«Врата». «Всадники». «Икарушка…». Портрет X региональной выставки «Дальний Восток-2008»

Председатель выставочного комитета  А.Н. Осипов, народный художник СССР, действительный член  Академии художеств РФ, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, секретарь Союза художников РФ (Якутск)

В октябре 2008 года в Хабаровске прошла Х региональная художественная выставка изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства.

Пройдя по выставочным залам Дальневосточного художественного музея и галереи им. А.М. Федотова, в которых на время сфокусировалась художественная жизнь громадного культурного пространства, понимаешь, как трудно писать о столь значительных и объемных проектах. Выставка всколыхнула культурную жизнь города, представив новый пласт современного искусства, творчество уже известных мастеров и тех, кто только переживает свое становление. Об интенсивности современной художественной жизни регионов свидетельствует большое число участников, которые представили на выставком более полутора тысяч работ.

Экспозиция выставки была сформирована по регионам и включила творческие произведения тринадцати отделений Союза художников России, но независимо от того, большая или малая по численности организация ВТОО СХР, она все же обладала своим неповторимым лицом. Работы художников, отмеченные ярким своеобразием и национальным характером, соединились в пространстве экспозиции, то составляя неожиданный контраст, споря между собой, то гармонично дополняя друг друга. Обзор выставки показывает самые различные тенденции, разворачивающиеся в современном художественном процессе. Однако в нем преобладает реалистическая линия, и здесь художники традиционно опираются на богатое художественное наследие отечественной школы начала ХХ века, а также на те трансформации, которые произошли в ней с течением времени. В экспозиции каждого отделения Союза художников доминировали произведения такого профессионального уровня, когда сохранялось обаяние непосредственного восприятия и передачи натурного материала, эмоциональной фиксации окружающего нас мира. Выставка «Дальний Восток-2008» показала, что художникам, работающим в разных жанрах, свойственно стремление к освоению культурных пластов истории своей страны, библейской истории и мифа. Это пространство становится для мастеров живописи исходной точкой художественно-философских размышлений. Художникам важно увидеть явление или героя через культурные проекции, главным образом сквозь призму современной ситуации. Для многих мастеров характерно обращение к прочтению и осмыслению страниц ушедшего времени. Среди таких произведений привлекал внимание зрителей триптих народного художника А.Д. Васильева «Разбитое зеркало» (Республика Саха (Якутия)). Художник в поиске средств художественного выражения своего замысла использовал в качестве обрамления композиций триптиха рамы зеркал. Осколки потемневшего от времени стекла невольно ассоциируются с погружением в реку времени, с его цикличностью для всего живого, прерывистостью памяти. Коллажирование триптиха старинными портретными фотографиями внесло особую ноту достоверности, словно документируя историческую дистанцию. Оптический эффект зеркала дал возможность погружения в среду, созданную художником, которая одновременно документальна и иллюзорна. Сложные связи между реальным и отраженным в зеркальной поверхности сокращают дистанцию между днем нынешним и давно прошедшим. В зеркале отражен и камерный мир отдельного человека, и целой эпохи. Художник словно концентрирует время. Это не просто взгляд в прошлое, но и личностное переживание истории в судьбах уже ушедших людей. Исповедальный характер триптиха А.Д. Васильева, его трагедийность и новое миропонимание, отражены в адекватных и емких пластических формах.

 

Ю.И. Быков. Краеведческий музей. Аз, буки, веди. Х., акрил. м. 2008. Комсомольск-на-Амуре

Судьбам людей на трагических изломах истории ХХ века посвящен холст О.В. Подскочина (Владивосток) «Опоздавшие на поезд. Харбин». Словно наэлектризованный пейзажный фон усиливает драматическое звучание полотна, придавая мертвенность лицам тех, кого смоет волной истории. Здесь непозволительно просто скользить равнодушным взглядом по поверхности холста. Интерес и внимание к событиям прошлого не просто мемориальны. Это не отстраненное реконструирование или истолкование минувшего, а живое воспоминание, оплакивание и поминовение судеб людей, унесенных временем.
Погружением в древнейшую историческую эпоху отмечен философский замысел диптиха К.Б. Кузьминых «Прокуратор Иудеи» (Магадан). Художник обращается к известному историческому образу, воплощая его в неожиданной композиционной форме диптиха, сразу ассоциирующегося с чеканной медалью или старинной монетой. Авторский ход словно запускает механизм раскручивания культурной памяти зрителя, извлекая из глубин сознания притчи и тексты легенд. Скупость и тщательный отбор деталей побуждает к активному сомыслию, заставляет переживать историю Понтия Пилата как извечную трагедию тирана, сеящего и пожинающего зло. При этом К. Кузьминых достигает многослойности смысловых уровней, возникающих у зрителя при восприятии диптиха.

