Энергетика живой музыки

«Высокое качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений культуры»
Н. Рерих

Художественный руководитель, дирижер Дальневосточного симфонического оркестра, заслуженный деятель искуств России Виктор ТицВ октябре 2001 года Дальневосточный симфонический оркестр открыл 66-й творческий сезон. Для человека это возраст зрелости, для коллектива — возраст сложения традиций, приобретения своего лица, индивидуального почерка. Сколько поколений наших земляков выросло под чарующие звуки этого богатейшего из инструментов — большого симфонического оркестра? Сколько стало нашими друзьями — строгими и благодарными слушателями. Многие из них отдают себе отчет в том, что в условиях особой отдаленности нашего региона от столичных центров живой оркестр — это роскошь, уникальное сокровище духовной культуры.

Благодаря высокому профессионализму артистов оркестра ожили и зазвучали лучшие симфонические партитуры мирового репертуара. Ведь симфония — сложнейший жанр музыкальной культуры, являющий собою монументальный цикл, разворачивающийся во времени. Она подобна фреске, для которой нужна огромная площадь стены, дабы отразить величие человеческого духа.

Музыка по своей природе рефлексивна, ей доступны тончайшие движения души. Благодаря своей умозрительности, абстрактности, универсальности она является высшей ступенью духовной культуры и оказывает на жизнь общества гораздо большее влияние, чем это принято считать. Человеческая психика «озвучена» изначально и ориентирована на звук, как на важнейший фактор реальности, заставляющий действовать молниеносно, эмоционально, минуя осознанный интеллект.

Еще Пифагор придавал музыке универсальное значение, распространяя отношение музыкальных тонов на устройство Вселенной. Пифагорейцы создали учение о космологическом смысле музыки, учение о «гармонии» или «музыке сфер». Это представление нашло отражение в эстетической системе нашего выдающегося соотечественника А. Ф. Лосева, а Г. Гессе в своем романе «Игра в бисер» иллюстрирует данную мысль ссылкой на древнекитайский трактат Ли Бувея «Весна и осень»: "Истоки музыки лежат далеко. Она рождается из меры, и корни ее в великом Едином (...). Совершенная музыка имеет свои истоки. Она возникает из равновесия. Равновесие рождается из справедливости, а справедливость рождается из смысла вселенной, (...) музыка благоустроенной эпохи спокойна и радостна, а правление — уравновешенно. Музыка смутного времени беспокойна, мрачна, его правление противоестественно. Музыка государства, пришедшего в упадок, сентиментальна и уныла, правление его под угрозой«/1. Гессе Г. Игра в бисер.-М., 1969.-С.52./ И как справедливы эти слова по отношению к русской музыке конца XIX — начала XXвв.

Восьмая симфония Д. Шостаковича, которая прозвучала в программе открытия сезона, — это очень точный и беспощадный портрет ХХ века. Звуковой портрет своей эпохи Шостакович создает на протяжении всего творческого пути. (Ввиду глубочайшего музыкального невежества всех без исключения советских вождей и наиболее абстрактного, условного языка музыка в наименьшей мере подверглась коммунистической цензуре).

Очень убедительной была интерпретация музыки Шостаковича маэстро Виктором Тицем — заслуженным деятелем искусств России. Он сумел настроить весь свой многосложный инструмент, коим является оркестр, на точную передачу замысла композитора. В III части симфонии особенно проникновенно прозвучало соло английского рожка — материнский плач о погибших в исполнении Ирины Долженко. А мощная энергетика мужского воинственного начала заложена в соло трубы из финала симфонии, которое было блестяще исполнено Валерием Третьяком.

Вообще личность дирижера во многом определяет облик музыки. Каков же маэстро Тиц в жизни, в работе с музыкантами? Коротко можно ответить так: точен, строг и пунктуален. Бесконечно и бескорыстно предан своему делу. Не терпит расхлябанности ни в жизни, ни в музыке. Требует от музыкантов точности исполнения всех деталей, что весьма способствует росту исполнительского мастерства. За последние десять лет под руководством Виктора Тица коллектив творчески вырос и приобрел заслуженное уважение и популярность в городе, крае, за рубежом.

Как же музыканты относятся к своему маэстро? Кто с обожанием и восхищением, кто со сдержанным уважением и доверием к его профессионализму. И это, пожалуй, высшая оценка, так как в оркестре работают высокопрофессиональные музыканты с огромным исполнительским опытом. Несмотря на то что артисты оркестра — выпускники ведущих вузов страны (Москвы, Ленинграда, Одессы, Новосибирска, Свердловска, Владивостока), все они считают большой профессиональной удачей работать под руководством такого мастера, как Виктор Тиц, который является не только вдохновенным художником, но и прекрасно знает свое ремесло.

Но, пожалуй, еще большая удача — маэстро Тиц для Хабаровска, поскольку диапазон его музыкально-общественной деятельности необычайно широк: именно он осуществил ряд постановок оперных спектаклей в нашем «неоперном» городе, создал и возглавил кафедру оркестрового исполнительства в институте искусств и культуры, возглавляет помимо симфонического камерный оркестр, является носителем нашей отечественной культуры за рубежом, ведя класс оркестрового дирижирования в Сеульской академии музыки.

