Жизнь и творчество ученых-североведов Юрия Александровича и Лидии Ивановны СемТворческая биографияЮрий Александрович Сем (15.06.1926–7.04.1995) и Лидия Ивановна Сем (17.08.1926–9.11.2006) родились в Ленинграде, где в 1953 г. закончили с отличием северное отделение ЛГУ (которое отделилось от восточного отделения, куда вначале они поступали). Юрий Александрович специализировался по истории и этнографии, а Лидия Ивановна — по филологии. Юрий Александрович являлся стипендиатом им. Покровского. Их учителями были видные ученые: востоковед Н. В. Кюнер, историк Н. Н. Степанов, этнограф Г. М. Василевич, лингвисты-тунгусологи Т. И. Петрова и В. И. Цинциус и другие. Юрия Александровича оставляли в аспирантуре, но поскольку место было одно, он и Лидия Ивановна решили связать свои судьбы и вместе ехать на Дальний Восток: вначале в Хабаровск, где Юрий Александрович преподавал в школе историю, а на истфаке Хабаровского педагогического института читал лекции по курсу «Основы государства и права». В 1954 г. его пригласили в открывшийся научный центр во Владивостоке. В Дальневосточном филиале им. В. Л. Комарова СО АН СССР он специализировался по этнографии народов Дальнего Востока. Лидия Ивановна первое время работала в библиотеке Географического общества, но год спустя ее также пригласили в Академию наук по отделу филологии народов Дальнего Востока. Семы вначале специализировались на культуре и языке самого крупного из малочисленных народов Дальнего Востока — нанайцев, но позднее освоили практически весь регион и побывали у всех народов юга Дальнего Востока — Приамурья и Приморья, Сахалина (за исключением орочей, ими тогда занимался В. Г. Ларькин). Во Владивостоке Ю. А. Сем также вел обширную преподавательскую работу в ДВГУ на кафедре истории СССР, всеобщей истории, восточном факультете читал курсы лекций «История Дальнего Востока», «История Китая», «История Японии», «Этнография Китая и Японии». В 1959 г. Ю. А. Cем защитил кандидатскую диссертацию по этнографии на тему «Родовой строй нанайцев и его разложение». В настоящее время книга на основе этой диссертации выходит в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. В 1962 г. Л. И. Сем также защитила кандидатскую диссертацию по филологии на тему «Очерки диалектов нанайского языка — уссурийский (бикинский) диалект». Книга на основе этой работы опубликована в издательстве «Наука» в 1976 г. в Ленинграде. Позднее Ю. А. Сем возглавил отдел этнографии народов Дальнего Востока при ДВНЦ АН СССР и со временем создал дальневосточную школу этнографов. Сегодня с ней связаны имена таких видных ученых, как Ф. В. Соловьев, А. Ф. Старцев, В. В. Подмаскин, В. А. Тураев, П. Я. Гонтмахер, Н. А. Соломонова, Е. А. Гаер. Из Новосибирска в отдел перешли для укрепления ученики академика В. А. Аврорина и Е. П. Лебедевой — М. М. Хасанова и А. М. Певнов. В настоящее время большинство из них имеют своих учеников и успешно защитили кандидатские и докторские диссертации по изобразительному искусству, музыкознанию, танцевальному фольклору, народным знаниям, материальной культуре, обычаям и обрядам, истории коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока. Написано множество статей и монографий по этим проблемам истории и этнографии. Многие ученики Юрия Александровича преподавали также в ДВГУ во Владивостоке и Хабаровском педагогическом институте, РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге и стали докторами наук и профессорами (Старцев, Подмаскин, Тураев, Гонтмахер, Соломонова). Некоторые из них в годы перестройки вошли в правительство Б. Ельцина. Е. А. Гаер стала членом Верховного Совета, отстаивала права коренных народов Севера. Под руководством Ю. А. Сема создавались серии книг по истории и культуре отдельных этносов, по истории Дальнего Востока, топонимике Дальнего Востока, историографии Дальнего Востока, которые и по сей день имеют продолжение, в которых он сам участвовал как автор и являлся редактором, в части главным редактором. Л. И. Сем