«Мы уходим только из пространственных координат...»

Виктор Николаевич АлександровскийКаплей в виртуальных водяных часах истек еще один век — писателю и общественному деятелю Виктору Николаевичу Александровскому (1917–1987), сыгравшему ключевую роль в культурной жизни Хабаровского края 1950–1980-х годов, исполнилось 100 лет со дня рождения.

Время движется по некой Архимедовой спирали, и люди, с которыми сталкивает судьба, не уходят в бесконечность, а остаются в поле твоего круга. Говорят, что воспоминания — род встречи. Это слово известный русский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ связывал с понятием «хороший, счастливый случай». Память и не предполагает расставания навсегда...

В. Н. Александровский — автор книг для детей и юношества, ответственный секретарь Хабаровского отделения Союза писателей РСФСР (1955–1987), член Союза писателей СССР (с 1957 года), член правления Союза писателей РСФСР. Он родился 14 сентября 1917 года в городе Троицкосавске Бурятской АССР (нынешняя Кяхта), рядом с границей России с Монголией, в семье ветеринарного врача. Гражданская война и установление советской власти в Троицкосавске были тяжелым и кровавым временем. В 1918 году город заняли белочехи, в 1921-м по нему наносила удары Азиатская дивизия под командованием генерала барона Р. Ф. Унгерна фон Штернберга, полновластного хозяина Даурии, известного как «Черный барон». К слову, в боях за Троицкосавск бригада Р. Ф. Унгерна фон Штернберга потерпела поражение, а даурского барона взяли в плен и казнили. От рук подчиненных барона Р. Ф. Унгерна погиб отец В. Н. Александровского, зарубленный шашкой на глазах четырехлетнего Виктора (в автобиографии он пишет, однако, что «отец (...) расстрелян бароном Унгерном»).

Встреча с читателями. Праздник дальневосточной книги. 1973После гибели отца семья переехала в Иркутск. Мать болела, и заботу о малыше взяли на себя его брат и сестра. Брат, по воспоминаниям Александровского, «работал на транспорте», а сестра была учительницей. В 1935 году Виктор окончил школу-десятилетку, и за успехи в учебе его премировали наручными часами, которые впоследствии писатель передал в собрание Гродековского музея. В том же году Виктор Николаевич поступил в Томский политехнический институт и с отличием его окончил по специальности «инженер-механик двигателей внутреннего сгорания». В 1940-м его распределили в Хабаровск, где он работал мастером на Хабаровском судостроительном заводе им. С. М. Кирова. Когда началась Великая Отечественная война, В. Н. Александровский уже занимал должность начальника дизельного цеха и получил бронь. Благодаря его инженерно-конструкторскому таланту на заводе был налажен выпуск дизель-машин для военных крейсеров, участвовавших в морских операциях на Черноморском флоте. На захваченных фашистских судах снимали дизели марки Man, которые часто представляли собой металлический лом, вытачивали к ним недостающие детали и по чертежам Виктора Николаевича собирали новые дизель-машины. После войны Р. Я. Малиновский, бывший командующий Южным фронтом, а в мирное время командующий войсками ДВО, дал высокую оценку этим дизелям, собранным в Хабаровске, и поинтересовался, по чертежам какого инженера они восстановлены. Ему рассказали, что этим занимался «мастер Александровский». Маршал Советского Союза встретился с Виктором Николаевичем, который в то время уже пробовал себя в литературе, и спросил, в чем он нуждается. Александровский, живший в ту пору с семьей в Доме специалистов, ответил: «Нужна тишина, чтобы писать», и ему предоставили квартиру с личным кабинетом. Как часто сам Виктор Николаевич потом хлопотал об улучшении бытовых условий для писателей, чтобы житейские проблемы не мешали их творчеству!

О том, каким прекрасным инженером-механиком был Александровский, свидетельствует такой факт. Однажды, когда во время творческого отпуска он отправился на Амурскую протоку села Казакевичево, чтобы собрать материал к пьесе о пограничниках, у него сломался лодочный мотор, и суденышко стало относить к советско-китайской государственной границе. За считаные минуты писатель починил на воде двигатель, «завел его и ушел к советскому берегу».

Литературное дарование Виктора Николаевича проявилось еще в годы учебы в Томском политехническом институте, когда он выпускал студенческую газету. Но профессионально литературной работой Александровский стал заниматься только с 1951 года, когда в газетах и журналах начали публиковаться его очерки и статьи. В 1954-м в Хабаровске вышла в свет его первая книга «Счастливого пути», изданная спустя три года в Москве под названием «Когда нам семнадцать».

