончить мой настоящий доклад Вашему Высокопревосходительству и пребываю с совершенным почтением и преданностью.

Станлей Ховард Довес»8.

В 1908 году в Императорской гавани обосновалось еще около 300 рабочих — старателей с Тумнинского золотопромышленного прииска, которые ранее трудились в бассейне реки Тумнин в десятках километров от побережья. Оставшись без дела, они стали требовать от господина Слэя работу и провизию. Необходимо отметить, что в самой концессии трудились рабочие, которых в том же 1908 году насчитывалось 103 человека, а в 1909 году — 144. За порядком следили вольнонаемные городовые.

Здание бывшего управления австралийской концессии. В этом доме в 1908 и 1927 годах бывал В.К. Арсеньев. г. Советская Гавань. 1960-еВ начале сентября 1908 года на территорию австралийской концессии после трагической голодовки у слияния рек Бута и Хуту9 прибыл экспедиционный отряд В. К. Арсеньева. Вот какие воспоминания оставил знаменитый путешественник о тех днях: «В сумерки мы дошли до концессии и стали биваком на самом берегу моря около обильного водою источника. Наш истомленный вид и наши изношенные костюмы привлекли общее внимание. Вести о маршруте экспедиции и тяжелой голодовке разнеслись по всем окрестностям. Служащие концессии приходили к нам расспрашивать о том, как мы шли, и приглашали к себе на чашку чая. Это было весьма стеснительно, но ничего нельзя было поделать, и приходилось отдавать дань популярности, приобретенной такой тяжелой ценою. От новых знакомых я узнал, что в конторе концессии имеются для нас письма и деньги, а в складах хранятся ящики с одеждой, продовольствием и научным снаряжением, высланным из Владивостока. Следующий день был воскресный, но, несмотря на это, для нас открыли склады и выдали все, в чем мы нуждались. Мы вымылись в бане, сбросили с себя лохмотья и надели новые костюмы и чистое белье».

По сведениям В. К. Арсеньева, осенью 1908 года русских на побережье самого залива Императорская гавань и на Николаевском маяке10 насчитывалось 184 человека (137 мужчин, 18 женщин и 29 детей). Русские проживали в 22 домах и многочисленных палатках. Взрослое население в основном работало на концессии Г. Слэя.

14 июля 1910 года из Владивостока с целью ознакомления с жителями и положением дел на побережьях Японского, Охотского, Берингова морей на военном транспорте «Шилка» отправился приамурский генерал-губернатор П. Ф. Унтербергер. Вскоре корабль прибыл в Императорскую гавань, где Павел Федорович осмотрел лесную концессию Г. К. Слэя, лесопильный завод со складами, больничные помещения и жилье для рабочих. Генерал-губернатор лично сфотографировал концессию с того места, где сейчас в городе берет начало улица Набережная. В Императорской гавани для сооружения памятника русскому мореплавателю и первопроходцу С. Дежневу на Чукотке было закуплено 20 лесин лиственницы. Его решили соорудить в виде креста. Отдельные части памятника изготавливала команда во время следования транспорта.

В 1912 году П. Ф. Унтербергер издал в Императорском Русском географическом обществе фундаментальный труд «Приамурский край. 1906–1910 гг.», в котором он изложил следующее: «Первое более крупное экспортное предприятие было организовано в 1907 г., когда, с разрешения Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием, было разрешено, предоставить с торгов, англичанину Слею, концессию на вырубку, в течение 4 лет, 400.000 бревен в Ольгинском лесничестве. Местом экспорта леса, предназначенного исключительно для Австралии, была избрана Императорская гавань, где и были возведены все постройки резиденции и лесопильный завод. Бараки для лесорубов и сплавщиков устраивались в районах их работ. Количество рабочих колебалось от 200–300. Недоразумения между рабочими и администрацией, возникавшие вначале при постановке дела, не принимали каких-либо серьезных размеров и улаживались большею частью домашним порядком, чему способствовал и постепенный лучший подбор контингента рабочих. Многие из них поселились там семьями, и в Императорской гавани обосновалась, таким образом, небольшая русская колония. Факт очень отрадный, так как этим положено было начало русской колонизации района Императорской гавани, представляющей из себя лучшую, весьма обширную бухту по Татарскому проливу, на полпути от Владивостока к Николаевску, и куда часто заходят, не только наши, но и иностранные суда».