возглавляла отдел филологии ДВНЦ, под ее руководством работали известные ныне ученые Н. Б. Киле, Л. Е. Фетисова, Г. А. Отаина, М. М. Хасанова и другие. Начало большой экспедицииМного внимания Ю. А. и Л. И. Сем уделяли экспедиционной работе, практически каждый год выезжали в поле. Начало этой работы было связано с именем знаменитого сибирского ученого — академика Алексея Павловича Окладникова. В 1951 г. по его приглашению Ю. А. и Л. И. Сем поехали в археологическую экспедицию в Приангарье на остров Лесной и в Бурятию, где копали неолит и бронзовый век. С этого времени началась дружба четы Сем с выдающимся археологом. Отсюда же и последующий интерес Ю. А. к археологическому материалу, проблемам этногенеза. Значительный археологический материал от эпохи неолита до средневековья населения Дальнего Востока Ю. А. Сем использовал при написании неопубликованной до сих пор книги «История и культура нанайцев». Практически весь первый раздел ее посвящен проблемам этногенеза на основе археологического материала. В 1952 г. состоялась первая совместная экспедиция Семов в Нанайский и Комсомольский районы Хабаровского края, во время которой они собрали материал по материальной культуре, родовому составу и диалектам нанайцев. В 1954 г. Семы посетили Кур-Урмийский район Хабаровского края и Бикинский район Приморского края, где собрали материалы по этнографии, языку и фольклору кур-урмийских и уссурийских нанайцев, а также удэгейцев. С этого времени их поездки к народам Дальнего Востока стали ежегодными. Экспедиция 1955 г. исследовала район р. Бикин, уссурийскую группу нанайцев — главный объект интереса Л. И. Сем. В 1956 г. они побывали в долине Амура в Сикачи-Аляне, Нергене, на притоке Амура реке Горин в Кондоне, на Хунгари среди нижнеамурских нанайцев Комсомольского района Хабаровского края. Это была примечательная экспедиция, потому что впервые Семы побывали в священных местах Сикачи-Аляна, видели камни с древними петроглифами времен неолита, бронзы и средневековья, прикоснулись к вечности. Среди неолитических рисунков оказалось большое количество изображений человеческих личин, а также животных — медведя, тигра, лосихи и птиц, змей. В 1970-х годах ХХ в. вышла книга А. П. Окладникова о петроглифах Нижнего Амура, где он приводит их описание, прорисовки и фотографии. Ученый впервые обратил внимание на связь некоторых сюжетов писаниц с мифологией и верованиями коренных народов Амура и высказал предположение об их вторичном осмыслении пришедшими тунгусскими племенами. Среди многочисленных изображений личин, судя по данным А. П. Окладникова, записанным от местных нанайцев, имелось изображение шамана, бубна, идолов. Первооснова же неолитических петроглифов связывалась с инициальными обрядами древних народов Юго-Восточной Азии, изображением предков. Много позднее, в 2007 г., мною, дочерью Л. И. и Ю. А. Сем, выявлена связь амурских личин с пантеоном богов, а животных — с космогоническими образами модели мира и параллели с фольклором народов Амура, прежде всего нанайцев, сохранивших древний амурский пласт представлений. После этой поездки Семы всегда, когда бывали у низовских нанайцев, посещали священные места Сикачи-Аляна. Примечательно было и посещение Семами села Кондон на Горине, где жили нанайцы рода Самар. В 50-х гг. ХХ в. у них сохранился древний обычай строить на кладбище родовые наземные домики-усыпальницы, в которых оставляли умерших, хорошо известные по материалам путешествий Р. К. Маака и академика АН Л. И. Шренка на Нижний Амур середины XIX в. Здесь же в 1955 и 1969 гг. Семы работали с местным шаманом Н. С. Тумэли, в их архиве сохранилось его фото. Был записан обряд илэчиори — укрепления души ребенка, чтобы избежать несчастий для семьи. В 1957 г. Семы проводили работы в Хабаровского крае — на Амуре среди нанайцев и ульчей Комсомольского района, а также на р. Амгунь среди негидальцев и эвенков Владимировки района им. Полины Осипенко. Им удалось собрать важный материал по истории, материальной