П. Я. Гонтмахер. Ульчи. Человек. Время. Культура. — Хабаровский государственный педагогический университет. Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова. 2003. Весной 2003 года вышла в свет книга профессора П. Я. Гонтмахера, замыкающая его трехтомник «Нанайцы», «Нивхи», «Ульчи». Последняя книга трилогии «Ульчи. Человек. Время. Культура» (редактор В. Ф. Никитин) завершает описание и анализ духовной культуры основных малочисленных коренных этносов Нижнего Амура. Экспедиционно-полевые работы выполнены за счет средств гранта РГНФ. У автора монографии есть определенный опыт работы с книгой. Первую монографию «Золотые нити на рыбьей коже» ему помогали «привести в порядок» такие выдающиеся ученые, как С. В. Иванов и И. С. Гурвич. Они были рецензентами этого исследования, дав П. Я. Гонтмахеру мудрые уроки отбора фактов и их эмпирического и философского обобщения. Обращает на себя внимание то, что помимо регионального принципа все книги трилогии связаны единой авторской концепцией. Суть ее в том, что П. Я. Гонтмахер стремится показать культуру этноса изнутри, глазами ее носителей. Отсюда не только важное научное, но и публицистическое значение его работ. Если говорить о научном значении, то оно прежде всего — в попытке найти выход из методологического кризиса, который возникает всякий раз, когда исследователь описывает изучаемую культуру в терминах своей собственной. Если исследование этого рода затрагивает проблемы ментальности этноса, неизбежно возникают вопросы: а не подменяем ли мы изучаемую культуру своими представлениями о ней? Не влияет ли наш понятийный аппарат на получаемые результаты? Как отделить изучаемый объект от инструментов наблюдения? Выход может заключаться в том, чтобы на первом этапе исследования максимально полно реконструировать понятийный аппарат и мировоззрение ее носителей. Именно этот выход предлагает нам автор книги. Публицистическое значение работы заключается в попытке показать широким кругам читателей-неспециалистов внутреннее своеобразие этнической культуры, ее этническое и эстетическое содержание. Вводя своего читателя в круг реалий иной, отличной от его собственной культуры, автор развивает у него способность к пониманию других людей, не обязательно именно тех, о которых идет речь в книге. Сквозь все главы красной нитью проходит мысль о том, что всякое этническое своеобразие обладает внутренней целостностью, что другого человека можно понять, лишь узнав, как он воспринимает окружающий мир, и научившись вести с ним диалог, не навязывая ему своих оценок и ценностей. То, что сегодня модно называть «диалогом культур», может происходить только через конкретных людей — представителей этих культур, и поэтому их необходимо учить. И этому учит книга профессора Гонтмахера. Эти положения являются общими для трилогии П. Я. Гонтмахера. Однако в книге «Ульчи» они прозвучали предельно отчетливо благодаря ее особой внутренней структуре. Понимание этнической культуры требует прежде всего бережного отношения к языку, поскольку именно в нем закодированы традиционные ценности этноса, его культурные архитипы. Уделяя большое внимание слову, П. Я. Гонтмахер включил в свою работу ряд словников по основным направлениям нематериальной культуры ульчей. При этом в основе словников лежит не только справочная литература, но и многолетний экспедиционно-полевой материал, собранный автором в самых отдаленных местах проживания ульчей, что придает им определенную уникальность. Любопытны и параллельные словники на нивхском и нанайском языках, которые помогают выявить общее в традиционной культуре коренных амурских этносов. В книге встречаются упоминания об айнах, удэгейцах и других народностях. Для завершающей трилогию книги эти параллели, безусловно, необходимы. Особенно хочется подчеркнуть честность автора книги «Ульчи» профессора Гонтмахера. Не только на сюжет, а даже на одно слово, взятое из какого-либо источника, он делает сноску. Более того, автор сообщает читателю, что в оформлении книги и ряда ее страниц использован фрагмент, выполненный в середине XIX века в стойбище Кадаки, и что находился он долгое время в архиве Дятала Кулики. Так и положено! Это уважение к предшественникам, занимавшимся исследованием ульчской культуры, и старым мастерам. Монография включает в себя такие важные проблемы, как «Понятие о прекрасном у ульчей», «Этническая толерантность», «Философия танца», «Музыка орнамента», «Альбом удивлений», «Песни в оморочке», «Этническая кухня», «Медвежий