Полевые заметки

Пейзажи вдоль дороги недалеко от Заячьей Петли

18.07.12. Якутск

Утро — визит вежливости наших друзей Н. П. Крадина, С. А. Дыминского, В. В. Носырева в институт «Якутпроект». До обеда посещение музея (краеведческая выставка, посвященная 100-летию А. В. Ополовникова1). Экскурсия по Якутску, посещение вновь построенных объектов — бассейна, спорткомплекса, моста.

19.07.12. Якутск

8.00 — выезд на арендованном микроавтобусе из Якутска. Напихали все, что можно. Удачно погрузились на паром Якутск — Нижний Бестях.

Нижний Бестях — как никогда много ГАИ, остановили два раза. По трассе первая наша остановка была в небольшом селе у старой чайной. Долго осматривали деревянную скульптуру артиллериста2 — местного жителя Гавриила Дмитриевича Протодьяконова. В Отечественную он в одиночку отбивался от фашистских танков в Сталинграде, получил Героя и был личным другом Чуйкова.

Чурапчу и Чёркёх пролетели пулей. Наша задача — попасть на последний паром через Алдан к 21.00. По пути попали в дождь, дорога была слякотная. Прибыли вовремя, но паром ждали долго, часа два или больше.

Открытие: на берегу Алдана В. В. Носырев нашел хрен! Хабаровчане быстро сообразили и приготовили 1,5 литра настойки на хрене. Вот так!

В Хандыгу прибыли где-то в 01:00. Встретил нас легендарный И. И. Игошин. Устроились в гостиницу энергетиков, легли спать приблизительно в 3:00.

20.07.12. Хандыга (гостиница энергетиков)

10:00 — прием у главы улуса Г. Е. Герасимова. Официальная часть.

Узнали, что наша машина, КамАЗ (вахтовка), задерживается — не успели проскочить трассу до начала взрывных работ. Несколько часов простоя на трассе сдвинули наш график практически на сутки. Оперативно поменяли программу. До 18:00 — посещение достопримечательностей Хандыги: церкви, нулевого пикета магаданской трассы3, гулаговского лагеря (два здания, сохранившиеся до сих пор).

Прочитал рукопись И. И. Игошина о ГУЛАГе — шикарная информация. Оказывается, я многого не знал!

Выход на маршрут21.07.12. Утро. Река Восточная Хандыга

В 10:50, к нашей великой радости, подъехал КамАЗ. Наши спасители — три геолога, из которых я особо запомнил двоих — водителя Андрея и Виктора, главного геолога солидной фирмы. На сборы 30 минут, и все на местах. В КамАЗе к нашей восьмерке присоединилась и супруга И. И. Игошина Зоя Викторовна.

Наша задача — доехать до Теплого Ключа4, оставить джип Н. Н. Алексеева — и остановка на 100-м километре. В Теплом Ключе предположительно «короткая», но очень продолжительная остановка у гостеприимной семьи Юры Шебалкина (он знаком с Кешей и моим братом). Хороший молодой человек! Дегустация хариуса (солоноват).

Едем дальше, остановка «100-й километр». Кстати, как нам подсказал Юра, слева в лесу находится неизвестное сооружение. Встали цепью и пошли на поиск. Нашли! Непонятное сооружение. Провели пробный осмотр, сняли участок комплекса (все находится в фотографиях и обмерных чертежах)5 . Общий вывод — объект крайне интересный, необходимо серьезное обследование. Дальше поворачиваем на 90 градусов и едем по направлению к Тополиному. Переезжаем много рек с мостами гулаговских времен.

Конечная точка — 200-й километр (там водопад!).

Разбиваем базу. Где-то в 20 километрах позади нас остались двое геологов — промышляют хариуса. Будет на следующий день уха или что-нибудь...

22.07.2012

Наша задача — посещение лагеря ГУЛАГа, тропа к нему где-то в 500 метрах от нас по дороге. Короткие сборы, и мы пошли, оставив в лагере двух поваров.

