- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Единое пространство культуры
- Путешествие по ночной библиотеке
- Голоса художников
- Шахназар Шахназаров: «Керамика – это все!»
- Дары Софьи Витухновской
- Григорий Зорин. Честная летопись
- «Краснушки» и «чернушки» со святыми образами
- Нашей юности оркестр
- Эра биг-бендов на Дальнем Востоке
- «Мадам Баттерфляй», или Попытка полета
- Успеть на последний трамвай
- Открывающая клады и талантливых людей
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
Софья Семеновна Витухновская, 100-летие со дня рождения которой исполнилось в декабре 2012 года, стала знаковой фигурой в истории Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Благодаря творческой и подвижнической деятельности этой художницы и ее мужа Хоскеля Моисеевича Сандлера в городе юности существует художественный музей, фонды которого на сегодняшний день насчитывают более 15 тысяч экспонатов. В архивах хранится не так много документов, рассказывающих о жизни Витухновской: авторская карточка, заполненная ее рукой, дает скупые сведения о том, что родилась она в Нижегородской губернии в городе Павлово на Оке, отец был зубной врач, а мать домохозяйка. Но самыми главными свидетелями непростой жизни художницы можно по праву считать ее живописные и графические листы. Очень наполненными и революционными были годы учебы Софьи. Это время, когда разрушалась старая, дворянская, культура и создавалась новая, пролетарская, в поиске этих новых форм находилась и Софья, в коллекции нашего музея хранятся работы художницы, датированные 1920–1930 годами. Можно представить, как вместе с другими молодыми бунтарями она пыталась найти новые формы выражения собственных эмоций. В 1931 году Витухновская окончила изопрофшколу в Москве и с 1931 по 1935 год посещала различные изостудии, затем училась в институте повышения квалификации живописцев. Но эти годы споров и исканий закончились официально в 1932 году: крепла и набирала скорость регламентация искусства, власть требовала сделать его доступным для «среднего» зрителя, резко возросла политизация искусства. Неизбежно инстинкт самосохранения приводил многих мастеров к отказу от поисков собственной манеры и утрате творческой индивидуальности. Индустриализация, развернувшаяся в это время в стране, требовала привлечения не только рабочей силы для грандиозных новостроек, но и певцов, способных запечатлеть для истории грандиозные победы социализма. В командировки на ударные стройки были отправлены многие художники, так как искусство должно было сыграть организующую роль в привлечении общественного внимания. Софья Витухновская приехала на строительство Комсомольска-на-Амуре в 1937 году, вместе с мужем Х. М. Сандлером. Город готовился к первому юбилею, и одним из важных событий этого мероприятия должна была стать художественная выставка. Софья Семеновна знала о городе не только со слов своего мужа, но и по рассказам брата Михаила, автора сценария фильма «Комсомольск», побывавшего на стройке города в 1936 году. Ей несомненно было известно о всех бытовых и климатических сложностях, но тем не менее она разделяет с мужем трудности трехгодичной командировки. Помимо непосредственно творческой работы на натуре и в мастерской они работают на детской технической станции, ведут изостудию, рассказывают детям о великих русских художниках, учат их работать на пленэре, постоянно устраивают выставки детского творчества, победителей которых премируют редкостными для того времени и места этюдниками. В это время Софья Семеновна работает в технике масляной живописи, пишет портреты и пейзажи, делает эскизы декораций для местного театра. В фондах музея хранятся «Зимний пейзаж» и «Портрет артиста нанайского театра» — работы, написанные художницей в 1939 году. Она пишет о том, что поразило ее: «...