праздник», «Народная медицина» и др. Заканчивается книга разделом «Интервью с самим собой», в котором дается новый взгляд на культуру ульчей и других малочисленных этносов Нижнего Амура. Композиционно книга «Ульчи» состоит из трех разделов. Первый включает в себя этно-психологический портрет ульчского этноса. Здесь автор обобщает сведения об этнической картине мира, этнических и эстетических парадигмах ульчей. Но вторая часть книги принимает неожиданный для традиционного научного исследования оборот. П. Я Гонтмахер проводит нас через галерею образов совершенно конкретных людей: рыболовов, мастеров, живописцев, писателей. Мы можем видеть, каким образом характер и поступки каждого из них отражают общую этническую ментальность. И в то же время эти образы сохраняют индивидуальные черты живых людей. В итоге общие схемы, данные в первой главе, наполняются конкретикой: происходит взаимопроникновение типологического и индивидуального, и собирательное понятие «ульчи», сохраняя свою внутреннюю целостность, предстает в многообразии имен и судеб. При помощи подобного приема автор решает важную задачу. Он напоминает ученому о существовании реальных, живых людей за пределами схем и таблиц. И в то же время он показывает обычному читателю, каким образом эти таблицы и схемы отражают в себе человеческие надежды и устремления. Именно это сочетание научных и научно-популярных задач делает книгу особенно актуальной. Третья часть подводит итог авторским размышлениям о судьбах ульчского этноса. Здесь особенно ясно звучит авторская позиция в отношении будущего ульчей и их культуры. Суть ее в том, что вопреки многим пессимистическим заявлениям культура этноса не исчезает. Исчезают ее конкретные временные варианты. Но пока есть этнос, он будет постоянно воссоздавать свою культуру на новой основе. С. В. Березницкий, профессор, старший научный сотрудник сектора этнографии Восточной Азии Института истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН: «Все в работе „Ульчи“ оригинально — начало, основная и заключительная части. Заканчивается книга необычным разделом: интервью автора с самим собой. Уже сам характер ответов показывает чрезвычайную глубину мысли автора, широчайший кругозор и эрудицию. Очень важно, что с первых же строк видна любовь, глубокое уважение ученого к людям, о которых он пишет. Монография состоит из десятков этюдов, каждый из которых посвящен либо какой-то проблеме, либо конкретному человеку — ульчскому рыбаку, охотнику, резчику, мастерице, поэту, художнику. Несмотря на то что некоторые этюды небольшие по объему, читатель благодаря мастерству анализа ясно представляет себе яркую характеристику человека, его дела и мысли». Н. И. Соломенова, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Международной академии наук Высшей школы: «В книге „Ульчи“ значительный корпус фактов о фольклоре, шаманских песнопениях, медвежьем празднике, национальных играх. Монография удачно соединяет научные сведения и простоту изложения сложнейших этнических проблем». В. М. Песков, доктор исторических наук, профессор: «Работы П. Я. Гонтмахера знают не только в России, но и за рубежом. Его новая книга „Ульчи“ — это своеобразная энциклопедия ульчского этноса, в которой нашли отражение многие грани, аспекты его духовной и художественной культуры». И. М. Ревич, доктор философских наук, профессор: «Книга „Ульчи“ рассказывает не просто об одном из народов, живущем в нашей дальней России, но и богатстве культурного творчества человека вообще, т. е. о всечеловечности. Книга содержит в себе много задушевных идей, доминантой же в ней выступает поэтический образ уникального человеческого бытия, в котором природные, социальные, нравственные и эстетические моменты сплавлены воедино. Книга учит добру культур, что и должно стать сверхзадачей гуманитарного синтеза, столь необходимого нашему времени». В. Д. Линденбратен, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук Высшей школы: «Я с большим удовольствием прочитал книгу профессора П. Я. Гонтмахера. Рисуя портреты разных представителей ульчского этноса, автор знакомит читателей с менталитетом ульчей и делает это в художественной форме, тактично, изящно. Монография „Ульчи“ имеет большой заряд интеллектуальности, высокой духовности. Это особенно важно для нашего времени. Каждая новая глава книги открывается особой страницей — страницей афоризмов. Через них передается основная мелодия содержания конкретной части монографии». Подготовил Алексей ФИЛИМОНОВ, |
|||
|