Тонко чувствует живую связь времен и неразделимость культурных пластов истории Ю.И. Быков (Комсомольск-на-Амуре). В композиции «Краеведческий музей. Следы на снегу», художник-экспериментатор пишет движение колеса, окруженного хороводом древних петроглифов, отражающего быстротечное и неумолимое течение времени. Своеобразный исторический разгон колеса как бы предполагает некое видение будущего, но под его ободом расплющивается… обыкновенная пивная банка. Эта неслучайная деталь является точкой концентрации композиции и обыденной приметой современности. Художник словно обращает нас к исторической памяти, вглядываясь в запредельное, минувшее, помогает задуматься о вечности, о том культурном следе, что останется уже после нас. Предлагая свое видение мира, смело монтируя реалии и артефакты, мастер невольно побуждает нас к рефлексии.

Разнопланова живопись хабаровских художников. Храмовое искусство представлено выдержанными в сложной колористической гамме иконами В.П. и В.А. Евтушенко (Хабаровск), уже много лет успешно работающих в этом русле. Библейская тема постепенно занимает все большее место в творчестве художников. Мастера не только используют традиции и стилистику древнерусской иконописи, но для решения каких-либо творческих задач уверенно сочетают их с авторскими ходами. Их герои как символ нравственных размышлений и истинного духовного измерения живут в дне сегодняшнем. Мир обыденный преображается, становясь светлее в композициях А.В. Михалевича (Хабаровск), осененных присутствием библейских героев. Тема является пространством выбора пути, сопряжения духовных и нравственных исканий (А.А.Чайка, А.В. Горовой, Хабаровск). Лаконичный язык, ассоциативный цвет в холсте И.Е. Шабалина «Врата» несет мощное метафорическое и очищающее начало. Только шаг отделяет зрителя от приглашающе приоткрытых врат, за которыми расплавленное сияние. Но возможно ли сделать его? Глубинный содержательный слой, акцентированная силуэтность угловатых фигур и активное звучание контура помогают художнику достичь монументальности и цельности решения в холсте «В поисках выхода». Композиции И.Е. Шабалина (Хабаровск) ретроспективно связаны с классическим мотивом столь значимым для отечественной художественной школы – выбора пути. Современные дальневосточные мастера изобразительного искусства побуждают зрителя домыслить изображенное на холстах, соотнести время историческое и личное, сопоставить культурные артефакты, которые представлены в достаточно сложных внутренних связях и комбинациях. Художники оперируют вечными, как сама история, духовными ценностями, и их творчество по-своему отражает проблемы нашего времени.

К. Б. Кузьминых. Прокуратор Иудеи, диптих. Х., м. 2008. Магадан

И.Г. Грабовский. Воспоминание о Сикачи-Аляне. Вечер.  Х., м. 2008.  Комсомольск-на-АмуреИ.Е. Шабалин. Врата. Х., м., акрил. 2007. Хабаровск

Живописный портрет как познающий жанр, постигающий и осмысливающий личность, был представлен на региональной выставке достаточно скромно. Различные концепции портрета (портрет-картина, камерный, автопортрет и др.), когда проявлены личности яркие, овеянные творческим вдохновением, пожалуй, наиболее полно раскрыты художниками Республики Саха (Якутия) (народный художник А.Ф. Осипов, заслуженный деятель искусств Л.Д. Слепцова). Пронзительно светел и открыт свободе творческого полета «Икарушка. Портрет художника В. Старовойтова» кисти М.В. Холмогоровой (Владивосток). Символические крылья творчества способны и унести, и удержать в заоблачных далях. Портретный жанр обычно представляет своеобразное жизнеописание общества, но большинство портретов, представленных на Х региональной выставке, не претендовали на психологически глубокое изображение характера личности и воспринимались как непосредственная фиксация человека в определенной ситуации или среде.