Нашли спуск, добрались. Конечно, увиденное подавляет. Все заросло. Целый комплекс лагеря 1950-х годов. Есть сохранившиеся объемы, идентифицированные нами как барак, карцер и баня. По возможности накидали схему расположения объектов, частично обмерили. Само собой, все сфотографировали, думаю, по приезде выставим «в масштабе». Нехватка времени просто убивает!

На поляне недалеко от лагеря по-походному пообедали, помянули и дали салют из карабина в память заключенных. Выстрел произвел Н. П. Крадин.

Прибыли на базу, обед и сборы заняли небольшое время, и наша «экспедиция» тронулась в путь. По дороге были незапланированные остановки. Особенно нас удивил перевал Олчан. На постаменте стоят серебряные олень с олененком, рядом огромный булыжник, на котором традиционно оставляют на память мелкие подручные вещи.

С высоты открываются шикарные просторы... Нас немного огорчило, что это святое место достаточно замусорили. Решили на обратной дороге совершить акцию по очистке местности. Наши друзья из Хабаровска (С. А. Дыминский, В. В. Носырев) нашли на сопке высокое место и повесили на лиственнице государственный флаг России. Молодцы!

Н.П. Крадин. Да, здесь есть о чем подумать…23.07.2012

Утро! Чувствую себя очень хорошо. Уже готов чай. Все потихоньку встали. Чай — кофе — сборы, и мы тронулись в путь. В Тополином нас уже ждали в администрации поселка. Все кинулись к розеткам, так как почти у всех сели аккумуляторы фотоаппаратов и телефонов. Пробыли в Тополином до 17:00. Посетили местный музей, изучили «склады» — два сооружения, оставшиеся от бывшего лагеря. Обмерили «Аврору» — дом комсостава. Посетили места захоронения заключенных и действующее кладбище. Меня удивила традиция захоронения старых эвенов6. Рядом с могилой на лабазе оставляют умертвленных оленей. Говорят, что душа умершего улетает в небеса на оленях.

Хотели пополнить запасы хлеба, но нам не досталось. Уехали из поселка с и. о. главы наслега Викторией и ее супругом, который занимается оленеводством. По дороге через 29 километров от поселка остановились у лагеря ГУЛАГа. Поверхностно осмотрели, решили, что на следующий день подъедем. Ехали на базу оленеводов по реке, прямо по дну каньона — очень красивые места.

Прибыли в лагерь оленеводов под вечер. Для нас специально пригнали с пастбищ стадо оленей голов примерно в сто. Состоялась «фотосессия».

На ужин нам предложили оленину. Посидели за ужином, дружно общались с семьей Виктории. Сегодня вечер такой тихий, но чувствуется — очень прохладно. Поставили только две палатки, остальные будут спать в имеющихся в стойбище домишках. Все предвещает холодную ночь.

А день сегодня был очень теплый, говорят, и дальше будут теплые дни... Увы, нам предстоит продолжать дорогу на север, к полюсу холода, к снежным вершинам Верхоянья...

Утро перед выходом к мосту на Заячьей Петле. Иван Иваныч, как всегда, встал первым и уже настроил костер24.07.12

Чувствуется, что ночью были заморозки7, а солнце яркое уже греет — тепло! Кстати, место ночлега было на высоте более 1 000 метров над уровнем моря. Сборы и в обратный путь! На 29-м километре посетили лагерь ГУЛАГа, в который заезжали вчера. Обмеры, исследования — все по правилам.

На 51–52-м километре от Тополиного с левой стороны обнаружили удивительно сохранившийся барак, видимо, женский, так как нашли предположительно женскую обувь. Что удивило — тройной ряд колючки, прекрасно сохранившиеся вышки, да еще остатки изоляторов и проводов! Судя по всему, лагерь был усиленно охраняемый, под током8. Хабаровчане (В. В. Носырев, С. А. Дыминский) предположили, что это лагерь для «особо буйных». Не знаю...

