Кукол в основном делали женщины — хранительницы домашнего очага и родовых традиций. И неукоснительно соблюдали целый ряд важных правил. Считалось, что браться за изготовление этих обережных символов можно лишь в «правильное» время. Неподходящими считались праздничные, выходные дни, а также среда и пятница. Исключалось использование ножниц и иголок: ткань рвали руками (это было несложно, т. к. брали лоскуты ношеной одежды, и кукол иногда так и называли — рванки), из нее же выдергивали ниточки. Куколок сворачивали и скручивали, отдельные детали приматывали друг к другу с помощью ниток. При этом негромко напевали, приговаривали, думали о том, кому предназначен оберег. Словом, вкладывали в него всю свою любовь и заботу. В некоторых источниках можно прочитать о том, что прежде обрядово-обережных кукол делали в один присест, не откладывая начатое на завтра. Связывают это со старинной приметой: то, к чему возвращаются во второй раз, полностью перечеркивает сделанное первоначально. Кукла-оберег безлика, и это еще один важный момент. Глаз ей не делали, перекрывая таким образом вход всему негативному. Некоторых кукол после совершения обрядов (семейно-бытовых, календарных) сжигали или пускали по воде.
За достаток отвечала и куколка Зернушка (варианты Зерновка, Крупеничка, Горошинка). Кукла появлялась на свет после сбора урожая: шили мешочек и наполняли его зерном (это была первая горсть обмолота). Приходила весна, начинался новый посевной год, куклу развязывали и бросали хранившееся в ней зерно в землю. Для наших предков этот обряд символизировал непрерывность жизни. Страда — время напряженное, поэтому из первой скошенной травы скручивали помощников — кукол-крестушек. Из соломы, лыка и льна делали куклу Стригушку, символизировавшую богатый урожай.
Куклу Капустку назвали так, видимо, потому, что ее юбка выполнена в форме неровных лоскутков, которые рвались из ткани. Отсюда еще одно имя — Рванка. В некоторых российских губерниях девушка мастерила такую куклу, когда собиралась выйти замуж. Она ставила ее на окно, и это служило опознавательным знаком для парней и сватов. А вот у вепсов, которые живут на Волге, для этого оберега другое название — Кормилка (еще ее называют Вепсская кукла). Ее делала женщина, ожидающая ребенка, и у этой куклы большая грудь как символ материнства. В Сибири такой оберег называли Рожаницей. Пока малыш не родился, мать укладывала в колыбельку эту куколку и она словно бы согревала и охраняла ее. Появлялся на свет малыш, и Кормилку-Рожаницу подвешивали над изголовьем детской кроватки как оберег от плохого глаза.
На свадьбу девушке дарили особые куклы. Во-первых, Зольную — то есть сделанную из золы. Считается, что этот вариант обережной куклы самый древний. Она символизировала продолжение рода, считалась вместилищем духа предков и хранительницей дома. Возможно потому, что голова куклы-зольницы делалась из древесной золы, взятой из очага. Ее смешивали с водой и скатывали в твердый шарик. Оборачивали головку куклы тряпочкой и перевязывали ниткой. Из оставшейся ткани делали тело — набивали его отходами, которые оставались при обработке льна или конопли, надевали простое платье. Уходя в дом будущего мужа, девушка брала с собой эту куколку, чтобы таким образом захватить с собой силу родового огня. А помощницей в семейных хлопотах для нее становилась Десятиручка (Многоручка) — соломенная кукла с десятью ручками и девятью красными бантиками по подолу платья и девичьим головным убором. На каждую ручку загадывалось какое-то конкретное домашнее дело, а одна оставалась свободной, чтобы всегда быть на подхвате.
Рождение ребенка связано с Куваткой (Кувадкой). Несложных в изготовлении кукол будущая мать делала недели за две до родов и вешала в избе, чтобы отвлечь внимание нечистых сил от младенца. Куватка была связана с обрядом кувада — очищением роженицы: ее отправляли рожать в баню, а куваток развешивали над дверью, чтобы окончательно сбить с толку злых духов. Название этого оберега связывают и со словом «куваканье» — плач ребенка. Чтобы малыш чувствовал себя спокойно, куколок-куваток клали ему в колыбельку: они выполняли не только охранительную функцию, но и служили первыми игрушками. Спокойный сон обеспечивала сделанная из узелков кукла Сонница-Бесонница, а когда ребенок подрастал, и матери нужно было отлучаться по делам, она скручивала из тряпочек Зайчика и надевала на пальчик своему дитятке. Другой нехитрой игрушкой была Кукла на ложке, а вот кукла Каша становилась первой ступенькой к освоению домашних дел. Чтобы научить подрастающую дочку варить кашу, мама шила льняной мешочек, наполняла его крупой, перевязывала в двух местах ниточкой, пришивала ручки и ножки. Кукла делалась на высоту чугунка, в котором варили кашу, и служила инструкцией для маленькой хозяюшки — сколько насыпать крупы, сколько налить воды: «По пояс крупички, по грудку водички — по бородку каши будет». Изначально кукла Каша шилась без одежды, но когда девочка осваивала кулинарные премудрости, она получало право одеть свою помощницу.
Известно великое множество видов народных славянских кукол. Сегодня их всерьез изучают, посвящая научные исследования. Для кого-то они стали профессиональным направлением в творчестве, как это произошло у хабаровчанки Татьяны Селезневой. В любом случае, обережные куклы, сохраняя свои главные черты, соединяют нас с исконными традициями, а значит, делают нашу жизнь более устойчивой. Куклы изготовлены Татьяной Селезневой Елена ГЛЕБОВА |
|||
|