и духовной культуре, фольклору, декоративно-прикладному искусству этих народов. Много позже, в 1986 г., уже работая в Российском этнографическом музее, я тоже посетила эту группу верховских негидальцев и эвенков из Владимировки. Меня встретила семья известных общественников Казаровых — он знаменитый охотник, она мастерица. Эти люди прекрасно помнили Ю. А. и Л. И. Сем и помогли мне собрать для музея очень ценную и полную коллекцию вещей по хозяйству, средств передвижения, одежды, предметов по детскому воспитанию и искусству. В 1959 г. Семы опять отправились на Амур к нанайцам Нанайского и Комсомольского районов Хабаровского края, на р. Горин и удэгейцам с. Красный Яр на р. Бикин Приморского края. В этой поездке они работали с большим нанайским шаманом Фукуй Уксумик и молодой шаманкой Е. Сю, которой он передал свой дар. Ученые приобрели у него редкие предметы, в том числе трех деревянных идолов и одного травяного из шаманского лечебного комплекса — богини плодородия Майдя мама, ее мужа Аями в образе медведя и их помощницы Чадиланга в виде фигуры из травы со змеей в руке. Все изображения были связаны с огнем родового очага. Уже тогда они впервые посетили тазов — одну из контактных этнических групп тунгусо-маньчжуров, сформировавшихся на основе смешения китайских отходников и местных женщин из числа нанайцев, орочей, удэгейцев и солонов. В 1961 г. новая поездка к тазам. В результате Лидия Ивановна пишет статью о языке тазов, а Юрий Александрович обрабатывает полевые материалы по хозяйственной деятельности, одежде, утвари, средствам передвижения, праздникам и семейным обрядам. Именно эти материалы стали основой книги Семов «Тазы. Этническая история, хозяйство и материальная культура», опубликованной в ИИАЭ РАН в 2001 г. во Владивостоке. Часть материалов вошла в подготовленную книгу «История и культура тазов» под редакцией А. Ф. Старцева. В экспедиции Семы собрали вещевую коллекцию по хозяйству, одежде, утвари тазов, часть предметов передали в Хабаровский краевой музей и Российский этнографический музей (СПб, РЭМ). Редкие экспонаты в копилке исследователейВ 1960 г. проводились этнографические работы среди нанайцев Кур-Урмийского и Комсомольского районов, а также среди негидальцев Владимировки и ульчей Ульчского района Хабаровского края. В этом полевом сезоне Семы также посетили русских и украинцев Шкотовского района и района им. Лазо Приморского края, собрали материалы по этнографии, фольклору, языку и статистике. Особо интересными оказалось посещение нанайцев рода Самар с. Бактор близ р. Горин. У старика-охотника Хусукта из рода Самар, жившего в конце XIX в., был вещий сон после удачной охоты: ему приснились три мифических животных, резвившиеся в лесу. Он воспринял их как духов-хозяев территории, трех миров и затем вырезал их изображения на костяном кольце. Это был медведь в образе черта, хозяина нижнего мира, тигр с рогом на лбу — хозяин леса и гор и нерпа с чешуей дракона и хвостом рыбы — хозяйка воды. Кольцо стало считаться магическим и приносило промысловую удачу владельцу. Сем купил это кольцо у родственника старика и впоследствии передал в РЭМ (Сем, 1992, с. 35–36). В этой же поездке удалось собрать ценные материалы о родовом шаманстве, мольбище эджэхэ уйлэчиури, промысловых обрядах, шаманской одежде и инициации были собраны в этой поездке от большого шамана Киле Полокто. В 1962 г. Семы отправились на Сахалин к орокам северной группы восточного побережья п. Вал и к южной группе в Поронайский район, Знакомились с культурой оленеводов, охотников и рыболовов острова. Им запомнилась поездка на оленях, очень экзотично смотревшихся в верховых и вьючных седлах с переметными сумами и в недоуздках. Некоторые олени впрягались в нарты. Считается, что это древнейший тип оленеводства, пришедший из Приморья. Здесь был собран ценный материал по истории, родовому строю, хозяйству, одежде, пище, утвари, фольклору, языку. Составлен объемный орокско-русский словарь. Эти материалы послужили