Неизвестный Бортнянский

Еще совсем недавно имя Дмитрия Степановича Бортнянского воспринималось как отголосок давно ушедшей эпохи. Композитор Бортнянский был своего рода антиквариатом, представителем века минувшего.

Мы привычно ведем отсчет истории русской музыки с Михаила Ивановича Глинки, называем его классиком, отцом русской композиторской школы. Но по прошествии столетий нельзя согласиться с этим ошибочным мнением, зачеркивающим целую эпоху в истории русской музыки и недооценивающим роль таких композиторов, как М. Березовский, И. Хандошкин, Е. Фомин, Д. Бортнянский.

Именно им, и в первую очередь Дмитрию Бортнянскому, удалось заложить фундамент русской классической музыки и соединить в своем творчестве черты раннеклассического европейского искусства с русским национальным стилем. Выдающийся мастер хорового письма создал новый тип русского хорового концерта. Камерно-инструментальные сочинения Бортнянского принадлежат к первым образцам крупной циклической формы в русской музыке, а три его оперы настолько самобытны, что не имеют аналогий в западноевропейской музыке.

Судьба благоволила композитору. Мальчик из небольшого украинского городка Глухова стал знаменитым придворным композитором, директором вокальной музыки и управляющим Придворной певческой капеллой. При жизни он был избран почетным членом Петербургской академии художеств, назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки.

Современники Бортнянского хвалили и долгое время ставили его в пример или почитали за образец. Великий французский композитор Гектор Берлиоз, посетивший Россию в 1840 году, отмечал, что произведения Бортнянского «отмечены редким мастерством, дивным сочетанием оттенков и великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался». Казалось бы, куда уж лучше сказано. Но наступившая новая эпоха сформировала новые взгляды, новые оценки. Молодые музыканты, стремившиеся утвердить свои эстетические принципы в ущерб объективности и исторической справедливости, отмели все прошлое. Михаил Иванович Глинка, бывавший зачастую резким и несправедливым в своих оценках, сыграл свою весьма неудачную роль в недооценке творчества Д. Бортнянского. Он употребил в одном из писем к приятелю, который выразил восхищение услышанными произведениями Бортнянского, язвительное замечание: «Что такое Бортнянский? Сахар Медович Патокин — довольно!» Позже Глинка так и не даст обоснованной оценки творчества своего предшественника. Однако он успел дать кличку, повторявшуюся потом долгое время. Глинка безоговорочно зачислил Бортнянского в эпигоны итальянской манеры.

Однако уже в ХIХ веке творчество Бортнянского начало осмысливаться. Год от года рос авторитет личности композитора, все более серьезными становились оценки его творчества. После выхода в свет 35 хоровых концертов Д. С. Бортнянского в редакции П. И. Чайковского возрос интерес к творчеству забытого композитора. Когда впервые в России были введены в оборот граммофоны и граммофонные пластинки, то одним из первых авторов, записанных на них, был Дмитрий Степанович Бортнянский. Наибольшую популярность имели его духовные сочинения, которые звучали повсеместно.

Слава Бортнянского долетела и до дальневосточных земель. В конце ХIХ века хоровые концерты русского композитора звучали в Хабаровске под сводами церквей, в гимназиях, кадетском корпусе, в концертных залах Военного и Общественного собрания. Наиболее грандиозные события, связанные с памятью Бортнянского, происходили в столице Приамурского края, как и во всей России, в 1901 году и посвящены они были 150-летнему юбилею со дня рождения композитора. Юбилейные вечера проходили в учебных заведениях, а также на всех концертных площадках города. Силами любителей были организованы публичные концерты, на которых звучали как сочинения Бортнянского, так и произведения русских композиторов его времени. Жители Хабаровска отличались большой любовью к хоровой музыке. Неизменным успехом пользовались концерты гастролирующих хоровых коллективов. Приезжавшие в столицу Приамурья «Славянская капелла» Д. Агренева-Славянского и капелла П. Карагеоргиевича, имевшие мировую известность, знакомили хабаровчан с сочинениями Дмитрия Бортнянского.

В наши дни инициативу проведения юбилейных торжеств в Хабаровске по случаю 250-летия со дня рождения Дмитрия Степановича Бортнянского проявила краевая культурно-просветительская организация «Хабаровское общественное собрание». Камерный оркестр краевой филармонии «Глория», городской академический хор (хормейстер Н. Хриптукова), академический хор ХГИИК (хормейстер Л. Русанова), солисты оперной студии ХГТУ (руководитель В. Давыдов), студенты и преподаватели колледжа искусств подготовили серию концертных программ, посвященных русскому композитору. Этой культурной акцией хабаровские музыканты надеются привлечь внимание широкой публики к творчеству Дмитрия Бортнянского и приобщить любителей классической музыки к забытым ныне шедеврам русской музыки.

Светлана МОНАХОВА,
музыковед, кандидат исторических наук