Обратной дорогой остановились на реке Томпо, обедали. Дальше изучили один из сохранившихся мостов ГУЛАГа. Мост деформировался и стал горбатым — похоже, что центральные опоры были сильно повреждены ледоходом.

Сергей ДЫМИНСКИЙ: Здесь на время прервем записи Ивана Ильича, и вот почему: мост через реку Менкюле — один из тех мостов, который достоверно построил Эрих Андреевич (Андреасович) Герлингер, человек, которого иногда называют «гением северного мостостроения».

В 2013 году исполняется 100 лет со дня его рождения, и это хороший повод немного о нем рассказать. Арестованный в 1937 году еще студентом, он несколько лет двигался с этапами на северо-восток, чтобы в конце концов оказаться сначала в столице «архипелага ГУЛАГ» Магадане, а затем и на одном из его самых дальних «островков», что именовался «Пристань Хандыга Дальстроя НКВД». Инженер-самородок, не растерявший едва полученные в вузе знания, а умноживший их самообразованием и интеллектом, первым принялся за решение проблем строительства дорог на неведомой и коварной вечной мерзлоте. По его проектам и под его же практическим руководством уложены сотни и сотни километров дорожных насыпей, возведены крупные мосты через Агаякан, Сунтар, Куйдусун, Менкюле, Терех, Росомаху и многие другие. Ситуация усугублялась тем, что технически и физически очень сложные работы выполнялись практически вручную, в адских условиях. Как вспоминал сам Герлингер, иногда для прокладки километра пути требовалось не менее миллиона кубов отсыпки, выполненной с помощью одних только тачек и лопат. На болотистых участках насыпи за ночь проваливались так, что наутро от них не оставалось даже малейшего следа, и все приходилось начинать с нуля. А в отвесную стену 18-километрового Черного прижима, высекая в нем полку дороги, заключенные вгрызались взрывчаткой и кайлами целый год.

Сорок лет жизни отдал он Колымской трассе. После смерти Сталина Э. А. Герлингер был реабилитирован и награжден несколькими медалями. Дата его смерти неизвестна (по крайней мере, нам не удалось ее установить), однако еще в конце 1970-х годов он проживал в Хандыге. Об этом есть упоминания сотрудников хандыгской районной газеты того времени «Красное знамя».

Того старого деревянного моста через Менкюле уже нет, стоит новый, металлический, но ряжевые опоры старого моста продолжают служить новому...

Легендарная Заячья Петля. В кадр попал И.И. Игошин25.07.12

Выехали поздно. По дороге были частые остановки. Искали могилы — не нашли. Осмотрели по дороге останки мостов — вид удручающий, все стирается с земли... Стихия и человеческий фактор — все вместе!

УАЗ маловместительный. Вещи сложили на верхний багажник. Расставание с нашими друзьями-геологами было очень теплым. Тронулись в путь вечером, в 18:00, и наконец поняли «прелесть» уазика — пыль непроглядная, шум, тряска. Ну что делать... В уазике нас четверо: Носырев, Дыминский, Кеша и я. Остальные на «крузаке». Задача — успеть осмотреть прижимы, остановиться около Заячьей Петли и найти моих братьев в «Сахамостстрое» (160-й километр). По всей дороге работает тяжелая дорожная техника, пыль непроглядная. Конечно, радость от открытия новых мест и предвкушение увидеть настоящие верхоянские горы придает силу.

«Желтый» прижим, «Черный» прижим — это что-то фантастическое. Идет мощная стройка, в общем, борьба с природой. Скалы, отвесные горы, узкие дороги, высота — аж голова кружится...

26.07.2012

Быстрые сборы. В 9:00 уже выехали на маршрут. Впереди главная цель — мост на Заячьей Петле. Мост впечатляет своим видом, инженерной мыслью того времени! Все дружно занялись делом — обмеры, фотофиксация. За 1,5–2 часа уложились. Дальше гулаговских объектов нет! Решили ехать оперативно, цель — попасть в село Томтор — полюс холода9.

