Как часто драматургия жизни превосходит сюжеты самых занимательных пьес, которые идут на сцене. Может, потому что в детстве Светлана Глебова пережила страшную трагедию: на ее глазах отец из ревности убил мать, отношение к происходящему в театре, где она работала, у нее было легкое — как к игре. Во всяком случае так могло показаться на первый взгляд, уж очень независимо она себя всегда держала. После пережитой трагедии (отца посадили в тюрьму, потом отправили в штрафном батальоне на фронт, он погиб где-то в начале войны) Светлану взяла на воспитание ее тетка Анна Алексеевна. Прекрасная женщина, светлой и щедрой души человек, она сумела заменить девочке мать. Однако все последующие драмы в жизни актрисы — истоки той давней трагедии, и туда же ее влекла и тащила какая-то темная сила, оказавшаяся роковой. Актриса краевого театра драмы, заслуженная артистка России Светлана Николаевна Глебова родилась в 1939 году. Детство прошло в Никольск-Уссурийском. Уже во втором классе девочка участвовала в школьной самодеятельности. В Многие хабаровские театралы помнят Светлану Глебову в спектаклях «Семья Плахова», «Энергичные люди», «Мораль пани Дульской», «Дама-невидимка», «Валентин и Валентина», «Аморальная история», «Виндзорские насмешницы», «Таланты и поклонники», «Операция «Привет», «Игра воображения», «Наваждение», «Ходят слухи», «Колокол вечного боя», «Пришел мужчина к женщине», «Касатка», «Колея» и других. В конце «В ее творчестве нет ничего броского, бьющего на внешний эффект, — писала о том периоде творческой жизни актрисы кандидат филологических наук Валентина Катеринич1. — Сосредоточенная одухотворенность, благородство сценического поведения, глубокое психологическое и социальное постижение роли — таковы черты ее исполнительского стиля, интеллигентного, деликатного». Первое, что вспоминается, когда разговор заходит об актрисе краевого театра драмы Светлане Глебовой, — это ее улыбка при встрече, такая открытая, что у человека невольно создавалось впечатление, будто именно его, единственного и удивительного, актриса мечтала встретить всю свою жизнь. Светлана Николаевна вообще была теплым человеком, всегда расположенным к собеседнику. И какая-то веселая бесшабашность во всем, что она делала. При этом самостоятельность суждений, бесспорный ум, независимость. Она слыла интеллектуалкой в среде городской богемы, ибо много читала, знала наизусть стихи, которые грамотно и к месту цитировала. В архиве ее друга Валентины Николаевны Катеринич сохранились записочки со стихами и пожеланиями, написанными Светланой по случаю той или иной премьеры. Среди них дурашливые строчки, весьма характерные для нее: «Везде всегда орать и тлеть.// Амикошонству ставить двойку.// Любовь беречь, любовь стереть...//» — ну и тому подобное. Но были и другие стихи, очень женские, лиричные, полные нежности и недосказанности: Сижу и слушаю Шопена, На крыльях носят альбатросы И сбросив пенный плащ, от кручи Самодостаточная, с чувством внутреннего достоинства, Светлана никого не расталкивала локтями, не гналась за званиями и ролями, хотя, думаю, что заветные мечты, как у всякой актрисы, у нее были. Но обивать пороги кабинетов, выпрашивать или вымаливать наград, званий, ставок — увольте! Такие условности ее не то что не волновали, любого человека в той или иной степени волнует вопрос, какое место он занимает в обществе себе подобных, просто они для нее никогда не стояли во главе угла. В пестром репертуаре театра Глебова была занята довольно регулярно. Наряду с драматическими были в ее биографии роли, в которых она заявляла о себе как острая и язвительная актриса комедийного жанра. В этом отношении особенно показательными можно назвать роли в спектаклях «Энергичные люди», «Мораль пани Дульской» в постановке режиссера Изяслава Борисова. В 1976 году за исполнение роли пани Юльясевич в спектакле «Мораль пани Дульской» Светлана Глебова получила диплом Министерства культуры СССР и ВТО. При внешней доступности, простоте, сейчас бы сказали, демократичности, в актрисе как второй план, проступало ощущение внутренней утонченности, изящества. Вот бы подобную роль ей получить да сыграть, она бы сумела, особенно в ту свою пору, когда и женские, и человеческие, и профессиональные качества и мастерство находились в гармонии единой. Может, они и были, такие роли, но по тем или иным причинам сыграть их на сцене хабаровского краевого ей не довелось. Зато случилась счастливая встреча с Островским в спектаклях «Таланты и поклонники», «Бешеные деньги». Права Валентина Катеринич, когда утверждала, что Глебова — актриса Островского. «Смешная, жалкая, а где-то похитрее всех, ее Домна Пантелеевна несокрушима в порыве вырваться из нищеты... Получился образ, достоверный во всех проявлениях — мимике, пластике, интонациях. Глебова из тех актеров, кто ценит исчерпывающую конкретность словесной ткани русского слова». Однажды в спектакле хабаровчан «Бешеные деньги» играл приглашенный из Санкт-Петербургского театра комедии им. Акимова Игорь Дмитриев. По окончании выступлений блистательный артист написал своим хабаровским коллегам «с доброй памятью о спектакле» шутливые стихи. Светлане Глебовой и Лидии Валовой, игравшим в очередь роль матери героини, были посвящены такие строчки: На Амуре — папеньке Актриса сожалела что поздно встретилась с образом великого драматурга. Это так. Но ей повезло на встречу с драматургом-современником и коллегой Валерием Шавриным, в пьесах которого «...Глебова искала и находила драматические и комические коллизии, отражающие реальную сложность жизни». Пьесы Валерия Шаврина до сих пор памятны поклонникам «старой доброй драмы»: «Семья Плахова», «Девушки с улицы Надежды», «Мои знакомые», «Светлая пристань», «Операция «Привет». Совсем в иной манере условности была исполнена актрисой роль миссис Куикли в спектакле по пьесе Шекспира «Виндзорские насмешницы» в постановке Станислава Таюшева, где «светлое изящество, отточенность жеста и фразировки помогают создать образ определенной психологической убедительности. По признанию актрисы, ей пришлось сочинить целую биографию Куикли, чтобы понять, что же играть». Что и говорить, классика — это роскошь для актеров, то, на чем они растут и совершенствуются. К сожалению, классических названий не так много в афише провинциальных театров. Примерно в это же время — конец семидесятых — начало восьмидесятых, «...Глебова создает образы сложного психологического рисунка. Это кризис потребительского понимания любви, как в пьесе С. Злотникова „Пришел мужчина к женщине“, или крутой поворот к драме резкой, болезненной и надрывной, как в пьесе А. Галина „Наваждение“. ...Две повести о женском одиночестве и жажде любви, полные горечи, но освещенные улыбкой. В спектакле „Наваждение“ она сыграла нашу современницу Зинаиду, самую сильную из своих драматических ролей. Понимание светлых и темных сторон жизни, которые приходят с годами, подводило ее к постижению диалектики отрицательного образа». Впрочем, Светлана Николаевна никогда не играла «голубых» героинь, ни внешне, ни внутренне она была к ним не приспособлена. И в жизни предпочитала резкие переходы и контрасты, в которых черпала материал для сцены. В 1985 году в спектакле «Колокол вечного боя» по повести А. Сорокина тогдашний главный режиссер Юрий Веригин поручил Глебовой роль этакой разбитной, забубенной бабенки Мотьки. «В спектакле-символе, спектакле-мемориале не очень-то хотелось играть единственную отрицательную роль, не осознающее себя зло... Но ей аплодировали зрители. Сказалось отрицательное обаяние, когда актер не судья, не адвокат, а творец полнокровного человеческого образа». В последние годы актрисе все труднее становилось выходить на сцену — туда, где