…от чего же иного миру кормиться? Мне кажется, что настоящая детская литература создается не только для детей, но и для всех от мала до велика. Она соединяет, связывает людей разных поколений так же, как соединяет людей разных поколений семья. И у нас, дальневосточников, есть такая настоящая, искренняя, добрая действенная литература.
Книга о доброй бабке полуднице ростом с валенок, которая охраняет огород. «А в наше время, – пишет Наволочкин, – так не хватает доброты». Пожалуй, это самое главное в творчестве Николая Дмитриевича. Он создает свои книги для того, чтобы добра стало больше. Мне кажется, многие родители, почитав вместе с детьми «Полудницу Акулю», посадили на своей даче вишенки, помидоры или цветы, ведь этого так хотел добрый волшебник Наволочкин.
Там мучили детей и взрослых – Как сохранил в себе детскость этот удивительный человек? Доброта и мудрость живут в его стихах и восприятие мира, присущее ребенку. Стихи Евгения Кирилловича образны и в то же время понятны даже самым маленьким. Может быть, поэтому его стихи так любят дети? А Кохан всегда неравнодушен. Все, что происходит вокруг, задевает поэта за живое. Вот стихотворение «Следы огня»: В тайге стоит дубок-бедняжка, Кто знает, может быть, после чтения таких стихов, какой-нибудь конкретный Миша или Витя не бросит в лесу горящий костер? Или посадит дерево? Пусть не в лесу, а, как мечтал Наволочкин, у себя на даче. Или в городе. А если бы каждый посадил деревце? Когда я познакомилась с произведениями Ирины Лободы, то поразилась искренности автора. Искренность эта такова, что ощущаешь себя ребенком, подошедшим к бродячей собаке, чувствуешь боль погибающего дерева или бесконечную нежность к собаке, цыпленку, кошке, ребенку, ко всему живому. Рассказ «Солнечные котята» заканчивается так: «Мне кажется, что из них выросли добрые и умные животные – ведь детство их прошло в лучах солнца и большой материнской любви. И нашей любви тоже». Казалось бы, вывод этот прост, но за такими простыми словами – целая философия. Ведь дети, выросшие «… в лучах солнца... и любви», несут солнце и любовь дальше – другим людям, своим детям, животным. Рассказы Ирины Лободы наполнены движением, потому они сценичны и вполне могли бы лечь в основу сценариев. А когда автор пишет «мокрая мордашка веселой веточки», то будто художник описывает не только характер дерева, но и его лицо, его душу. Эта любовь ко всему живому пронизывает теплом так удачно названную рукопись. Автор пишет и еще об очень важном – о сострадании. Женщина просит прощения у груши, а сколько стоит за этим – и одиночество самой женщины, и невозможность иногда удержать самое дорогое. И что важно, в рассказах как еще один персонаж присутствует юмор, мягкий, добрый, так отличающийся от циничного сарказма иных маститых писателей.
«Страусиное», – подумал он, и сунул перо за пазуху. В груди у Семеныча стало тепло, и сердце забилось радостно. Радость все нарастала, и Семенычу захотелось с кем-нибудь ею поделиться». Читаешь, и сердце правда бьется радостнее. «Хехцирские сказки» очаровали меня сразу. Я думаю, что именно так и надо писать для детей. Литературный герой Заяц Петрович – друг и товарищ по игре, а игра, может, самое главное для ребенка. Но через эту игру, через сказочных героев автор говорит об очень важных вещах. Вот сказка «Прикормил»: Заяц Петрович кормит рыб, чтобы потом их поймать, но… «Прикормил я рыбу. Полюбила она меня. Как же ее теперь ловить?» Мы всегда в ответе за тех, кого приручили, или, в данном случае, прикормили. Так, через сказку ребенок учится жалеть других, а это уже настоящая сказкотерапия. В сказке «Наваждение» волк съел заповедную лягушку и его начала мучить совесть. То есть совесть, говорит автор, она есть у всех, даже у хищников. Сказки А. Лепетухина порой перекликаются со сказками замечательного Сергея Козлова. И читая о колбасном дожде, думаешь: «Где-то это уже было…» И все же в основе своей сказки эти яркие, ясные, самобытные, затрагивающие самые серьезные проблемы, а еще они по-настоящему веселые, улыбчивые. «Дети и боги смеются одинаково», – сказал Гомер. Смеются от полноты жизни. И мы смеемся и радуемся, ощущая эту полноту жизни, когда читаем произведения А. Лепетухина. Чувство радости в деятельном начале сказок, в действии, в игре. Играя – задумываемся, смеясь – растем, радуясь – противостоим бедам, и радости нашей никто не отнимет у нас. В одной из статей Александр Петрович Лепетухин сказал: «Не будем спорить, будем рисовать». Не будем спорить, будем писать. Для детей и о детях. Давай посадим деревце Елена ДОБРОВЕНСКАЯ, |
|||
|