Остановку на обед сделали на Красном озере — очень красивое место.

По дороге попали в лесной пожар. Большой пожар. Говорят, длится долго. В Томтор прибыли где-то в 21:00 по местному времени. Кеша у знакомых договорился оставить на подзарядку аккумуляторы. Решили, что завтра проведем день на этом месте.

Наконец связался с родными по телефону. На душе легче стало!.. Базу разбили недалеко от Томтора, около моста через Куйдусун.

Нужно отдохнуть!

Мост на Заячьей Петле27.07.2012

Проснулись рано. Слышал утром, где-то в 5:30, кто-то уже ходил. Это наш Иван Иваныч колдовал над костром. По местному, оймяконскому, времени, часы надо переводить на час вперед. Мы решили этого не делать.

К 10:00 были в администрации. Главы на месте не оказалось — уехал на сенокос. Ребята поставили печать на своей карте в память о посещении полюса холода. Посетили местный краеведческий музей, школьный музей. Очень много информации...

Осмотрели Дом Санта-Клауса и аэропорт, построенный специально для АлСиба10. На прощание поднялись на гору. Дальше в путь-дорогу... Не доезжая до Красного озера, джип сломался — пробили колесо. Надо ремонтировать, заодно решили пообедать. Рядом оказался ручей, где наши ребята наконец-то поймали десяток хариусов. Дальше поехали почти без остановок.

В пути нас застал дым. В районе реки Брюнгяде сильный пожар. Кругом дым. Проехали еще около 50 километров и остановились на ночлег. Лагерь разбили уже где-то в 22:00. Все!

28.07.2012

Утро! Проснулся от шума мелкого дождя. Неожиданно как-то, еще вчера были жара, пыль и дым. Вот тебе и пожалуйста.

На трассу выехали где-то в районе 9:00. Цель — Усть-Нера! По дороге шел сильный дождь, зато не было пыли!

Короткая остановка на Ольчанском перевале. Невероятная красота, как сказал В. Носырев, «сурово-сумасшедшие пейзажи». Швейцария отдыхает! Начинаем спуск по серпантину. Бог ты мой! — склон перевала буквально усыпан останками машин — дальнобойщиков-лесовозов...

Прибыли на место до обеда. Остановились у въездного знака п. Усть-Нера, где нас встретил зам. главы администрации улуса Илья Васильевич Мальцев. Молодой, энергичный человек! Познакомились, обрисовали программу, затем поехали обедать в кафе «Хуторок». После нашей спартанской жизни кафе показалось вершиной цивилизации.

Посетили администрацию, на память о районе нам вручили подарки — очень красивые книги «Оймякон: суровый и нежный». Зам. главы администрации по социальным вопросам Раиса Михайловна Садыкова долго рассказывала об имеющихся материалах по лагерю «Аляскитовый», куда мы стремились попасть. Это всего 90 километроов от Усть-Неры, но из-за того, что в горной реке Арангас сильно поднялась вода, попасть туда в настоящее время невозможно. Нам пришлось отказаться от своих намерений.

Дальше нас в сопровождении главы улуса М. М. Захарова и И. В. Мальцева повезли на Нельканский перевал. Это где-то в 27 километрах от Усть-Неры. Доехали быстро, высота примерно 2 500 метров над уровнем моря.

Невообразимая красота... Здесь ветрено и холодно. Много-много снимаем на фото и видео. Такой красоты мы еще не видели... Все поражены красотой этого края! Запомнится надолго!