основой для книги по культуре, языку и фольклору ороков, опубликованной в 2011 г. в соавторстве Ю. А., Л. И. и Т. Ю. Семов. На основе музейных коллекций я писала главу, посвященную духовной культуре — верованиям, пантеону, ритуалам, искусству. Интересно, что во время поездки в 1986 г. к орокам поселка Вал я работала со старушкой М. Михеевой и ее родственниками, у которых когда-то записывали информацию Ю. А. и Л. И. Сем. От Михеевой в музей была привезена одежда, утварь и изображение личного духа-покровителя, которое ей сделал последний орокский шаман. В этом же году Семы продолжили работу среди уссурийской группы нанайцев рек Улахэ и Даубихэ Приморского края, а также у тазов Ольгинского района Приморского края, которые в основном проживали в Михайловке. Здесь они собирали материалы по языку, хозяйству, материальной и духовной культуре. К тазам Семы возвращались в 1965 г. Там же у русских Приморья (Шкотовского и Партизанского районов) собирали фольклор и сведения по материальной культуре русских. От уссурийских нанайцев в этом году удалось собрать уникальные иконы маньчжурского типа с изображением китайских богов долголетия, хозяина страны мертвых, громовержца, которые использовались в кумирнях мяо, посвященных культу предков. Зафиксированы интересные сведения о шаманском мольбище и ритуальных столбиках в честь предков. ороков Сахалина, записана дополнительная информация по культуре, языку и фольклору. На юге Поронайского района исследователи впервые знакомятся с семьями айнов, записывают от них данные по языку и культуре, а затем публикуют статьи по специфике языка айнов южного Сахалина. Много лет спустя, в 1999–2009 гг,. я работала над коллекциями хоккайдских и сахалинских айнов в РЭМ в совместном российско-японском проекте. А в 2017–2019 гг. была написана книга по культуре айнов «Мифология и ритуальные предметы» по коллекциям РЭМ в соавторстве с А. Б. Островским. Так судьбы моя и родителей переплелись в изучении негидальцев, ороков, нанайцев, удэгейцев, айнов. В 1963 г. наряду с Сахалином Семы посетили нанайцев с. Карги Комсомольского района Хабаровского края и южную группу ительменов Тигильского района Камчатской области. Обследование проводилось в области этнографии, фольклора, антропологии и статистики. Тогда же произошел интересный случай. Пограничник отдал Ю. А. Сему костяного божка пеликена, владелец которого — американский эскимос, перебежчик на Чукотку, считал его духом подземного мира, помогающим в шаманстве. Позднее ценный экспонат перешел в коллекцию РЭМ. В 1964 г. дальневосточная экспедиция работала в Комсомольском, Нанайском и Ульчском районах среди нанайцев, ульчей, нивхов и негидальцев. Именно в этом году обнаружили принадлежащую к нанайской культуре уникальную скульптуру — каменного идола в форме восьмерки — изображение хозяина дома Джулина, родового предка и хозяина огня. Ранее встречались только подобные фигурки из дерева. Археологическую находку Ю. А. Сем передал в Хабаровский краеведческий музей. У ульчей с. Булава Ю. А. приобрел у Г. Куйсали уникальную коллекцию ритуальных резных ложек для медвежьего праздника. Эти предметы покрывал сложный плетеный и криволинейный орнамент, некоторые из них имели скульптурные украшения — фигурки медведей. В настоящее время они хранятся в РЭМ. У смешанной семьи нанайки Н. К. Ходжер и ульча К. Дечули был приобретен набор сэвэнов — Подя, Маси и Калгама, связанных с обеспечением удачи в рыбной ловле. В 1966 г. Ю. А. Сем специально выезжал в Приморье для проведения археологических работ. Геологи нашли древнее захоронение близ Сергеевки Тетюхинского района Приморского края. Сем прибыл на место и увидел вскрытую грунтовую могилу с деревянным гробом, из которого извлекли деревянную куклу с тремя косами из человеческого волоса. Могильник был определен как чжурчжэньский. Само захоронение ложное, относится к кенотафам без тела умершего. Сем выяснил, что нанайцы и удэгейцы делали подобные деревянные или травяные куклы мугдэ в рост