Писатели на пути в Гвасюги на торжество открытия памятника Джанси КимонкоВ 1950–1960-е годы при непосредственном участии В. Н. Александровского от Хабаровской писательской организации, старейшей на Дальнем Востоке, отделились и стали самостоятельными Амурская, Камчатская, Приморская, Сахалинская, Магаданская. Связи же с Хабаровском благодаря журналу «Дальний Восток» и его ответственному секретарю и члену редколлегии Александровскому они не прерывали. Литераторы делились с Виктором Николаевичем творческими планами, присылали рукописи на рецензию, обращались с просьбой о рекомендации в Союз писателей. Выдающийся ныне корякский поэт, публицист и общественный деятель В. В. Косыгин (Коянто), один из основателей Камчатской писательской организации, писал ему в октябре 1969 года: «У меня возникла думка сделать небольшую книгу зарисовок, очерков на тему из жизни моих земляков <...>. Очень хочется знать Ваше мнение — годен ли, надобен ли замысел или нет <...>. Ваш совет, Ваша помощь — это существенное, на что я рассчитываю из дальней Паланы».

В 1950–1980-е годы литературная жизнь Хабаровска и в целом Дальнего Востока была весьма насыщенной: дни и декады советской литературы на Дальнем Востоке, выездные секретариаты литератур Севера и правления СП РСФСР, краевые семинары молодых писателей, Арсеньевские, Крашенинниковские чтения и другие знаменательные события. Александровский, обладая редким организаторским талантом, дипломатическим даром, бескорыстием и врожденным стремлением делать добро, умел сплотить творческих людей, помочь их семьям и начинающим писателям, и слава о благоприятном психологическом климате в Хабаровском отделении писательской организации летела далеко за пределы края.

Именно Виктор Николаевич Александровский стал инициатором создания Дальневосточного литературного музея, который располагался в двухэтажном здании, памятнике XIX века «Доходный дом Н. И. Тифонтая». Писателей, в том числе и работавших в Хабаровске в 1930–40-е годы, он сам приводил в музей. Нашими гостями были С. М. Бытовой (1909–1985) — в 1930-е годы корреспондент газет «Тихоокеанская звезда», «Тихоокеанский комсомолец» (ныне «Молодой дальневосточник»), ответственный секретарь Дальневосточного отделения Союза писателей, С. Л. Рослый (1911–1984) — прозаик, бывший корреспондент «ТОЗа», ответственный секретарь журнала «Дальний Восток», брат поэта-партизана К. Л. Рослого (1897–1926), Г. Н. Матвеев (1901–1999) — сын известного поэта и издателя Н. П. Матвеева-Амурского (1865–1941), родоначальника литературной династии Матвеевых, и многие другие.

Н.М. Рогаль и В.Н. АлександровскийВ. Н. Александровский, истинный русский интеллигент, был озабочен судьбой Дальнего Востока и всегда поддерживал тех, кто в этом нуждался. Как он мечтал в 1980-е годы построить Дом творчества для писателей, как радовался, показывая архитектурный проект! Виктор Николаевич верил, что этот план осуществится непременно и писателям не придется ехать в дома творчества в Центральную Россию — вдохновит родная дальневосточная природа. Но пришла «перестройка», и для Виктора Николаевича стало очевидным, что отношение к нему резко изменилось. К тому же у писателей возникли трудности материального порядка, проблемы с изданием книг, неразрешимые квартирные вопросы. Все хорошее внезапно забыли, и причиной зол почему-то определили В. Н. Александровского...

У Лопе де Вега есть строчки: «Ведь тот, кто больше не полезен, / Забыт и сердцу не любезен...». Весной 1987 года на собрании творческого союза кто-то недобрый, но, вероятно, тайно мечтавший о власти, первым задал вопрос: «Почему писатель с десятью книжками руководит Хабаровским региональным отделением Союза писателей?» Немногие тогда вступились за него, и никто не вспомнил, наверное, что и у Густава Флобера издано было не больше... Несправедливые и оскорбительные обвинения В. Н. Александровский перенести не смог. 24 марта 1987 года он трагически погиб.

Виктор Николаевич был человеком безупречным и кристально честным. Его сын Сергей Викторович вспоминает, что «бабушке (маминой маме), которая в войну работала бухгалтером на золотых приисках, зарплату выдавали золотом, но без документов. После смерти бабушки в ее сундуке нашли пять мешочков россыпи золота». В. Н. Александровский все до грамма сдал в Фонд мира. Для писателя доброе имя было важнее всего.

У Вс. Н. Иванова в записных книжках есть интересная мысль: «Умирая, мы уходим только из пространственных координат».

И остаемся в реальном времени, если успеваем сделать что-то доброе.

Наталья ГРЕБЕНЮКОВА
Фото из архива Краевого музея им. Н. И. Гродекова