Каплей в виртуальных водяных часах истек еще один век — писателю и общественному деятелю Виктору Николаевичу Александровскому (1917–1987), сыгравшему ключевую роль в культурной жизни Хабаровского края 1950–1980-х годов, исполнилось 100 лет со дня рождения. Время движется по некой Архимедовой спирали, и люди, с которыми сталкивает судьба, не уходят в бесконечность, а остаются в поле твоего круга. Говорят, что воспоминания — род встречи. Это слово известный русский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ связывал с понятием «хороший, счастливый случай». Память и не предполагает расставания навсегда... В. Н. Александровский — автор книг для детей и юношества, ответственный секретарь Хабаровского отделения Союза писателей РСФСР (1955–1987), член Союза писателей СССР (с 1957 года), член правления Союза писателей РСФСР. Он родился 14 сентября 1917 года в городе Троицкосавске Бурятской АССР (нынешняя Кяхта), рядом с границей России с Монголией, в семье ветеринарного врача. Гражданская война и установление советской власти в Троицкосавске были тяжелым и кровавым временем. В 1918 году город заняли белочехи, в 1921-м по нему наносила удары Азиатская дивизия под командованием генерала барона Р. Ф. Унгерна фон Штернберга, полновластного хозяина Даурии, известного как «Черный барон». К слову, в боях за Троицкосавск бригада Р. Ф. Унгерна фон Штернберга потерпела поражение, а даурского барона взяли в плен и казнили. От рук подчиненных барона Р. Ф. Унгерна погиб отец В. Н. Александровского, зарубленный шашкой на глазах четырехлетнего Виктора (в автобиографии он пишет, однако, что «отец (...) расстрелян бароном Унгерном»). После гибели отца семья переехала в Иркутск. Мать болела, и заботу о малыше взяли на себя его брат и сестра. Брат, по воспоминаниям Александровского, «работал на транспорте», а сестра была учительницей. В 1935 году Виктор окончил школу-десятилетку, и за успехи в учебе его премировали наручными часами, которые впоследствии писатель передал в собрание Гродековского музея. В том же году Виктор Николаевич поступил в Томский политехнический институт и с отличием его окончил по специальности «инженер-механик двигателей внутреннего сгорания». В 1940-м его распределили в Хабаровск, где он работал мастером на Хабаровском судостроительном заводе им. С. М. Кирова. Когда началась Великая Отечественная война, В. Н. Александровский уже занимал должность начальника дизельного цеха и получил бронь. Благодаря его инженерно-конструкторскому таланту на заводе был налажен выпуск дизель-машин для военных крейсеров, участвовавших в морских операциях на Черноморском флоте. На захваченных фашистских судах снимали дизели марки Man, которые часто представляли собой металлический лом, вытачивали к ним недостающие детали и по чертежам Виктора Николаевича собирали новые дизель-машины. После войны Р. Я. Малиновский, бывший командующий Южным фронтом, а в мирное время командующий войсками ДВО, дал высокую оценку этим дизелям, собранным в Хабаровске, и поинтересовался, по чертежам какого инженера они восстановлены. Ему рассказали, что этим занимался «мастер Александровский». Маршал Советского Союза встретился с Виктором Николаевичем, который в то время уже пробовал себя в литературе, и спросил, в чем он нуждается. Александровский, живший в ту пору с семьей в Доме специалистов, ответил: «Нужна тишина, чтобы писать», и ему предоставили квартиру с личным кабинетом. Как часто сам Виктор Николаевич потом хлопотал об улучшении бытовых условий для писателей, чтобы житейские проблемы не мешали их творчеству! О том, каким прекрасным инженером-механиком был Александровский, свидетельствует такой факт. Однажды, когда во время творческого отпуска он отправился на Амурскую протоку села Казакевичево, чтобы собрать материал к пьесе о пограничниках, у него сломался лодочный мотор, и суденышко стало относить к советско-китайской государственной границе. За считаные минуты писатель починил на воде двигатель, «завел его и ушел к советскому берегу». Литературное дарование Виктора Николаевича проявилось еще в годы учебы в Томском политехническом институте, когда он выпускал студенческую газету. Но профессионально литературной работой Александровский стал заниматься только с 1951 года, когда в газетах и журналах начали публиковаться его очерки и статьи. В 1954-м в Хабаровске вышла в свет его первая книга «Счастливого пути», изданная спустя три года в Москве под названием «Когда нам