Обширен тематический диапазон выставки «Дальний Восток-2008», но пейзаж составил весьма существенную, если не главную часть. Именно пейзаж стал средоточием духовных поисков в небольшой экспозиции художников Чукотки. Суровые, бескрайние просторы – ведущий мотив, но пейзаж наделен не только эпическими далями и первозданной суровой красотой, но и печальной памятью исторической, приметами о лагерной жизни 30–50-х годов ХХ века. Мысль о памяти, которую призваны сохранить новые поколения, несет скромный холст «Былое» В.В. Медведева. Его восприятие с неизбежностью перерастает в раздумье о тяжкой участи людей, сгинувших в небытии лагерей. Эпической мощью, грандиозными пропорциями гор и вулканов наполнены панорамы Камчатки (заслуженный художник В.М. Тришкин, заслуженный художник С.П. Казарян, В.П. Соколов-Ширшов). Красота приморских пейзажей раскрывается в камерных полотнах поэтической линии (заслуженный художник И.А. Кузнецов, П.И. Мястовский, заслуженный художник Е.Т. Фомин, А.А. Енин, В.В. Медведев), наполнены туманом и дыханием моря пейзажи Находки (В.П. Лаханский), импрессионистически подвижна воздушная среда в мотивах Владивостока (В.А. Гончаренко, В.В. Дружинин), и этот же город превращается в фантазийное сплетение реалий в композиции Ф.М. Морозова «Утро с Матиссом». Панораму творческих поисков дополняют лирическое настроение пейзажей читинских мастеров (заслуженный художник В.И. Форов, Р.М. Цымбало) и написанные в хороших живописных традициях композиции художников из Уссурийска (Ю.П. Галютин, заслуженный художник В.А. Серов, заслуженный художник А.В. Ткаченко). Подчеркнуто эмоциональны холсты И.Г. Грабовского (Комсомольск-на-Амуре). Мощный красочный аккорд холста «Вечер» из цикла, навеянного петроглифами Сикачи-Аляна, дает плотную и светящуюся фактуру и ощущение сгустившегося времени. Базальтовый валун чуть светится изнутри, пробуждая память об отблеске мифического времени приамурской легенды о великом стрелке и трех солнцах. Наряду с произведениями, взывающими к ассоциативным прочтениям, у комсомольчан можно видеть качественно и свободно написанные натурные мотивы (А.И. Абросимов, Н.Н. Муравлев, А.Н. Турчевский). Художественное освоение объективного мира становится формой раскрытия субъективного в живописи Амурского регионального отделения Союза художников, где жанр пейзажа представлен в творчестве заслуженных художников РФ, таких как В.Н. Стогний, В.А. Водянин, В.И. Демченко, А.И. Жигалов. В экспозиции Сахалина тема красоты родной земли раскрывается в пейзажах О.Н. Папузина, Н.В. Троегубовой, Л.В. Асабиной. Безыскусность дает ощущение ценности каждого момента бытия и отмечена глубоким чувством. В живописи отделения ВТОО СХР Хабаровска зрителю открываются величественные пейзажи-панорамы, словно увиденные с высоты птичьего полета (народный художник В.П. Дроздов, заслуженный художник В.М. Торгашин). Это своеобразный гимн родному краю, разворачивающимся горным цепям и отрогам, светящейся воде и устремленным вдаль сопкам. Камерный пейзаж настроения также был представлен в экспозиции (А.Д. Блажнов, Н.И. Вагин, И.П. Нигай, народный художник В.П. Хрустов). Пейзаж не статичный, а одухотворенный, живой, развивающийся во времени пишут дальневосточные художники, но особенно наглядно моделируют целостный, развивающийся природный универсум художники Якутии. Пейзаж служит связующим звеном в эпической организации жизненного материала композиции «Праздник оленя» народного художника А.Ф. Осипова. Возникает ощущение вечности и единства бескрайнего заснеженного лика земли и вековых обрядов, объединяющих людей разных поколений. Светящееся живописное пространство создает ощущение гармонии, усиливая торжественную значимость свершающегося. На контрасте с монументальностью замысла А.Ф. Осипова и в камерном холсте «Мечта» заслуженного деятеля искусств А.В. Чикачева живет трогательный мир гармонии человека и природы. Физически ощутима поразительная искренность и лирическая непосредственность его образов. Оба произведения, такие разные по масштабу, каждое по-своему позволяют мощно пережить полноту жизни, красоту и величие природного мира.