Здание бывшего телеграфного пункта. г. Советская Гавань. 2019 г. Фото автораВ январе 1912 года газета «Приамурские ведомости» под заголовком «Экспорт леса из Приамурья в Австралию» писала: «Российско-Императорский генеральный консул в Мельбурне сообщил справочной части по внешней торговле следующие сведения о ввозе русского леса с Приамурья в Австралию, в связи с возбужденным ею вопросом относительно возможности расширения вывоза означенного леса. За последние 4 года значительное количество сибирской ели, пихты и лиственницы было ввезено из Императорской гавани в Австралию, в Гилонг11, где имеются лесопильные заводы, принадлежащие крупной компании Oriental Timber Corporation, в руках которой сосредоточена торговля сибирским лесом. Означенной компании приходится выдерживать сильную конкуренцию с привозимыми из Швеции и Норвегии обработанными лесными товарами. Во всяком случае, надлежащая организация ввоза сибирского леса в Австралию без крупного капитала едва ли представится возможной, так как необходимо устроить собственный лесопильный завод.

Сибирский лес ввозится в Австралию в виде бревен и допускается в таком виде беспошлинно. Сибирский лес несколько отличается от шведского и норвежского, пользующегося столь хорошим успехом в Австралии, и это обстоятельство затрудняет сбыт сибирского леса.

Вышеупомянутая крупная организация перевозит лес на специально зафрахтованных в Англии или Японии пароходах, которые возвращаются обратно с грузом угля. Таким образом, обратный рейс парохода с фрахтом обеспечен, благодаря чему размер фрахта на перевозку леса устанавливается более дешевый.

Попытки развить вывоз из Сибири в Австралию кедрового, дубового и кленового дерева остались безрезультатными. Успешный вывоз сибирского леса, по мнению австралийских коммерсантов, сильно затрудняется высоким тарифом на его перевозку по Восточно-Китайской жел. дор. от мест порубки до владивостокского порта».

В июне 1913 года на крейсере «Жемчуг» в Императорской гавани побывал исполняющий должность командующего Сибирской флотилией вице-адмирал К. В. Стеценко. По прибытии в залив крейсер бросил якорь напротив Восточного лесопромышленного общества, делами которого в то время распоряжался управляющий из Петербурга. В своем дневнике адмирал отметил, что недалеко от них на рейде грузился лесом пароход. В течение года в залив приходили 6–10 пароходов, которые забирали 150 000 бревен. На территории концессии имеется большое количество рабочих, все русские или русскоподданные корейцы. Кроме этого, свои функции выполняют чиновники таможенного и лесного ведомств. Лесопромышленное общество использует на различных работах около 300 лошадей. Имеется школа-церковь и при ней священник, а также больница с фельдшером. Адмирал с офицерами осмотрел, оставшийся от прежнего владельца лесопильный завод, который за ненадобностью не использовался.

В этом же году «Приамурские ведомости» сообщили, что 1 октября на лесных концессиях Восточного лесопромышленного товарищества в Императорской гавани открыто одноклассное смешанное приходское, по Уставу 1828 года, министерское училище для обучения детей русских рабочих этой концессии. Позже, 26 октября, в помещении училища был отслужен молебен, на котором присутствовали учащиеся, их родители, администрация концессии и учительский персонал.

Сбылась мечта англичанина Станлея Ховарда Довеса. 27 октября 1914 года открылось почтово-телеграфное отделение с приемом внутренних и международных телеграмм в с. Знаменском Ольгинского уезда Приморской области. К этому времени уже протянули столбовую телеграфную линию от Императорской гавани до Де-Кастри. Недалеко от лесной концессии построили деревянное здание, в котором начал работать телеграфный опорный пункт. Теперь из Императорской гавани стало возможным посылать «телеграфические» сообщения в Хабаровск и во Владивосток.

По одним сведениям, австралийское предприятие «Восточное лесопромышленное общество» (Oriental Timber Corporation Ltd) прекратило свою деятельность в Императорской гавани в конце 1913 года, по другим — перед началом Первой мировой войны. В 1920-е годы из залива продолжился вывоз леса, но теперь уже в Японию. В бывшем здании управления австралийской лесной концессии разместился аппарат районного исполнительного комитета Советского района Приморского края. Росло поселение, основанное в 1907 году переселенцами из различных губерний России, а вместе с ним и число жителей. В январе 1941 года поселку Советская Гавань присвоили статус города.

