Когда-то в репертуаре фольклорного ансамбля «Гива» была композиция «Коромысло – не мужское дело». Ее автор – известный ульчский хореограф Петр Леонтьевич Дечули – рассказал языком танца интересную историю. В прежние времена носить коромыслами воду у северных народов считалось сугубо женской обязанностью. Но влюбленные юноши, желая помочь своим избранницам, спешили подхватить тяжелую ношу. Со стороны выглядело довольно смешно: мало того, что они не имели подобного навыка, да еще и делали это украдкой, боясь вызвать насмешки сородичей. Тогда амурские девушки, видя мучения суженых, подставляли свои хрупкие плечи. И они несли непослушное коромысло вместе – легко и радостно. В общем, притча о любви. В основе народного творчества тоже всегда любовь. К песне и ремеслу, к старинному преданию, которое становится танцем. В свое время амурские бабушки терпеливо учили своих непоседливых внучек мять кожу рыбы, выделывать шкуры зверя, стежок за стежком создавать орнаменты, и сегодня мы восхищаемся произведениями наших талантливых мастеров. А ниточка ремесла уже передается следующим поколениям. Любовь все переносит. Это из Библии. Любовь дает силы миновать трудности и невзгоды. Это из жизни. Нанайскому селу Ачан, сегодня признанному центру национальной культуры, удалось сохраниться в перестроечные девяностые во многом благодаря любви к песенному и танцевальному искусству народа нани и ансамблю «Сиун». Повсюду закрывались предприятия и колхозы, рушилась привычная жизнь. Ачанцев тоже коснулись приметы времени, но они продолжали петь, придумывали и репетировали новые танцевальные номера. И словно бы в награду за стойкость появились предложения о зарубежных гастролях, нашлись спонсоры. В 2009 году «Сиун», единственный из всех фольклорных коллективов, представлял Приамурье на VI Съезде коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока в Москве и по итогам творческого конкурса признан лучшим. В селе Бычиха на Хехцире рождается «Русская деревня» – совместный проект Хабаровского благотворительного общественного фонда культуры и детского эколого-эстетического центра «Хехцирские узоры». Музей народной игрушки, изба ремесел, парк деревянной скульптуры по мотивам русских сказок – все наполнено любовью к самобытной культуре наших предков, которые столетия назад осваивали «далекие и дикие» земли и создавали здесь свою Русь. В прошлом году в «Русской деревне» возвели часовню в честь святой равноапостольной княгини Ольги, организовали иконописную мастерскую, где замечательная художница Наталья Михеева дает бычихинской детворе азы иконописи, учит их понимать символику цвета, линии. Праздники в «Русской деревне» яркие и задорные. Накануне Пасхи здесь выпускают птиц, на Троицу водят хороводы. Во время мастер-классов нынешнее «компьютеризированное» поколение мастерит кукол из соломы и лоскутков, расписывает пасхальные яйца и через эти почти магические действия постигает душу русского народа. К слову, один из мастер-классов так и называется – «Мои первые лучи красоты, любви и радости». С любовью к славянским традициям, к детям почти двадцать лет назад создавался ансамбль народной музыки и песни «Рождество» Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры. Творческий эксперимент профессиональных музыкантов-народников Варвары Даниловой и Николая Малышкина, с которого все начиналось, открыл для ребят из самого обычного класса хабаровской средней школы мир старинных праздников и напевов, позволил прикоснуться к музыкальным инструментам, о которых прежде они знали только из сказок. И это настолько увлекло, что начинающие артисты решили объединиться в ансамбль и даже название придумали – «Рождество». Ведь первый концерт состоялся 25 декабря, в день Спиридона-солнцеворота по народному календарю. Потом в жизни этих мальчишек и девчонок было множество выступлений на разных концертных площадках, причем не только в Хабаровском крае. Москва, Великий Новгород, Япония, Китай, Республика Корея – неплохой гастрольный маршрут для детского ансамбля. Сегодня ребятам из «Рождества» по двадцать семь. Кто-то занимается музыкальным творчеством профессионально, кто-то выбрал другой путь, но в конечном итоге это неважно. Погружение в культуру своего народа дало им главное – ощущение корней. Возвращением к традициям стал фестиваль-эстафета фольклорных и обрядовых праздников коренных малочисленных народов Севера «Бубен дружбы». Его звуки уже пять лет наполняют жизнь людей из национальных глубинок Приамурья новым содержанием. В негидальском селе Владимировка, где после долгого перерыва вновь стали отмечать День охотника, всерьез думают о том, чтобы со временем вернуться к еще более древней традиции – к праздникам первой и последней тропы. А значит, в народном творчестве Хабаровского края появятся новые сюжеты. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|