человека, и шаманы совершали над ними ритуал больших поминок, чтобы отправить души в мир мертвых. Кстати, на петроглифах эпохи бронзы на Нижнем Амуре в с. Сакачи-Алян и в Приморье найдены изображения этого ритуала. В 1967 г. — экспедиция Семов в Хабаровский и Приморский края к нанайцам и удэгейцам с целью изучения религиозных верований, фольклора, материальной культуры; была проведена подворная перепись населения. Кроме того, в Партизанском районе Приморского края исследовалась традиционная культура русских и украинцев. У нанайцев п. Дубовый Мыс у большого шамана В. Ф. Бельды они приобрели уникальный набор сэвэнов, связанный с культом предков, изготовленный с лечебной целью, а также изображение духа-хозяина дома Джулина. От бикинских удэгейцев шаманки Т. Пеонка с. Красный Яр Семы привезли несколько ритуальных предметов — фигурку шаманского проводника Бохосо, антропоморфные лечебные сэвэны и погребальную треугольную подушку с изображением петуха, а также модель гроба шаманки Е. Сю с рисунками птицы, стрекозы, солнца и растительнвм узором. От захоронения нанайца Сини Дункая, мужа удэгейки Кялундзюга, остался шаманский промысловый сэвэн Ниенку в виде всадника на тигре, который передан Ю. А. Сему. Все эти вещи в настоящее время хранятся в РЭМ. В 1969 г. Семы проводили исследования среди нанайцев Хабаровского края, русских и эстонцев из Лифляндии в Приморском крае, переселенных сюда столетие назад. Отец Ю. А. Сема эстонец, дед эстонец шведского происхождения, поэтому понятен его особый интерес к дальневосточной группе эстонцев. В музее ИИАЭ ДВО РАН хранится коллекция одежды, домашней утвари и предметов рыболовства из этой поездки, несколько предметов из нее попали в РЭМ. Причем в фототеке РЭМ находится фамильная фотография Иоганна Сэема и его жены — деда и бабки Ю. А. Сема, приехавших на заработки с о. Сааремаа с семьей в Санкт-Петербург, да так и осевших. В 1970 г. состоялась экспедиция под руководством Ю. А. Сема к верховским нанайцам с. Болонь, уссурийским нанайцам и удэгейцам, тазам Приморского края, орокам Сахалина. По специальной программе, составленной Ю. А. и Л. И. Сем, изучалась национальная топонимика этих регионов. Попутно собирались материалы по материальной культуре, фольклору и этнографии. В дальнейшем был опубликован специальный сборник, посвященный результатам изучения топонимики юга Дальнего Востока. В экспедиции 1971 г. к нижне-амурским нанайцам Амура и бикинским нанайцам и удэгейцам Приморья впервые участвовала и я, Т. Ю. Сем. (Следует отметить, что большинство экспедиций под руководством Ю. А. Сема в 70–80-е гг. ХХ в. были коллективными, состояли из сотрудников Географического общества или Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения АН СССР). В этом году главное внимание уделили изучению одежды, сбору предметов декоративно-прикладного искусства, а также фольклора. В этом же году состоялось коллективное посещение писаниц Сикачи-Аляна. Жаль, что из-за высокой воды на Амуре часть камней оказалась скрытой. Особенно в эту поездку запомнился так называемый тигровый камень с огромной личиной тигра и моделью мира в виде антропоморфной личины. Согласно народной версии тигр охранял вход в потусторонний мир. В фольклоре нанайцев сохранилась легенда об этих камнях, записанная в 1932 г. Н. А. и А. Н. Липскими. В ней говорится, что во времена потопа два первопредка спаслись в тигровом камне, войдя в пасть тигра. Когда они переждали стихию и вышли на землю, был уже совсем другой, новый мир. В ту поездку меня поразили и нанайские свадебные халаты сикэ, украшенные изображениями родовых деревьев с сидящими на ветвях птичками — душами еще не родившихся детей. Н. А. Липская писала в 1925 г., что эти деревья согласно представлениям нанайских шаманов росли на небе у озера и к ним во время ритуала поиска души летел шаман, чтобы передать их женщинам, желающим иметь детей. Ю. А. Сем в своей капитальной монографии по материальной культуре нанайцев писал о символике этих халатов