Работы по обмеру моста. Сверху вниз: И.И. Шишигин, Н.П. Крадин30.07.12

Утром вставали тяжело, почему-то усталость чувствуется, отменили посещение администрации района, так как надо попасть на последний паром в Нижний Бестях! Были долгие расставания с семьей Игошиных — обмен информацией, впечатлениями и т. п. Выехали из Хандыги почти в 12:00. Это очень поздно! Прямо на ходу, в машине ели. Остановки были только в одном селе в Таттинском районе, где родился Н. Н. Алексеев. Наш УАЗ ехал так медленно, что мы упустили последний паром. А наши ребята на джипе успели. Пришлось нам оставаться на ночь на берегу Лены. Спали в машине в тесноте — шесть человек: нас четверо, водитель и его приятель. Ну ничего... Предвкушение, что утром будем дома, нам давало энергии. Уснули где-то в час ночи. Вечер очень теплый.

31.07.12

На паром погрузились в 5:00, в 5:30 отчалили. Наконец мы плывем в сторону Якутска. Утро тихое. Сильный дым. Где-то большой пожар. Зато настроение хорошее.

В Якутск прибыли быстро. Где-то в 7:00 уже стояли у дома И. А. Николаева. Вот и закончилась наша экспедиция. Устали, но довольны, что экспедиция состоялась! Мы пока еще не совсем осознали, что сделали. Все впереди.

Вот и конец моим «полевым» запискам. Думаю, материал пригодится. Все.

Продолжение

Все — это для наших якутских друзей. А нас ожидало еще одно приключение — мы к нему готовились, но такого не ожидали.

Готовились мы к поездке на Ленские столбы, причем хотелось не просто в очередной раз подняться и уехать, а разбить палатку и переночевать у подножия этих поистине невероятных скал11, где «душа сливается с дикою, но величественною природой». Так когда-то давно написал А. А. Бестужев-Марлинский, и написал верно.

Ну, вот мы и на полюсе холода. Правда, летом…  В.В. Носырев, Н.Н. Алексеев, Н.П. Крадин, И.А. Николаев, И.И. Шишигин, Т.В. Копырин, С.А. Дыминский, З.В. Игошина, И.И. Игошин01.08.12

В Якутске узнаем, что к столбам нас будет сопровождать Георгий Олегович Карамзин (Гоша) — представитель известной, и не только в Якутии, архитектурной династии. С Гошей мне уже доводилось путешествовать по Амге и возможность новой встречи радует. К столбам запланировано идти из Якутска по Лене (это примерно 220 км) на новой моторке Гоши.

И здесь первая неожиданность: к нашему возвращению в Якутск сильно поднялась вода в Лене — в это время года такого паводка не было 50 лет. Вода несет много мусора, в том числе и деревья — выход маломерного флота на Лену закрыт. Снова смещение графика, ждем.

02.08.12

Не без приключений — заправка на лодочной не работает, так как из-за высокой воды к ней не может подойти бензовоз, но мы все-таки выдвигаемся к столбам.

Обычно кристально чистая, из-за половодья вода в Лене стала мутной, приобрела грязно-коричневый оттенок, тянет дымом, ведь буквально кругом лесные пожары. Через пару часов приближаемся к Табагинскому мысу. Здесь сооружен уникальный переход высоковольтной линии передачи через могучую реку. Опора ЛЭП поднимается прямо из воды, и ее конструкция такова, что позволяет противостоять мощнейшему весеннему ледоходу. Подходим к ней максимально близко — удивительное зрелище!

Движемся дальше. На полузатопленных островах табуны лошадей знаменитой якутской породы. Бредут по колено в воде... Пасутся? Купаются? Или все сразу?

Вскоре налетел сильный дождь, но и он не разогнал дым. Но не все так плохо! Крутой и неприступный левый берег раздвигается, виден спуск к реке и чем-то заинтересовавшее нас строение. Причаливаем. Не верим своим глазам — старая ямщицкая станция! Не в идеальном виде, но еще вполне живая. Выше по склону полосатый верстовой столб — 1743. Чудеса!12

Вперед, вперед! Входим в зону сильных лесных пожаров. В дымовом шлейфе видимость заметно падает, солнце выше дыма, и небо над нами приобретает тревожный желтоватый оттенок. Возникает ощущение чего-то сюрреалистичного. К счастью, периодически движемся по относительно незадымленной территории.