Под руководством Виктора Тица Дальневосточный симфонический оркестр ведет огромную просветительскую работу. В его репертуаре представлена вся европейская классика — от Баха и Вивальди до Малера и Гершвина, а также русский симфонизм — от Глинки до Шостаковича и Шнитке. Особое место в работе оркестра занимает пропаганда современной музыки, музыки дальневосточных композиторов. Интересной по музыкальному языку явилась «Космическая симфония» нашего земляка С. Маскаева. В ней уже заложен интонационный строй ХХI века.

Важным разделом деятельности оркестра является музыка для детей, где через музыкальную сказку воспитывается хороший вкус подрастающего поколения. Сказки в исполнении феи Мелюзины — заслуженной артистки России Ирины Никифоровой с удовольствием слушают и дети, и взрослые. Оркестр дает путевку в жизнь многим талантливым молодым музыкантам. Так, в сопровождении оркестра играли юные скрипачи Юля Пахомова, Саша Кузнецов, Даша Кученова, пианист Арсений Аристов и другие.

На базе коллектива существуют более мобильные концертные подразделения. Это камерный оркестр «Серенада» и недавно сложившийся струнный квартет артистов ДВСО. В него вошли: Вера Дубовик — первая скрипка, Светлана Войтенко — вторая скрипка, Юлия Павельева — альт и Елена Кузнецова — виолончель. Квартет в Дни российско-немецкой культуры, состоявшиеся в октябре 2001 года, порадовал строгих слушателей новой программой. Творческой удачей явилось исполнение Третьего квартета Д. Шостаковича. Квартетная музыка, пожалуй, самый сложный раздел камерно-инструментального исполнительства, требующий от артиста помимо профессионального мастерства высокой эмоциональной самоотдачи, тем более приятно было познакомиться с новой работой квартета.

Важнейшая фигура любого оркестра — его концертмейстер. Заслуженная артистка России Вера Андреевна Дубовик уже более двадцати лет является первой скрипкой оркестра. Выпускница Свердловской консерватории, будучи серьезным, вдумчивым исполнителем, она сохраняет, умножает и передает традиции своих учителей новому поколению музыкантов. Сегодня в оркестре уже работают ее ученики.

Вообще артисты оркестра — уникальные люди, энтузиасты своего дела, профессионалы, самозабвенно служащие искусству. Творческий стаж многих составляет 30 — 40 лет. Это концертмейстер группы виолончелей Валерий Константинович Алехин и виолончелистка Алла Иосифовна Закасовская, скрипачи Лора Закировна Хазяичева, Юрий Николаевич Фартаков, Надежда Григорьевна Трубецкая, концертмейстер группы вторых скрипок, заслуженный артист России Перец Михайлович Зелигер, концертмейстер группы ударных инструментов Александр Филиппович Бердин, валторнист Григорий Филиппович Иванушкин и бессменный инспектор оркестра, трубач Владимир Иосифович Хайнацкий. Есть в коллективе и талантливая молодежь, которая с благодарностью перенимает традиции и опыт оркестрового исполнительства. Здесь на практике осуществляется преемственность поколений.

Оркестр — это особый организм, в котором все подчинено единой воле дирижера, где каждая индивидуальность добровольно отдает свою волю и энергию для воплощения высшего замысла. В процессе исполнения музыки чувствуешь свою сопричастность акту творения, поскольку именно сейчас, сию минуту, благодаря и твоим усилиям тоже реализуется высшая энергетика человеческого духа, воплощенная в музыке. Что-то языческое, мистериальное присутствует в процессе воссоздания музыки. Это сакральный акт, в котором слиты воедино Композитор — Исполнитель — Слушатель. Энергетические вибрации этой цепи взаимно усиливают друг друга. Каждый, получая, отдает. Это и есть процесс сотворчества. И не случайно востребованность серьезной музыки сегодня, «в дни перемен», заметно выше, чем в благополучные советские времена. Человек инстинктивно тянется к чему-то чистому, высокому, вечному. Слушатель, ощутивший энергетику живой музыки, уже вряд ли поменяет ее на музыкальные «консервы», которые тоже являются пищей для души, но при этом теряется ощущение праздника, свежести восприятия, а главное — своей вовлеченности в действо.

Все это позволяет говорить, что Дальневосточный симфонический оркестр органично включен в духовную жизнь города, края и России и является при этом как верхним, завершающим звеном культурной инфраструктуры, так и одним из мощнейших духовных генераторов.

Сокровище, как правило, очень хрупко и дорогостояще, оно нуждается не только в любовании, но и, в первую очередь, бережном сохранении. И хочется надеяться, что среди власти предержащей тоже есть думающие люди, которые радеют о пользе Отечества, о его душе и которые смогут разрешить накопившиеся проблемы материального бытия Дальневосточного симфонического оркестра.

Валентина КОСТАНДИ,
артистка ДВСО, искусствовед, кандидат культурологии