Сюжет о тигроловах

Г. Зорин, Я. Куриленко. Тигроловы. Холст, масло. КМИИИмя художника Якова Семеновича Куриленко (1917–1988) для многих ассоциируется с «Тигроловами» — большим двухметровым холстом, которое он написал вместе с известным живописцем Григорием Степановичем Зориным в 1951 году. Сюжет драматичен и посвящен бригаде охотников-тигроловов под руководством Ивана Богачева. К слову, этот отважный человек выведен главным персонажем и в повести «Амурские звероловы» В. П. Сысоева. Существует три варианта «Тигроловов», но обладателем самого первого является Музей изобразительного искусства Комсомольска-на-Амуре. Он создан на основе натурного материала, собранного авторами во время поездок по Сихотэ-Алиню, и, как отмечают искусствоведы, считается наиболее удачным. Второй вариант картины приобретен в 1951 году в Москве, во время республиканской выставки, но ее точное местонахождение неизвестно.

Я. Куриленко. Калужатники. Холст, масло. КМИИВ Комсомольск-на-Амуре Куриленко приехал в 1952 году уже сложившимся художником. После окончания семилетки (родился он в селе Белый Яр Завитинского района Амурской области) поступил на художественное отделение Благовещенского педагогического училища, где среди преподавателей был Петр Сергеевич Евстафьев, ученик Репина и Кардовского. В учебе Куриленко делал успехи и в 1937 году, вместе с дипломом об окончании, получил предложение остаться преподавать. Потом Яков Семенович попал в ряды Краснознаменного Тихоокеанского военно-морского флота, где и застала его Великая Отечественная война. Но краски и кисти он не оставил и даже участвовал в 1942 году в выставке работ моряков-тихоокеанцев.

Г. Зорин, Я. Куриленко.  Портрет  Цивилёва Г.А.  Холст, масло. КМИИДемобилизовался Яков Куриленко только в 1946 году, отдав флоту восемь лет, приехал в Хабаровск и поступил на работу в краевое товарищество «Всекохудожник», преобразованное позднее в региональное отделение Художественного фонда РСФСР. В 1950-м Яков Куриленко стал участником Республиканской выставки в Москве, а через год его приняли в Союз художников СССР. В это же время сложился его творческий тандем с Георгием Зориным, и помимо «Тигроловов» они написали еще одно масштабное полотно — «Оборона Петропавловска на Камчатке» (1950), приобретенное Камчатским художественным музеем.

Я. Куриленко. Комсомольцы 20-х годов. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникВ Комсомольске-на-Амуре Куриленко прожил десять лет. Он вошел в городскую творческую организацию, лидером которой в то время был первостроитель Города юности, талантливый художник Георгий Александрович Цивилёв. Яков Семенович много работал, активно выставлялся, преподавал в городской детской художественной школе, а в 1962-м переехал с семьей во Владивосток. Здесь художник написал многие масштабные полотна, ярко отразившие время, в котором он жил и творил. Среди них картина «Комсомольцы 20-х годов» (1963–1967, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), «Хлеборобы» (1968, народная галерея села Камень-Рыболов Приморского края), «Малыш» (1983), «Победители» и «Рабочая династия» (1986), «Партизанский отряд Шевченко Г. М.» (1987), а также большая серия портретов современников (часть из них хранится в фондах Приморского объединенного музея им. В. К. Арсеньева во Владивостоке).