М.В. Холмогорова. Икарушка. Портрет художника В. Старовойтова. Х., акрил. 2008. ВладивостокВ.П. Лаханский. Порт Находка. Начало осени. Х., акрил. 2008. НаходкаА.В. Чикачев. Мечта. Х., м. 1997. Республика Саха (Якутия)

Художники Биробиджана интересны прежде всего своей пейзажной графикой. Дальневосточные мотивы раскрываются в прозрачных акварелях и линогравюрах (заслуженный работник культуры В.И. Коровин, С.А. Толмачев, В.Г. Злакотин). Прослеживается линия естественного, близкого соприкосновения с натурой, желание почувствовать и передать ее красоту, найти естественную гармонию форм и линий.

На Х региональной выставке «Дальний Восток-2008» графиками были представлены как традиционные техники, так и опыты использования компьютерных технологий. Художественно и технически целостны офорты А.Е. Вольгушева и М.А. Гусельникова (Хабаровск), Ю.А. Галдина (Магадан) и линогравюры Н.И. Холодка (Хабаровск). Смешанная техника позволяет достичь эффекта свечения в обращенных к душе работах А.П. Лепетухина, в которых словно звучит немая молитва (цикл «Путь»), безукоризненны в техническом плане и отточены композиционно листы А.М. Тена (Хабаровск). Красота владения линией и штрихом в полной мере проявлены в рукотворных композициях С.В. Горбач (Уссурийск), О.В. Ненаживиной и заслуженного работника культуры РФ В.И. Олейникова (Владивосток). Произведения художников-графиков Республики Саха (Якутия) могли бы быть предметом отдельного обзора (народный художник А.П. Мунхалов, заслуженный деятель искусств М.А. Рахлеева, заслуженный художник Ю.В. Спиридонов и многие другие), так как здесь сохраняется высокая культура освоения и интерпретации материала, уважение к нему, прослеживаются связи с замечательными традициями национальной школы.

К сожалению, в экспозиции выставки очень мало представлено произведений станковой скульптуры, и объяснить это только трудностями с транспортировкой нельзя. Можно констатировать, что число скульпторов постоянно сокращается, и даже в таком большом отделении, каким является Приморское отделение Союза художников, в настоящее время работает только Э.В. Барсегов. Среди немногих приверженцев этого вида изобразительного искусства хотелось бы отметить М.Н. Ананенко (Хабаровск), заслуженного художника Э.В. Барсегова (Владивосток), Н.С. Иевлеву (Комсомольск-на-Амуре), заслуженного художника В.Н. Чеботарева (Южно-Сахалинск). Мастерам свойственно стремление к обобщению и умение подчеркнуть самое характерное при необходимости обыграть фактуру или ввести цвет найденным индивидуальным подходом к «своему» материалу.

М.Г. Старостин. Апельсин. Х., акрил, м. 2008.  Республика Саха (Якутия)И.Ф. Галиуллин и  Н.Н. Галиуллина. Светлый ангел. Шерсть, сизаль, ручное ткачество.  2008. ХабаровскФ.М.  Морозов. Утро с Матиссом.  Х., м. 2003. Владивосток

Украшением экспозиции Республики Саха (Якутия) стала миниатюрная скульптура. Высоким вкусом отличается исполнение миниатюры из бивня мамонта и рога оленя (народные художники Н.Д. Амыдаев, В.И. Капустин, заслуженные художники К.М. Мамонтов, Р.М. Пинигин, заслуженный работник культуры А.Г. Прокопьев). Продолжают развиваться традиции резьбы по кости в Магадане (А.С. Дикарев, С.И. Манига, Т. Олейникова В.Г. Шешуков и другие). Отметим качественное исполнение произведений, в которых есть наблюдательность, хорошее чувство формы, пластичность и понимание возможностей работы с природным материалом резчиков Чукотки. Резная кость и гравировка по моржовому клыку лишена салонности, сохраняет свежесть жизненных впечатлений и продолжает традиции (К.Б. Добриев, В.С. Овечкин, Г.Е. Семенов, Л.И. Эйнес). Тематическая направленность ориентирована на традицию: анималистика, жанровые сценки и т. д., и подпитывается народным искусством. Миниатюрные творения косторезов выполнены на хорошем профессиональном уровне. Поэтому так хочется рассматривать с близкого расстояния тщательную отделку деталей, ощущать гладкость и шероховатость форм природных материалов.