на моих глазах на пустом месте создавался город. Но главное — красота этого края. Природа резко отличается от обычной природы средней полосы России. Изумительная тайга, Амур. Я знала Волгу, Оку, но сравнить их с Амуром нельзя. Он намного красивее». Сандлер создает серию рисунков, пишет этюды, пейзажи, рисует портреты молодых строителей города. Очень интересны для художника коренные жители Приамурья, галерея портретов детей, стариков, артистов первого нанайского театра, охотников и рыбаков создана им в 1930-е годы (к сожалению, большая часть этих работ погибла в годы Великой Отечественной войны, так как хранилась в Москве). В 1938 году в городе открывается первая выставка живописи и графики в честь двадцатой годовщины ВЛКСМ. Это была первая большая выставка работ Сандлера и Витухновской. В 1939 году они возвращаются в Москву, и в залах МОСХа, показывают совместную выставку, в которую включены 46 работ, рассказывающих о людях, живущих на берегах далекого Амура. В планах художников на основе собранного натурного материала написать большое живописное полотно, рассказывающее о жизни и героических буднях строителей Комсомольска-на-Амуре. Война помешала осуществить задуманное, и связь с городом прервалась на долгие годы. Сандлер прошел войну командиром пехотного взвода от Кишинева до Берлина, с первой штурмовой группой форсировал Одер, между атаками на Магнушевском плацдарме, под бомбежками делал наброски, портреты однополчан. Для искусства военного времени характерно использование более оперативных видов графики. И в большей массе оно представлено карандашными зарисовками, беглыми набросками пером. Но в коллекции музея имеется живописное полотно «Зенитчики на Одере», написанное Сандлером в 1945 году. Для создания подобных работ художникам-фронтовикам была предоставлена резиденция генерала Дитмара в Карлсхорсте. Работы, написанные там, принимали участие в выставке «От Сталинграда до Берлина» (1945–1946 гг.) в городе Шверине (Германия, советская зона) и отразили боевой путь 5-й ударной армии. Сандлер награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Софья Семеновна во время войны находилась в эвакуации в Казахстане. После войны в 1946 году она вновь следует за мужем, которого направляют для продолжения службы в Германию. Семья живет в Шверине и Магдебурге, где еще видны разрушительные следы войны. Этот отрезок времени отражен в акварельных работах художницы о войне, перевернувшей жизни множества людей. В 1949 году семья возвращается домой в Москву. Послевоенное время для многих творческих людей ощущалось как некий тупик, для Витухновской этот период был отягощен тяжелой болезнью. Малоподвижный образ жизни заставляет взять в руки перо, и в это время она начинает писать повесть о судьбе немецкого скульптора Вальтера, которого, судя по портрету 1949 года, знала лично, размышляя в ней о превратностях человеческой судьбы. Книга, к сожалению, не была опубликована. В начале 1960-х она обращается к эстампу, этот период для нее — период поиска не только новых выразительных средств, но и новых тем. Но в главном она остается, верна себе: «В искусстве бесполезно становиться на ходули. Сквозь самое яркое внешнее оперение неизбежно проступит подлинная внутренняя сущность». В 1964 году в Москве газетой «Комсомольская правда» организована встреча первостроителей Комсомольска-на-Амуре. В числе приглашенных Сандлер и Витухновская. Город вновь позвал их, и они возвращаются в свою молодость. Возникает идея о создании в городе картинной галереи. Им хотелось оставить добрый след в городе, где они начинались как художники. Они написали воззвание всей стране «Подарите работы комсомольчанам!». Его публикуют «Советская культура» и «Московский художник». Чтобы обращение действительно нашло отклик, необходимо было провести большую организационную работу. При помощи ЦК ВЛКСМ им удалось добиться специального решения Художественного фонда СССР, взять кураторство над созданием коллекции. В Москве, на улице Черняховского, 5, был организован штаб, где дирекция Художественного фонда самым тщательным образом отбирала графические и живописные произведения, достойные украсить стены будущего музея. Первая посылка со 105 работами была получена в Комсомольске в августе 1965 года — это был личный дар художников-графиков страны. Художниками, заложившими фундамент будущей коллекции, были члены МОСХа: Лев Аронов, Бениамин Басов, Илларион Голицын, Юрий Рейнер. И, конечно же, свои работы подарили Сандлер и Витухновская. «Комсомольская правда» публикует статью, в которой пишет: «Двое художников, когда-то начинавших свою творческую биографию на берегу Амура, собрали для Комсомольска что-то около сотни картин. Их мечта — организовать в городе картинную галерею». Но мечта уже стала явью, и следующая посылка — это 240 живописных и графических произведений от дирекции Художественного