как связанных с образом космического змея-дракона, чешуя и личины которого изображались на нем. Дракон считался покровителем людей и особенно женщин, поскольку передавал им силы плодородия. В 1972 г. экспедиционные работы продолжились среди тазов, удэгейцев и нанайцев Приморского края. Собирались сведения о материальной культуре, фольклоре, шаманизме для готовящейся монографии по нанайцам Ю. А. Сема и по языку уссурийских нанайцев Л. И. Сем. В книге «Нанайцы. Материальная культура», изданной в 1973 г., ученый обобщил материалы поездок 1950–70-х гг. к разным группам нанайцев, включая родовой состав, хозяйство, жилище, одежду, средства передвижения, утварь, шаманские атрибуты (одежда) и небольшой нанайско-русский словарик. В этом же году от Географического общества ДВО было проведено обследование памятников истории в Иманском, Хасанском и Анучинском районах Приморья. Написан свод памятников культуры Дальнего Востока. В 1973 и 1974 гг. ученые вновь проводили исследования среди уссурийских нанайцев и удэгейцев, а также тазов Приморья. В селении Красный Яр проживал большой шаман Гулино Канчуга, имевший в доме специальный алтарь, ритуальную одежду (кофту, нагрудник, головной убор) и посох. С ним и работала экспедиция. В этой поездке участвовал А. Ф. Старцев, тогда еще в качестве художника, научного сотрудника и аспиранта Ю. А. Сема (ныне он доктор исторических наук, профессор) и я, Т. Ю. Сем. В 1974 г. мы обследовали петроглифы р. Кии, притока р. Уссури. На отвесных скалах были выбиты огромные личины богов солнца и грома, растительности, личины предков, покровителей охоты, мифические птицы — лебедь, утка и другие. В 1975 г. экспедиция ДВО АН работала среди нанайцев п. Нерген Хабаровского края. Был собран материал по семейно-брачным отношениям, хозяйству, одежде, обычаям и обрядам, запретам, записан фольклор. В этой экспедиции участвовали Е. А. Гаер, Т. Ю. Сем и другие. Вспоминаются яркие страницы сбора материала по традиционной одежде, зарисовки орнаментов. Гаер очень энергично общалась с сородичами, записывала уникальные фольклорные тексты, собирала материалы по обычаям и обрядам. Мне запомнился один эпизод. Нас пригласили в гости и подали квашеные ножки какой-то птицы, пельмени и черемшу — обязательный элемент традиционной кухни. Побывали мы и в местном музее, где было много интересной одежды, орнаментов, берестяной утвари, металлических украшений — подвесок к одежде и изображения духов — сэвэнов. В 1976–77 гг. во время экспедиции в нанайцам Верхней Экони и других поселков Комсомольского района Хабаровского края изучались орудия и средства производства, их эволюция на протяжении XVII–XX вв., особое внимание уделялось религиозным верованиям, в том числе шаманизму. В семье сохранились фотографии Семов в традиционной нанайской одежде рядом с известным нанайским шаманом из рода Сайгор и членами его семьи, с которыми они работали. От шамана записали информацию о разных шаманских ритуалах, в том числе инициации, больших поминках, о различных сакральных предметах. В 1977 г. Семы посетили нанайцев Нанайского и Комсомольского районов. В этой поездке участвовала и я, тогда еще второкурсница истфака ДВГУ. Запомнилась работа в Верхнем Нергене, собирание материала по одежде, декоративно-прикладному искусству, фольклору. Возвращение в город на НевеВ 1978 г. семья Сем переехала в Ленинград, на родину. Л. И. Сем пригласили работать в Институте языкознания ЛО АН в сектор алтайских языков по рекомендации ее научного руководителя по университету и диссертации профессора В. И. Цинциус. Под руководством Цинциус сотрудники сектора выполнили колоссальную по объему и значимости работу — составили «Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю» в двух томах (1975–1977). В этот словарь Л. И. Сем предоставила диалектологические материалы по языку ороков и нанайцев. Со времени переезда Ю. А. Сем работал в ЛГПИ им. А. И. Герцена (ныне РГПУ) на факультет народов Крайнего Севера завкафедрой культуры, языков