из пугающего черного провала зрительного зала на тебя смотрят, оценивают, чего-то ожидают люди. Давление, перебои с сердцем. Случалось, что за несколько минут до открытия занавеса приходилось вызывать неотложку... Спасала работа на краевом радио, которая, открывая новые перспективы, позволяла ощущать себя в профессии, держать форму. Удивительно, но в исполнении Светланы Глебовой даже непритязательные стихи или рассказы местных авторов начинали звучать более значительно и интересно, чем были написаны. Все дело в интонации, неожиданном подтексте, парадоксальном взгляде. Ее литературные циклы по рассказам Надежды Тэффи, Виктории Токаревой, композиции по стихам Марины Цветаевой до сих пор на слуху. И все-таки большинству зрителей актриса запомнилась в спектакле «Пришел мужчина к женщине» в постановке Иосифа Райхельгауза (Москва). Первоначально на роли героев были назначены два состава исполнителей: Юрий Кузнецов и Наталья Василиади, Эдуард Мосин и Светлана Глебова. Но потом пары перемешались. Юрий Кузнецов уехал покорять столицы. Продолжительное время Мосин работал с Натальей Василиади, но ее вскоре тоже пригласили в другой театр. Наконец на роль ввелась Глебова, и уже до конца спектакль шел в составе Глебова — Мосин. Не счесть, сколько раз актерам доводилось проигрывать этот вечный сюжет, в котором два не слишком удачливых человека осмелились поверить в счастье — на сцене театра и на гастролях в других городах, на случайных выездных площадках и в сельском нетопленом клубе! Думаю, очерк об актрисе Светлане Глебовой стоит завершить фрагментом рецензии на этот спектакль. «...эти заметки — об удаче актрисы, потому что в обновленном варианте спектакля, быть может, наиболее очевидно раскрылось дарование хорошо знакомой хабаровчанам Светланы Глебовой. И еще потому, что пьеса все-таки о ней, о женщине: какова эта сильная и самостоятельная современная женщина на любовном рандеву. Небанальность драматургии Семена Злотникова в том, что к измученной неудачами в личной жизни Дине Федоровне (так зовут героиню) пришел хороший человек, не нахал и более того — обладающий „обостренным чувством уважения к женщине“. Мужчина, по авторской ремарке, „возвышен и деликатен“, хотя и смешон. Женщина — вся во власти суетного желания устроить свое семейное счастье как можно скорее. Непросто сыграть сочувствие такой героине, понять изнутри ее противоречия, уклониться от фарса и сентиментального нажима. Подчиняя себе драматургический материал, С. Глебова создает образ большой психологической глубины и обаяния. Да, эта Дина Федоровна не уверена в себе, а оттого заносчива. Она не хочет лжи и ханжества, а все-таки изворачивается и хитрит. Она не любит нахалов, сама же агрессивна и навязчива. Хочет любви и жалости, устала быть сильной, но готова ли понять другого, возможного своего спутника жизни? Актриса не боится прямо сказать об ограниченности и духовной недостаточности своей героини. Но и о ее доброте и великодушии — тоже, ей ведь нужно сиюминутное, живое тепло человеческого общения, она готова быть заботливой и нужной человеку, который рядом. И как это ни трудно, мы все-таки чувствуем глубину ее горечи, слишком житейской, слишком приземленной, не сопоставимой с социальным мироощущением мужчины. Зритель расстается с Диной Федоровной то ли на пороге новой жизни, то ли нового крушения. Достанет ли у нее сил на новое доверие, а главное, на критическое отношение к себе самой?». Это написано в 1981 году, когда до финала было еще далеко. Но он уже витал в воздухе, этот призрак конца, тогда еще незаметный, неявный, когда, казалось, все еще можно было поправить, предотвратить, остановить. Но, увы, в Книге судеб все наши роли давно написаны и распределены, и нам не дано влиять на ход событий. Остается только доиграть сюжет до конца. По возможности достойно. Светлана ФУРСОВА |
|||
|