История в ближайшем рассмотрении

Авторская программа «Русское богатырство»

Знакомый офицер по воспитательной работе рассказал, что раньше к ним попадали новобранцы, практически не знающие своей истории, хотя изучали ее в школе в достаточном объеме. Сейчас ситуация иная: молодежь историю не только не знает, но и не интересуется ей, что намного хуже. Так родилась идея особой методики, которая, с одной стороны, похожа на музейную педагогику, но отличается тем, что ее первоочередная цель не в передаче информации, а в формировании мотивации познавать. Тогда человек ощутит себя частью своей истории и культуры, почувствует личную ответственность за сохранение главных ценностей. Речь идет о моей авторской программе «Русское богатырство».

Академическая история как наука, несомненно, является в первую очередь достоянием профессионалов. В то же время история, особенно история отечества, нужна всем и каждому. Нельзя представить себе полноценную личность, не обладающую долговременной памятью, так же как и общество без памяти исторической.

Процесс познания у человека основывается на рефлексии — «вмысливании» в изучаемое и эмпатии или, иными словами, «вчувствовании». Но есть также и третий путь практического и духовного познания мира — искусство. К нему относится и эпическое наследие. Российский лингвист, фольклорист, историк литературы Ф. И. Буслаев в работе «Бытовые слои русского эпоса» писал: «Вполне можно сказать, что русский народный эпос служит для народа неписаною, традиционною летописью, переданною из поколения поколение в течение столетий. Это не только поэтическое воссоздание жизни, но и выражение исторического самопознания народа». Таким образом, фиксация исторических событий в произведениях искусства, их фольклоризация не являются искажением истории вследствие «ненаучного подхода». Это не сказка с ее установкой на вымысел, поскольку в основе лежат реальные факты.

«Русское богатырство». Наглядные пособияАвтор книги «Киевская Русь» академик Б. Д. Греков отмечает, что в былинах «...могут быть неточности в хронологии, в терминах, тут могут быть фактические ошибки, объясняемые тем, что опоэтизированные предания не записывались, хранились в памяти отдельных людей и передавались из уст в уста, заменяясь иногда аналогичными более поздними фактами, но оценка событий здесь всегда верна и не может быть иной, поскольку народ был не просто свидетелем событий, а субъектом истории, непосредственно творившим эти события, самым непосредственным образом в них участвовавшим... Народное предание правдиво и искренне, потому что это голос подлинной жизни».

М. И. Стеблин-Каменский в своей работе «Мир саги» утверждает: «Историческая правда» — назовем так правду, представленную в истории как науке, — это точное сообщение о том, что было. Автор этого сообщения верит, что его сообщение о прошлом точно, или по меньшей мере хочет, чтобы другие верили этому. Но многообразие единичных фактов прошлого неисчерпаемо. Точно можно установить только некоторые отдельные факты прошлого. Действительность прошлого во всей его живой полноте не может быть содержанием точного сообщения, представляющего собой историческую правду. Во всей ее живой полноте действительность прошлого может быть только синтезирована, воспроизведена в результате творческого обобщения т. е. быть содержанием произведения, назначение которого — вызвать яркое и живое представление о действительности прошлого, а не сообщить о нем точные сведения«.

Размышления ученого не вызывают сомнения, ведь история есть непрерывный и динамичный процесс, а делая акцент только на фактологию, мы получаем лишь отдельные факты, причем в субъективном изложении того, кто нам их сообщает. Происходит примерно то, о чем пишет И. В. Гете в «Фаусте»: «Во всем подслушать жизнь стремясь, /Спешат явленья обездушить, /Забыв, что если в них нарушить /Одушевляющую связь, /То больше нечего и слушать».

Участник программы «Русское богатырство»Мы живем в идеационном обществе, где исторически государствообразующей и культурообразующей идеей является православие, поэтому методика «Русского богатырства» была подсказана еще и главным таинством Русской православной церкви — причастием, во время которого не передаются знания о творце мира, а человек просто соединяется с ним и меняется изнутри, в своем мировоззрении, мировосприятии... Убежден, что ощутить себя частью русской истории и культуры первичнее и важнее усвоения отдельных сведений о ней.

Нам много говорили о преобладании «общечеловеческих ценностей» над всеми другими, что на поверку оказывается простым евроцентризмом. А вот попытка упразднить национальное разнообразие и объявить ценности отдельной цивилизации общечеловеческими ведет к забвению и размыванию собственной истории и культуры, нравственных понятий добра и зла, прекрасного и безобразного, ради чего стоит жить и во имя чего не страшно умереть.

Утрату своей национальной самоидентификации можно рассматривать как амнезию (заболевание с утратой памяти) в социальном плане. Социологи считают, что архетип сознания неуничтожим, пока жив носитель, но под воздействием внешних обстоятельств способен менять точку приложения, то есть искажаться. Один из способов снятия такой амнезии — помещение человека в контекст его прошлого, его истории. Создание определенного аудиовизуального комплекса, подключение по возможности дополнительной сенсорики помогают усилить воздействие. Например, в картинной галерее лекция может проводиться среди экспонатов, отражающих данную эпоху или аналогичное историческое событие или порожденную им легенду. Поэтому важную роль играет использование предметов, новоделов и реплик, которые можно взять в руки, внимательно рассмотреть. А кроме того, это облегчает запоминание и снижает утомляемость слушателей.

«Русское богатырство». Наглядные пособияВ программе «Русское богатырство» используют самые разные материалы. Это карты, фотографии из экспедиций клуба «Град Китеж», связанные с заданной тематикой. В числе новоделов старинного оружия X–XIII веков кольчуга, пластинчатые доспехи, шлем, мечи, булавы, сабли, «шумящая» плеть, лук составного типа и другие. Среди музыкальных инструментов есть новодел звончатых (лировидных) гуслей XI века, созданный по материалам Новгородского центра музыкальных древностей. Важны и археологические находки — наконечники стрел X–XIII столетий, наконечник рогатины XII века, фрагмент кольчуги XVII века, «вислые» печати Владимира Мономаха, Рюрика Смоленского, Мстислава Удатного. Дополняют картину новоделы креста-мощевика (энколпиона), прототип которого найден в слое XII века на месте городища Княжая гора под Киевом, и шейной гривны полянского типа, сделанной по археологическим находкам в смоленских курганах. Во время тематической беседы эти предметы выдаются слушателям, их можно не только осматривать, но и примерять.

Культурно-просветительские занятия по методике «Русского богатырства», посвященные какому-либо знаковому событию русской истории, могли бы использоваться в системе дополнительного образования, в программе «Основы православной культуры», на уроках истории, литературы, во время военно-патриотической работы. С 2000 года проведено уже 345 занятий в общеобразовательных школах, библиотеках, институтах, духовной семинарии, воскресных школах, воинских частях и на заставах, в спецназе внутренних войск, детских садах, спортивной школе, центре патриотического воспитания, молодежных досуговых центрах и на производстве.

Разумеется, стопроцентный результат — абстракция. Люди реагируют по-разному, свободную волю никто не отменял, и человек находит только то, что ищет, и берет ровно столько, сколько поймет. Но я убежден, что даже если один из ста почувствует необходимость знать родную историю, потом откроет книгу или пойдет в музей, эту важную просветительскую работу нужно продолжать. Далекие предки сберегли для нас богатое историческое и культурное наследие. Теперь наша очередь.

Сергей РОМАНОВ