и фольклора народов Крайнего Севера. Затем под его руководством кафедра разделилась на несколько самостоятельных — три кафедры языков народов Севера (палеоазиатских, уральских, алтайских) и кафедру культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая стала головной на факультете. Очень много сил и внимания Ю. А. Сем уделял преподавательской и методической работе, руководству кафедры, организовал научную деятельность со студентами и аспирантами. Фактически здесь появилось новое направление — историко-этнографическое с продолжением фольклорных исследований. Ю. А. входил в ученый совет института, при нем открылась аспирантура на факультете. Под его руководством защитили кандидатские диссертации А. А. Петров (затем защитил и докторскую, став первым директором Института народов Севера), Л. Б. Гашилова (она стала вторым директором ИНС), А. И. Гашилов, Л. Ж. Заксор, С. Н. Терешкин, Т. Д. Булгакова и другие. На кафедре и факультете в целом значительно вырос научный потенциал, стали регулярно выходить сборники по этнографии и языку народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1990 г. Ю. А. Сем успешно защитил докторскую диссертацию при ученом совете Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН г. Владивостока на тему «Проблемы истории народов юга русского Дальнего Востока (XVII—1917 г.)». На основе этой работы подготовлена монография и ждет публикации в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена. Профессор доктор исторических наук Р. Ф. Итс, тогда директор МАЭ РАН, стал одним из рецензентов работы Сема и назвал ее «энциклопедией Дальнего Востока». На кафедре культуры Ю. А. Сем читал большое количество курсов, по которым он составил программы и методические пособия. Среди них «История и культура народов Крайнего Севера, Этнография народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Североведение», «Литература НКС», «Источниковедение истории и филологии народов Сибири», «Фольклор нанайцев», «Нанайский язык», «Ульчский язык», «Теория и практика научно-исследовательской работы студентов ФНКС», «Мифология, народные знания и религиозные верования НКС» и другие. Работая в Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН и РГПУ им. А. И. Герцена, Ю. А. Сем большое внимание уделял проблемам истории и этнографии народов Дальнего Востока, фольклористике и вопросам историографии. Он подготовил материалы дневников и публикаций В. К. Арсеньева, Е. Е. Мейера, Н. М. Пржевальского, П. Кафарова и других. В 2003 г. написан специальный монографический труд о жизни и творчестве академика Л. И. Шренка — первого директора Кунсткамеры и был опубликован в Южно-Сахалинске. Л. И. Сем также по совместительству преподавала студентам ФНКС РГПУ им. А. И. Герцена на кафедре алтайских языков. Она читала лекции по алтаистике, нанайскому, ульчскому, орокскому, удэгейскому языкам и фольклору, являлась редким специалистом в области языков малочисленных народов Дальнего Востока. За время работы в Институте языко-знания ЛО АН Л. И. Сем подготовила два важных труда — «Именное словообразование тунгусо-маньчжурских языков в свете алтаистики» и «Глагольное словообразование тунгусо-маньчжурских языков в свете алтаистики», которые еще ждут своей публикации. Ею составлены буквари и учебники для школы по нанайскому и ульчскому языкам в соавторстве с ведущими специалистами. — Н. Б. Киле, Е. А. Гаер, К. Ф. Дечули. Я, также работая с 1979 года в Российском этнографическом музее, в течение 20 лет (с 1989 по 2009 г.) преподавала в Институте народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена на кафедре культуры и позднее, с 1995 г., на кафедре этнокультурологии под руководством профессора И. Л. Набоки. Дальний Восток навсегдаРаботая в РГПУ им. Герцена, Семы продолжили экспедиционную деятельность в 1980 г. Это была поездка в Приморский край к уссурийским нанайцам и тазам, где изучались родовая номенклатура и пережитки родовых отношений этих народов. В 1981 г. состоялась