фонда РСФСР и других союзных республик, Московского художественного комбината — поступила в Комсомольск в конце декабря 1965 года. Стоимость этого «всесоюзного» подарка превышает миллион рублей. Картинная галерея открыта в феврале 1966 года. И теперь уже до конца жизни художники Сандлер и Витухновская заботились о созданном по их почину музее, передавая в дар работы не только собственного исполнения, но и своих друзей и соратников по искусству. В 1960-е годы в период очередной командировки Сандлер не ограничивает себя работой только в Комсомольске, он постоянно выезжает на строительство городов-спутников Амурска и Солнечного, совершает длительные поездки к рыбакам Нижнего Амура, посещает поселки Комсомольского, Ульчского, Нижнеамурского районов, у Татарского пролива. В 1967 году, к 35-летней годовщине Комсомольска, Сандлером и Витухновской вновь ведется отбор работ среди художников Подмосковья. Музей вновь принимает бесценный дар: более 50 авторов — 127 графических листов и 50 живописных полотен вновь пополняют коллекцию музея. На сегодняшний день в коллекции музея около 300 живописных и графических произведений самого Х. М. Сандлера, ушедшего из жизни в 1983 году, они частично закуплены музеем, частично переданы в дар его супругой. Софья Семеновна была человеком неравнодушным, ее волновала судьба не только собственных работ, но и работ соратников по цеху. Многие имена канули в Лету, работы художников, не имевших наследников, пропадали, участь их была непредсказуема. В 1987 году Витухновская пишет статью в газету «Московский художник», в которой просит и требует от Союза художников внимательного отношения к работам художников, ушедших из жизни. Благодаря опеке Софьи Семеновны не растворилось наследие Лидии Сергеевны Полянской, работы которой при жизни не попали в музеи, но после ее смерти в 1979 году стараниями Витухновской 450 работ художницы поселились в 15 музеях страны, в том числе и в Третьяковской галерее. Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре тоже стал счастливым обладателем прекрасных акварельных работ художницы, про которую замечательно сказал Игорь Савицкий, основатель музея в Нукусе: «Подождите, придет время, когда ее работы станут золотым фондом советского искусства». В переписке, которую Софья Семеновна постоянно вела с директором комсомольского музея Е. Ю. Турчинской, есть такие слова: «...у меня совершенно неукротимое желание раздаривать и раздавать работы. Хочу, чтобы они жили, чтобы общались со зрителем». Только в 1974 году художница получила персональную мастерскую, перевезла в нее офортный станок, долгое время стоявший в тесной десятиметровой комнате по соседству с кроватью, и погружается в тихую жизнь любимых ею предметов. О том, что Витухновской дорого, что волнует и греет ее душу, можно узнать, рассматривая созданную ею галерею портретов современниц, необыкновенные натюрморты, где соседствуют элегантные раковины, причудливые кораллы и укрощенные кактусы. В 1989 году Витухновская вновь передала в дар музею Комсомольска восемьдесят две работы художников М. Митурича, В. Фролова, З. Поздняковой, Н. Благоволина, понимая, что работа художника живет, лишь когда ее видят зрители. В 1990-х годах она с нетерпением ждала открытия своей первой персональной выставки в Комсомольске. Работы уже перевезены в музей, но в стране вновь произошли перемены, и выставка откладывалась. Но для Софьи Семеновны она очень важна, хотя художница не обделена вниманием искусствоведов и критиков, выставки с экспонированием ее работ проводятся регулярно не только в России, но и за рубежом. 1991 год стал удивительно удачным для Витухновской: она участвует в Московской зональной выставке, с которой ее работы отбирают для Третьяковской галереи, в групповой выставке в Центральном Доме художника, Всесоюзной выставке акварели; Министерство культуры РСФСР и Союз художников России закупают у нее работы. И, наконец, в 1994 году в Музее изобразительных искусств города Комсомольска открылась персональная выставка С. С. Витухновской. И вновь полетели письма из Москвы, в которых она очень интересуется мнением зрителей и художников, а в конце письма такие строки: «...привет Амуру и сопкам! Ваша и комсомольчанская С. Витухновская. P. S. Никогда не была ни комсомолкой, ни даже пионеркой, но город МОЙ!». Евгения БЫКОВА |
|||
|