Собственно говоря, мы уже движемся вдоль столбов — ведь их протяженность порядка 80 километров. Но наша цель — старая деревня, где живут друзья Гоши и где мы будем ночевать. Официальный комплекс «Ленские столбы» расположен как раз напротив.

Спустя чуть более семи часов после отплытия мы прибываем на место...

Ленские столбы. Нереальное утро 4 августа 2012 года03.08.12

Утром гостеприимство Гошиных друзей пришлось ограничивать — нас ждут столбы! Выходим. Видимость не более 15–20 метров. Дым! Но, несмотря ни на что, мы нашли нужное место. Разговор с экскурсоводами печальный: видимости нет, подниматься бессмысленно...

Разбить лагерь у самого подножия скал невозможно — высокая вода. Располагаемся рядом, в устье впадающей в Лену речушки. Рыбалка отменная: окуни настолько прожорливы, что готовы вырвать блесну друг у друга.

После обеда дым немного рассеялся, и мы все-таки поднимаемся на столбы. Что сказать: если бы не дым... Но все равно открывающееся зрелище захватывает! Но есть и тревожные моменты: пожары практически вокруг нас. Начинаем спуск. Вот это «подарок»: небо над долиной реки, в устье которой наша палатка, красное от пожара! А когда поднимались, этого не было!

Спустились. В долине горячий ветер. Да нет, это не ветер — это жар пожара, идущего по долине. Но что бы ни было — ночуем здесь...

P. S. Когда-то давно, лет около сорока назад, в свою ученическую записную книжку, я нацарапал умную, как мне тогда казалось, мысль: «Из всех людских безумств и заблуждений самым непостижимым мне представляется то, что живя на земле — один только раз, человек не стремится познать ее всю целиком!»

Сказал это испанец Фэстис де Тольна — великий мореплаватель, покоритель Тихого океана. Но: посмотрите на карту Испании и России в одном масштабе, и вы все поймете. И я имею наглость поправить этого великого испанца:

Самое большое заблуждение — не пытаться узнать собственной страны. Она удивительна и прекрасна.