Александр СЕСЁЛКИН


ИСТОЧНИКИ

  1. Арсеньев В. К. Соч.: в 6 т. Т. III. В горах Сихотэ-Алиня. Владивосток: Примиздат, 1947. 284 с.
  2. Дальний Восток. № 129. 1907. 27 июня.
  3. Краснов А. Н. По островам далекого Востока: Путевые очерки А. Н. Краснова. Изд. ред. «Недели»: С.-Петербург: Тип. Н. А. Лебедева, 1895. 443 с.
  4. Приамурские ведомости. № 2062. 1913. 9 ноября.
  5. Приамурские ведомости. № 2204. 1914. 1 ноября.
  6. Протодиаконов А. Миссионерская поездка Начальника Камчатской духовной миссии к орочонам, обитающим в пределах Императорской гавани, — в конце 1895 и в начале 1896 года. Благовещенск, 1897. 75 с.
  7. Сесёлкин А. Н. Советско-Гаванский и Ванинский районы: хроника событий. Комсомольск-на-Амуре: типография ООО ПКП «ЖУК», 2013. 396 с.
  8. Унтербергер П. Ф. Приамурский край. 1906–1910 гг. Очерк. СПб., 1912. 428 с.
  9. Чащарин Леонид. В бывшей «императорской». [Текст] // Тихоокеанская звезда. 1927. 7 января.
  10. Экспорт леса из Приамурья в Австралию. [Текст] // Приамурские ведомости. 1912. 21 января.

  1. Пюльккенен за время своей деятельности в Императорской гавани заготовил 78 тысяч бревен.
  2. Г. К. Слэй (Harold Crofton Slay) родился 19 мая 1867 г. в Великобритании. В 1888 г. приехал в Австралию. Занимался перевозкой грузов по рекам Муррей и Дарлинг. В 1895 г. открыл собственное пароходное предприятие в Мельбурне. Приобрел в Шотландии пароходы «Мыс Отвей» и «Мыс Леувин», на которых занимался перевозкой пассажиров и угля в Западную Австралию во время золотой лихорадки. В 1895 г. в Виктории (Австралия) женился на Марион Элизабет Чаппл (1869-1941).
    В годы Англо-бурской войны перевозил различные грузы в Южную Африку. Впоследствии занялся перевозкой мяса из Австралии.

    В 1905 г. впервые прибыл на российский Дальний Восток со своими торговыми партнерами из компании «Джеймс Мур и сыновья» из г. Джелонга. В этом же году ему выделили концессию на заготовку древесины. До Первой мировой войны он импортировал бревна из России, которые обрабатывались в Джелонге. В течение этого периода он был консулом в России. В 1909 г. вместе с женой и с сыном по Транссибирской железной дороге с Дальнего Востока через Россию проделал путь в Англию.
    В 1913 г. Слэй зарегистрировал фирму «Золотое руно», которая впоследствии производила нефтехимическую продукцию и создавала станции технического обслуживания автомобилей. В 1929 г. построил крупногабаритные океанские терминалы в Мельбурне, Сиднее и Аделаиде для обработки поставок с зарубежных нефтеперерабатывающих заводов.

    Его сын, сэр Гамильтон Мортон Ховард Слэй (Sir Hamilton Morton Howard Sleigh) (1896–1979) присоединился к фирме в 1919 г. В 1924 г. стал партнером. После смерти отца сменил его на посту председателя и управляющего директора компании «HC Sleigh Ltd», которая в 1947 году стала довольно известной.Г. К. Слэя уважали за его целеустремленность и честность. В своих отношениях с персоналом и со своим сыном он был строг и требователен, но справедлив. Скромный человек, он мало занимался общественной деятельностью, в основном проводил свободное время с женой и сыном. Слэй, который так много сделал для развития моторизации Австралии, очень сожалел, что не мог водить автомобиль, потому что у него после травмы и ампутации ноги был деревянный протез.
    Гарольд Крофтон Слэй скончался от болезни сердца 24 апреля 1933 г. и был похоронен на кладбище Бокс-Хилл. В честь самого Г. К. Слэя, его жены и сына были названы суда компании.
  3. Вероятно, эта аббревиатура означает название дальневосточной газеты, расшифровать которое автору не удалось.
  4. Бухта находится в южной части залива. С появлением на берегу Окочи австралийской лесной концессии, возникшее здесь поселение и сама бухта некоторое время носили название Концессия.
  5. Леонид Николаевич Чащарин, автор книги для детей «Ржаной молодняк», вышедшей в 1926 г. в Госиздательстве. В журнале «Новый мир» напечатаны его статьи «По донским степям», «По Кубани».
  6. Три поселения в бухтах Маячной, Японской (Курикша) и Концессия (Окоча) образовали село Знаменское.
  7. На самом деле расстояние от залива Императорская гавань до залива Де-Кастри составляет около 260 верст (около 280 км).
  8. РГИА ДВ. Ф.702. Оп. 2. Д. 962. л. 2–3.
  9. Бута впадает в Хуту, которая является правым притоком реки Тумнин. Все эти реки протекают по территории Ванинского района Хабаровского края.
  10. Маяк построен в 1897 г. С 1931 г. носит название Красный Партизан. Расположен в окрестностях Советской Гавани, на берегу Татарского пролива.
  11. Имеется в виду город Джелонг.