семнадцать». В 1950–1960-е годы при непосредственном участии В. Н. Александровского от Хабаровской писательской организации, старейшей на Дальнем Востоке, отделились и стали самостоятельными Амурская, Камчатская, Приморская, Сахалинская, Магаданская. Связи же с Хабаровском благодаря журналу «Дальний Восток» и его ответственному секретарю и члену редколлегии Александровскому они не прерывали. Литераторы делились с Виктором Николаевичем творческими планами, присылали рукописи на рецензию, обращались с просьбой о рекомендации в Союз писателей. Выдающийся ныне корякский поэт, публицист и общественный деятель В. В. Косыгин (Коянто), один из основателей Камчатской писательской организации, писал ему в октябре 1969 года: «У меня возникла думка сделать небольшую книгу зарисовок, очерков на тему из жизни моих земляков <...>. Очень хочется знать Ваше мнение — годен ли, надобен ли замысел или нет <...>. Ваш совет, Ваша помощь — это существенное, на что я рассчитываю из дальней Паланы». В 1950–1980-е годы литературная жизнь Хабаровска и в целом Дальнего Востока была весьма насыщенной: дни и декады советской литературы на Дальнем Востоке, выездные секретариаты литератур Севера и правления СП РСФСР, краевые семинары молодых писателей, Арсеньевские, Крашенинниковские чтения и другие знаменательные события. Александровский, обладая редким организаторским талантом, дипломатическим даром, бескорыстием и врожденным стремлением делать добро, умел сплотить творческих людей, помочь их семьям и начинающим писателям, и слава о благоприятном психологическом климате в Хабаровском отделении писательской организации летела далеко за пределы края. Именно Виктор Николаевич Александровский стал инициатором создания Дальневосточного литературного музея, который располагался в двухэтажном здании, памятнике XIX века «Доходный дом Н. И. Тифонтая». Писателей, в том числе и работавших в Хабаровске в 1930–40-е годы, он сам приводил в музей. Нашими гостями были С. М. Бытовой (1909–1985) — в 1930-е годы корреспондент газет «Тихоокеанская звезда», «Тихоокеанский комсомолец» (ныне «Молодой дальневосточник»), ответственный секретарь Дальневосточного отделения Союза писателей, С. Л. Рослый (1911–1984) — прозаик, бывший корреспондент «ТОЗа», ответственный секретарь журнала «Дальний Восток», брат поэта-партизана К. Л. Рослого (1897–1926), Г. Н. Матвеев (1901–1999) — сын известного поэта и издателя Н. П. Матвеева-Амурского (1865–1941), родоначальника литературной династии Матвеевых, и многие другие. В. Н. Александровский, истинный русский интеллигент, был озабочен судьбой Дальнего Востока и всегда поддерживал тех, кто в этом нуждался. Как он мечтал в 1980-е годы построить Дом творчества для писателей, как радовался, показывая архитектурный проект! Виктор Николаевич верил, что этот план осуществится непременно и писателям не придется ехать в дома творчества в Центральную Россию — вдохновит родная дальневосточная природа. Но пришла «перестройка», и для Виктора Николаевича стало очевидным, что отношение к нему резко изменилось. К тому же у писателей возникли трудности материального порядка, проблемы с изданием книг, неразрешимые квартирные вопросы. Все хорошее внезапно забыли, и причиной зол почему-то определили В. Н. Александровского... У Лопе де Вега есть строчки: «Ведь тот, кто больше не полезен, / Забыт и сердцу не любезен...». Весной 1987 года на собрании творческого союза кто-то недобрый, но, вероятно, тайно мечтавший о власти, первым задал вопрос: «Почему писатель с десятью книжками руководит Хабаровским региональным отделением Союза писателей?» Немногие тогда вступились за него, и никто не вспомнил, наверное, что и у Густава Флобера издано было не больше... Несправедливые и оскорбительные обвинения В. Н. Александровский перенести не смог. 24 марта 1987 года он трагически погиб. Виктор Николаевич был человеком безупречным и кристально честным. Его сын Сергей Викторович вспоминает, что «бабушке (маминой маме), которая в войну работала бухгалтером на золотых приисках, зарплату выдавали золотом, но без документов. После смерти бабушки в ее сундуке нашли пять мешочков россыпи золота». В. Н. Александровский все до грамма сдал в Фонд мира. Для писателя доброе имя было важнее всего. У Вс. Н. Иванова в записных книжках есть интересная мысль: «Умирая, мы уходим только из пространственных координат». И остаемся в реальном времени, если успеваем сделать что-то доброе. Наталья ГРЕБЕНЮКОВА |
|||
|