Иван ШИШИГИН
Фотографии выполнены членами экспедиции


  1. Ополовников Александр Викторович — советский и российский ученый, архитектор, реставратор, академик, доктор архитектуры. Его огромная архитектурно-художественная культура и, главное, любовь к России позволили не только воскресить величественные образы архитектурных шедевров, но и подняли на достойную высоту смысловое значение их реставрации — как яркого отражения христианского мировоззрения русского народа. Имя Ополовникова уже неотделимо от Кижей и русского деревянного зодчества. По его проектам и под непосредственным руководством восстановлено свыше 60 памятников в северных областях Европейской России, в Сибири, Якутии; еще около 300 детально исследованы и графически реконструированы, включая многочисленные и разнообразные сооружения городов-крепостей, в том числе заполярных — от Колы до Колымы. Никто не планировал такого совпадения, но все же: Н. П. Крадин, которого мы единогласно выбрали нашим научным руководителем, неоднократно бывал в экспедициях с Ополовниковым и является соавтором ряда его публикаций. ?
  2. «Самодеятельные» памятники односельчанам — героям войны весьма распространены в якутских селах. Они бесхитростны, порою наивны, но всегда искренни. Истинная, не официозная гордость за своих земляков. ?
  3. Два распространенных заблуждения «в одном флаконе». Первое: часто люди считают, что трасса, которую строили в суровые времена ГУЛАГа, шла от Якутска до Магадана. Это не совсем так, гулаговская трасса начиналась именно в Хандыге, поэтому там «нулевой» пикет, тогда и возникло это поселение. В 1938-м — пристань Хандыга, в 1939-м — поселок, в 1941–1943 годах — Алданский исправительно-трудовой лагерь «Дальстроя», в 1951–1954 годах — управление Янстройлага, Хандыгский ИТЛ УСВИТЛа.). Второе: это была дорога Хандыга — Оймякон. Первоначально дорогу на Оймякон планировали вести из села Крест-Хальджай, но М. К. Карпов, начальник дорожно-изыскательской экспедиции «Дальстроя», предложил строить ее с новой точки, выбрав берег Алдана. Так возникла Хандыга и «хандыгская трасса» (последнее наименование сегодня практически забыто). ?
  4. Теплый Ключ — поселок, ставший в свое время столицей дорожников всего северо-востока Якутии, вплоть до побережья Ледовитого океана.Иногда попадается информация, что первый колышек будущего поселка забил инженер Э. А. Герлингер, автор мостов, к которым мы стремились. О нем самом чуть позже. ?
  5. Возможно, это сооружение как-то связано с бытующими в Хандыге рассказами о лагере, где в 1929–32 гг. добывали мышьяк. Утверждают, что лагерь был на 100-м километре, а вывозили мышьяк на лошадях к Алдану, именно к тому месту, где сегодня расположена Хандыга. ?
  6. Томпонский улус Якутии — место проживания коренного северного населения — эвенов. Якуты — пришельцы в эти места от преследований Чингиза с побережья Байкала. Об этом можно прочитать у прекрасного русского этнографа Леопольда Ивановича Шренка, но Кеша рассказывает гораздо эмоциональнее: «Э-э-э... Предки наши пришли сюда на плотах летом: „О-о-о, рай земной“ — и остались. А мы теперь круглый год живем!» ?
  7. В 7:00 вещи, оставленные на улице, были покрыты инеем – и это в июле! ?
  8. Довольно непонятное место. Тройная колючка, изоляторы, «приличный» барак (дерево, оштукатуренное по дранке) и... отсутствие на территории или рядом карцера (в других местах эти сооружения отличались именно своей сохранностью — добротно строили). ?
  9. Общеизвестно, что полюс холода — Оймякон. Однако памятный знак стоит именно в. Томторе, а расположенный в этом же поселке аэропорт именуется «Аэропорт Оймякон». Просто два этих поселка расположены рядом (по якутским, не европейским меркам). А по части холода на столицу претендует Верхоянск, но официальная регистрация была все-таки в Томторе. ?
  10. Аляска — Сибирь, воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль, Красноярская воздушная трасса — советская часть авиатрассы между Аляской (США) и СССР по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Начала действовать в 1942 году. К этому времени на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов: 5 базовых — отремонтированные в Якутске и Красноярске, новые — в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; 5 запасных в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Дополнительно строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке и Анадыре. До сих пор в труднодоступных местах находят останки самолетов. К сожалению, из-за нарушенного графика нам пришлось отказаться от подъема к месту гибели бомбардировщика «Бостон А-20». ?
  11. Незадолго до нашего приезда, 2 июля 2012 г. , Ленские столбы вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. ?
  12. Конечно, это не чудеса – это память (когда она есть). Уже позже узнал: верстовые столбы были установлены в ямщицких станках в 2008 г., к 265-летнему юбилею Иркутско-Якутского тракта. Удивительно отношение к ямщикам в Якутии. Некоторое время назад мне довелось побывать в старинной ямщицкой деревне Еланка. Есть там музей ямщиков, есть посвященная ямщикам часовня на высоком берегу Лены. И с тех пор есть у меня книга «Моя Еланка». Ее автор – Анатолий Дмитриевич Соколов, уроженец Еланки, выходец из потомственной ямщицкой семьи. Почетный строитель РФ, почетный гражданин Хангаласского улуса, член совета общественной организации «Потомки государевых ямщиков», выйдя на пенсию, он полностью посвятил себя Еланке, ее музею и памяти. ?