Творческий эксперимент интересен всегда. Он дает возможность проявить неожиданные поисковые приемы и сочетания в профессиональной игре художника или нащупать какие-то новые возможности. Творческая удача - серия «Всадники» Г.Ф. Арапова (Хабаровск). Мастером успешно обыграны самые разнообразные материалы, из которых создана серия, и активный цвет. Включения из металла, кости, старинных подвесок не только обогащают фактуру отдельных композиций, но именно серия, по сути, монументализирует замысел автора, превращая ее в своеобразную бесконечную культурную панораму. «Всадники» очень разные, словно воины и рыцари всех армий и легенд мира, легко и естественно порождают у зрителя ассоциации, погружающие в разные эпохи, в пространство притчи и мифа.

Л.М. Федоровская.  Охота на слонов. Венецианская мозаика.  2008. ХабаровскГ.Ф. Арапов. Всадники (серия).  Смешанная техника. 2008. ХабаровскВ.М. Федоров.  Аркан.  Алюминий, гранит. 2008. Якутск

Декоративно-прикладное искусство хабаровчан – еще одна запоминающаяся часть выставки. В едином пространстве экспозиции в равной мере активно взаимодействовали произведения разных видов искусства. Монументальное было представлено выполненными на высоком профессиональном уровне витражами и флорентийскими мозаиками (Б.Н. Федоровский и Л.М. Федоровская). Успешное развитие художественного текстиля поддерживали гобелены работы А.С. и Е.Н. Болгариных («Волшебный лес») и «Светлый ангел» Ф.Ф. и Н.Н. Галиуллиных. Фактурные эффекты гобеленов дополнены корректной стилизацией и выразительностью цветовой гаммы. Отмечено смелым выходом в объем и мощным пластическим решением декоративное панно Н.С. Акишкина, органично сочетающего мягкие природные материалы («Легенда о трех солнцах»). Солнечные батики Н.В. Хрустовой легко погружали зрителя в безмятежный мир детства. Содержательные и визуальные характеристики названных произведений несут в себе максимум художественной нагрузки, они способны создать духовный климат в среде отдыха общественного или частного интерьера, эстетически обогатить и насытить их.

На выставке было показано ювелирное искусство мастеров из Комсомольска-на-Амуре, Якутска, Хабаровска. Стильные, эффектные, технически безупречно выполненные украшения из серебра А.В. Бабурова и В. Широковой (Хабаровск) являли утонченную профессиональную игру форм, в которой ощутимо авторское видение и стремление наиболее полно проявить индивидуальное начало.
Отдельно следует отметить, что только в качественно отобранной экспозиции Республики Саха (Якутия) каждый из видов декоративно-прикладного искусства мог быть увиден в исторической динамике, что придавало ей особую цельность и завершенность. Все органично, и не ощущалось разрыва в традиции между поколениями мастеров. На выставке «Дальний Восток-2008» мало представлено произведений народного искусства Приамурья, и созданы они опытными, уже известными художниками (Р.Г. Баранова, Н.Н. Дявгода, Е.А. Киле, В.Л. Самар). К сожалению, молодые художники на выставке немногочисленны. И на самом деле это обозначившаяся в последние десятилетия серьезная проблема. Традиция пополнения творческими силами дальневосточного искусства выпускниками центральных художественных вузов России осталась в ХХ веке, поэтому сегодня остро стоит проблема дальнейшего развития отделений творческих союзов, так как некоторые из них фактически не пополняются молодыми силами (Чита, Магадан, Находка и другие).

Х региональная выставка «Дальний Восток-2008» подводит определенный итог творческого развития и пройденного художниками пути. Она ожидалась с нетерпением и состоялась как значимое культурное явление. Выставка показала размышляющему зрителю неодномерность переживания современности мастерами изобразительного искусства, обнаружила широту и неоднозначность творческих поисков, но как емкий эстетический образ выставка, по-видимому, будет все же оценена не сразу, так как отсутствует временная перспектива, позволяющая сделать какие-либо качественные оценки.

Виктория ШИШКИНАискусствовед, член Союза художников России
Фото автора