экспедиция Ю. А. и Т. Ю. Сем в Хабаровский край к удэгейцам п. Гвасюги на р. Хор и нанайцам п. Найхин Нанайского района Хабаровского края. В Найхине мы работали с семьей известного общественника Ю. Н. Бельды по проблеме погребальной обрядности. В то время я писала диссертацию по данной проблеме (затем изменив и расширив часть ее на "Верховный пантеон тунгусо-маньчжурских народов), которую защитила в 2007 г. У хорских удэгейцев мы продолжили изучать эту тему и работали с известным шаманом-сказителем, работавшим председателем сельсовета в 60-х гг. ХХ в. Мичина Дулевичем Кимонко. От него зафиксировали сведения о полетах шаманов на небо за душой ребенка, описали шаманские атрибуты. В 1982 г. по следам этой рекогносцировочной экспедиции Ю. А. и Л. И. Сем еще раз подробно обследовали удэгейцев Хора, съездили к орокам с. Вал Сахалинской области и посетили ульчей с. Булава, работали со знаменитой семьей народных мастериц по плетению утвари Дечули — Ходжер. В этих экспедициях Семы собирали фольклор, занимались вопросами этнокультурных контактов, истории и культуры, декоративно-прикладного искусства. С ними ездил их младший сын Саша, которому очень нравилось на природе: речка Амур, рыбалка и местная детвора. В 1984, 1989 и 1990 гг. состоялись три экспедиции Семов к орокам Сахалина, где они провели всестороннее обследование населения и собрали материал для монографии, которая с участием Т. Ю. Сем опубликована в 2011 г. В результате поездок к нанайцам, ульчам, удэгейцам и орокам Семы составили объемные словари, находящиеся в архиве ИЛИ РАН г. Санкт-Петербурга. Большие фотоколлекции, сделанные во время поездок на Дальний Восток, хранятся в домашнем архиве Семов и еще ждут своего анализа и разбора. Но даже при беглом взгляде на них можно говорить о значительном объеме и разнообразии материала: типажи, хозяйство, жилище, одежда, средства передвижения, петроглифы, культовые вещи, фото шаманов, с которыми работали ученые. В экспедициях под руководством Ю. А. Сема участвовали многие его ученики и соратники — Н. В. Кочешков, А. Ф. Старцев, Э. Н. Осокина, Е. А. Гаер, Н. К. Старкова и другие, а также члены Географического общества, с которыми сотрудничали Семы. Во время одной из экспедиций РГО в 1970-х гг. в Приморском крае обследовали нанайцев и удэгейцев, а также фотографировали и собирали информацию о памятниках культуры Приморья. В этой экспедиции принимал участие известный дальневосточный писатель и краевед Вс. П. Сысоев. Интересно, что во время экспедиционных коллективных поездок Семы не только умели плодотворно работать, собирать информацию, фольклор, формировать коллекции вещей, но и отдыхать, веселиться. Они устраивали дни рождения членов экспедиций, участвовали в празднике Нептуна с местными жителями, с сотрудниками РГО организовали охотничьи пляски в тайге, пили чай с комарами, пели у костра и лазили по скалам в поисках петроглифов на р. Кие в Хабаровском крае. В результате более чем 30-летней истории экспедиционной деятельности Л. И. и Ю. А. Семов обследованы практически все народы Дальнего Востока (нанайцы, ульчи, негидальцы, ороки, удэгейцы и др.) за исключением орочей Приморья, которыми занимались другие ученые — В. Г. Ларькин, В. В. Подмаскин, А. Ф. Старцев. Семы внесли значительный вклад в исторические и этнографические исследования, фольклористику и языкознание народов Дальнего Востока. Фактически многие десятилетия они являлись ведущими специалистами по коренным народам Дальнего Востока. Ю. А. и Л. И. Сем, фактически создав школу дальневосточных ученых и оставив обширный архив, многочисленные публикации и вещевые коллекции, хранящиеся в Хабаровском краевом краеведческом музее, этнографическом музее Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, входят в славную когорту ученых — классиков этнографии, истории, филологии народов Дальнего Востока. Они снискали себе славу великих тружеников науки и образования и воспитали блестящую плеяду учеников. Татьяна СЕМ Литература
|
|||
|