Голос и Дар

«Евгений Онегин». Яков Мерович в роли Ленского. Хабаровск, 1964О певческом даре Якова Меровича очень точно сказала певица Раиса Бондаренко: «Такого голоса еще в мире поискать...» И действительно, по своей мощи, силе и красоте он не уступает мировым итальянским голосам.

Начало

С самого детства голос юного Яши рвался наружу и не помещался в нем, почти как в знаменитой итальянской сказке Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов». Это был альт невероятной, огромной мощи. По его словам, школьная учительница немецкого буквально затыкала уши. Самым сильным музыкальным впечатлением детства Яши было пение великого Энрико Карузо. Классика, в том числе и вокальная, звучала в то время по радио потоком, только уши открывай и слушай. Вокальная одержимость, однако, не встретила понимания среди домашних, и профессия певца была признана домочадцами несерьезной. Яков избрал серьезный Ленинградский политехнический институт. В институте существовали хор и студия сольного пения, куда его и направили, прослушав. Так, грызя гранит науки, с пением он тем не менее не расстался. По окончании политехнического червь сомнения все-таки точил, и он пошел прослушиваться в Ленинградскую консерваторию. Его интересовало мнение профессионалов о своем голосе.

В консерватории он повел себя примерно как Фрося Бурлакова.

— Что будете петь? — спросила комиссия.

— «Соле мио» («Мое солнышко»), — ответил Яша.

— Давайте ноты, — сказала комиссия.

— А вы что, без нот не сыграете? А еще консерватория! — удивился Яша. Какой-то аспирант вызвался ему подыграть. Успешно пройдя два тура, опекаемый певцом Е. Нестеренко Яков, тем не менее, не досдав экзамены, собрался и уехал на Дальний Восток по распределению, в Хабаровск, на завод «Дальэнергомаш». Это был 1961 год, шутить с распределением было нельзя. Проблемы могли возникнуть серьезные.

Первым, самым сильным впечатлением после климата Ленинграда была хабаровская, адски холодная зима. Яков работал главным инженером и параллельно пел в оперной студии, которая возникла как по волшебству. Создал ее Г. Кудиш. А дирижировал впоследствии известный дирижер Юрий Николаевский. Здесь ставились серьезные оперы — «Евгений Онегин» Чайковского, «Алеко» Рахманинова, «Молодая гвардия» Мейтуса. Профессионалы прекрасно уживались с такими самородками, как Яков Мерович.

А лежа петь слабо?

«Алеко». Партия молодого цыгана. Хабаровское училище искусствНе поступив в Ленинградскую консерваторию, Яша нашел свою консерваторию в лице бывшей примадонны Киевского оперного театра — Евгении Григорьевны Венгеровой. Она приехала в Хабаровск уже не с Украины, а с Колымы, куда последовала за репрессированным мужем. Евгения Григорьевна — была личность яркая, с авторитарным характером. Например, могла выкупить целое купе, чтобы поехать в Москву, для того чтобы услышать певцов театра «Ла Скала». Сохранились у Якова их уникальные уроки в бобинных записях. «Яша, голос у тебя лучше, чем у Владимира Атлантова, так пользуйся им!» — гремело мощное меццо Венгеровой. Как-то Яша пожаловался, что сидя (по роли) ему неудобно петь. Так вот эта метресса вокала, дама крупная, габаритная, упала на пол и без всякого напряжения во весь голос запела, устыдив тем самым ученика. После этих уроков в 1966 году Яшу пригласили на стажировку в Новосибирский оперный театр и Новосибирскую консерваторию. В 1980-е годы Яша работал солистом-вокалистом в Хабаровской филармонии.

Иллюстратор в училище искусств

Опера «Мазепа». 1981Более десяти лет Яков проработал иллюстратором в оперных сценах, которые звучали на госэкзаменах в Хабаровском училище искусств. Сидящая в зале публика, в основном родственники и знакомые выпускницы, услышав голос Якова, цепенели от неожиданности, забывая про свою дочь, внучку, племянницу. Как-то был такой случай. Шел экзамен по сольному пению. Вокалистку на сцене не было слышно, потому что этажом ниже в вокальном классе распевался Яков Мерович, готовясь к своему выступлению. Преподаватель вокального отделения Раиса Бондаренко, сделав страшные глаза, проговорила кому-то из студентов свистящим шепотом: «Спуститесь кто-нибудь вниз и скажите Яше, чтобы прекратил распеваться, мы не слышим выпускницу». Именно на госах своей знакомой вокалистки я впервые услышала Яшину божественную кантилену итальянской арии Турриду из оперы «Сельская честь» Масканьи. Помню настоящий озноб и волны огня, которые охватили меня от обертонов этого чудного голоса. Я спросила свою вокалистку, почему она мне не сказала об этом чуде. Вокалистка оказалась недалекой и процедила сквозь зубы, что он непрофессиональный певец. Я подумала, что все они, эти так называемые профессионалы, с радостью отдали бы свои дипломы за обладание таким сокровищем, каким был голос их партнера.

Концерт

С режиссером спектакля «Кармен» Джанкарло дель Монако. 2012После этого выступления я услышала Яшу в камерной постановке «Царской невесты» в филармонии, и решение сделать с ним сольный концерт созрело окончательно. На одном из вечеров общества «Шалом» подошла к нему и сказала: «Яша, у меня от вашего голоса волосы встают дыбом, а по спине бегают мурашки. Давайте сделаем сольный концерт?»

Думал он долго, но в один прекрасный июльский день явился в Киноцентр, нынешний Дом творческой интеллигенции, с кипой нот и... другом. «А друга можно провести?» — спросил он. И внес в зал... велосипед.

Репетировали мы около полугода. И концерт состоялся. Конечно, такому голосу было тесно в зальчике Дома творческой интеллигенции, да еще и приличное фортепиано отсутствовало, на что неунывающий Яша сказал, что сможет спеть даже под свистульку. Пели мы под синтезатор, и восторг публики превзошел все наши ожидания.

На телевидении

«Фауст». 2010Выступив сольно, мы решили обратиться в музыкальную редакцию ДВТРК. И передача состоялась, правда, вопросы ведущей как-то странно выглядели. Например, она спросила: «Как шарикоподшипники сочетаются с оперными ариями?» Вероятно, хотела выяснить, что для него первично: музыкальная деятельность или инженерная? На что находчивый Яша ответил, что у него, слава Всевышнему, два полушария головного мозга и каждому отведена своя функция... Передача сразу сделала его узнаваемым. К нему подходили на улице незнакомые люди, благодарили, а одна ветхая бабуля произнесла: «Ты, сынок, пел вчера в телевизоре? Хорошо поешь!»

Земля обетованная

Наступило трудное время конца 1990-х, семья засобиралась в Израиль, и в 1999 году ему пришлось уехать. Уезжать было мучительно. Здесь, в Хабаровске, была успешная работа, пение всегда шло рядом, как говорят музыканты, полифонически. Было создано трио теноров: Н. Могилин, В. Вохлин, Я. Мерович, исполнявшее песенные программы. Он по праву считал себя настоящим дальневосточником, так как прожил и проработал в Хабаровске почти четыре десятилетия — 38 лет, на его счету многочисленные ноу-хау. В качестве премии завод подарил ему автомобиль. Рядом были друзья, но время наступили действительно тяжелое. По полгода не платили зарплату, и, как мрачно шутил Яша, чаще всего ее выдавали рыбой или туалетной бумагой.

«Аида». С Бадри МансурадзеНо Земля обетованная — это такое магическое и мистическое место, она встречает каждого именно так, как тот этого заслуживает. Перефразируя русскую поговорку, встречает не по одежке, а сразу по уму! Уже через какие-то несколько месяцев Яков Мерович был принят в Тель-Авивский оперный театр в возрасте 62 с половиной лет. Его голос оценили! За период работы в театре Яков участвовал в 70 постановках, в трех проектах на Мертвом море. Осуществляли эти проекты мировые знаменитости: Франко Дзефирелли, Даниэль Орен, Зубин Мета. Сольные партии Якова Меровича прозвучали в операх «Воццек» А. Берга, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Гастроли в Германию и Польшу, мировые голоса приглашенных из Европы и Америки оперных звезд — кто бы мог подумать, что он будет буквально купаться в самой высокой музыке! Особенно впечатляющими стали постановки «Кармен» и «Аиды» в горах Кумрана у Мертвого моря. И премьеры, премьеры... А также его сольные концерты в Хайфе.

Яков Меерович поет в Тель-Авивском оперном театре более 12 лет. Судьба подарила ему большую музыку, видимо, за страстную преданность ей. Он мечтает приехать в дальневосточную столицу и увидеть ее, столь похорошевшую за последнее время. И хочется верить, что он порадует нас своим неувядающим удивительным голосом.

Марина ЦВЕТНИКОВА
Фото из архива Якова Меровича