Рукотворная хакуа

Авторы исследовательской работы «Ульчская игрушка хакуа» Вероника Дечули, Ксения Мурашова, Герман ДечулиКакими были игрушки ульчских детей

Сегодня не каждый ульчский ребенок знает, как выглядят игрушки его предков. И все потому, что на смену им пришли современные куклы-монстры Хай, Винкс, Братц, а также Барби и Кен, компьютерные игры. Да, они красивые, привлекательные и нравятся детям, но в них не прослеживается связь с народом, его прошлым.

Выбрав тему своего исследования, мы хотели узнать, какими в давние времена были ульчские игрушки, и особенно куклы, из чего их делали, как в них играли и что они значили. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и стремление знать и помнить прошлое своего народа. Потому что рукотворная кукла — часть народной традиции. Когда ребенок делает ее сам, он прикасается к истории своего народа.

Мы познакомились с литературой, рассказывающей о национальных игрушках коренных народов Амура, с технологией изготовления куклы хакуа и провели для ребят из нашей школы мастер-класс, который показал, что старинные игрушки интересны современным детям. Наша исследовательская работа имеет теоретическую и практическую значимость, потому что ее можно использовать на уроках технологии, на внеклассных занятиях. Во время изучения этой темы выяснилось, что традиционные игрушки ульчей еще недостаточно исследованы, поэтому мы решили внести свой вклад.

Игрушечная магия

Ученики 1А класса за работойТрадиционная игрушка — своеобразный ключ к пониманию забытых обрядов, обычаев, ритуалов. Декоративный язык мастера, который делал эти предметы, показывает своеобразие древнего искусства. В игрушке народов Приамурья отмечается соединение мифологии и религии, игры и реальности. В первобытном обществе игра не была отделена от магии, искусства, танца, поэтому игрушка не отделялась от предметов раннего культа. Нередко она даже считалась оберегом.

Ульчскую игрушку можно назвать этнокультурным памятником, изучение которого дает возможность понять ее роль в формировании мировосприятия детей. Через игрушки и взаимодействие с ними дети познавали окружающий мир, приобщались к традициям и обычаям рода. В исследованиях российских ученых говорится о том, что игрушки у ульчей во многом связаны с природными культами, культами предков. В них не только орнамент, но и материал несет сакральный смысл, а их изготовление тоже является особым ритуалом.

Игрушки изготовлялись из самых разнообразных материалов — кожи и плавников рыбы, перьев птиц, головной кости толстолоба, ракушек, болотного мха, тальника, бересты, меха, ткани, бумаги, картона, железа. Существовал ряд запретов, и главный из них такой: игрушка не должна быть похожей на живое существо, нельзя обозначать у нее глаза, а иначе в нее может вселиться злой дух и навредить ребенку. Именно это отличало детскую игрушку от других стилизованных изображений, которые делали для ритуальных обрядов взрослых.

Для будущих воинов и хранительниц очага

Мастер-класс в 4БХупуку — так называют детскую игрушку ульчи. Традиционные забавы можно разделить на три группы: для девочек, для мальчиков, а также общие, которыми играли все дети. Для девочек их мастерили матери, бабушки или родственницы, для мальчиков — отцы, братья, мужчины-родственники. Общими игрушками считались костяные бабки, двухлопастное весло, маленькие нарты, санки. Будущая хранительница очага играла в куклы. Затевая игру и повторяя те же действия, что и ее мать, бабушка, девочка училась житейским премудростям. Еще среди игрушек имелась фигурка лебедя, составленная из косточек головы карася, мышь из косточки на нёбной части ленка, деревянная колодка и колотушка для обработки кожи рыбы, чашки, тарелки, миски из дерева, бересты или глины.

У мальчиков были игрушечные лук и стрелы, фигурки человека, домашних животных, зверей, птиц, пресмыкающихся из дерева, бересты, кости, глины, а также свисток, манок, мяч, клюшка, травяной мяч и острога-ловушка для него. Будущие кормильцы семей играли с деревянными фигурками охотников, воинов, собачек, зверей, птиц, которые в игре становились персонажами какого-нибудь бытового, а порой сказочного, мифического или шаманского сюжета. Все эти игры развивали навыки охотника, поэтому родители изготавливали для своих ребят всевозможные модели ловушек, манки из костей птиц, животных, стеблей растений; мастерили свистки, с помощью которых можно было подражать голосам птиц и животных. А для развития ловкости мальчиков обучали игре с мячом.

Из жизни куклы

Куклы хакуа, изготовленные учениками 1А и 4Б классовКукла — детская игрушка в виде фигуры человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях. Такое определение можно прочитать в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Традиционная ульчская кукла не совсем соответствует этому определению, так как у нее нет лица, туловища, рук и ног. В научной литературе национальные куклы подразделяются на три вида: игрушка для детей; объект культового назначения для взрослых (кукла-оберег, кукла-сэвэн, кукла-амулет, шаманская кукла, кукла-покойник, кукла, предназначенная для гадания, кукла-врачеватель); куклы, представляющие различные фантастические изображения, о назначении которых до сих пор нет точных сведений.

Существовало два типа кукол для детей: плоские, вырезанные из бумаги или ткани, и объемные, сделанные из дерева или материи. Объемную деревянную куклу размером 15–20 сантиметров ульчи называли момо пиктэ — деревянный ребенок. Девочка давала ей имя, укладывала в берестяную люльку, качала, напевала те же песни, какие поет своему малышу мать. В отличие от плоских кукол, которые в большинстве случае изображали взрослых персонажей, объемные деревянные и матерчатые куклы символизировали грудных детей.

Плоская кукла называется хакуа. За исключением головы она имеет плоскую форму. Голову обычно делали из белой тряпочки, которая, кроме лицевой части, обшивалась черной материей (волосы), переходящей сзади в свободно свисающие полоски (косы). Посередине головы делали пробор, состоящий из узенькой бумажной полоски белого цвета. Матерчатая голова пришивалась или приклеивалась к плоскому бумажному, матерчатому или сделанному из рыбьей кожи туловищу трапециевидной формы. У хакуа нет рук и ног. Одежда не прикрепляется и не надевается на фигурку, а лишь прикладывается к ней сзади и прижимается к туловищу при помощи кос. Такой способ позволяет менять на куклах одежду с большей легкостью.

Среди хакуа встречаются также куклы без головы, но с косами-полосками, приклеенными к верхнему краю туловища. Чтобы обезопасить ребенка от злых духов и надежнее закрыть все входы и выходы в игрушку, на ее тельце-халат наносились полоски, имитирующие орнамент-оберег, как на настоящей одежде. Кроме того, куклы различались по прическе, одежде, украшениям. Например, у хакуа могли быть ушные серьги из бусинки, колечка или шерстинки.

У каждой девочки имелся кукольный инвентарь: подстилка-матрас, тюфяк сэктэпун, длинная подушка-валик тирэпту, одеяло пулта, коврик хадач, покрывало. Халаты представляют собой наиболее интересную часть кукольного гардероба. Они состоят из одного или нескольких кусочков бумаги, материи, кожи или меха и украшены только на спинке. Так же орнаментируют и настоящую традиционную одежду, которая богаче всего украшена именно со стороны спины.

«На ночь» девочка укладывали своих кукол «спать». Когда наступал «день», на стену, около которой велась игра, вешали особые настенные коврики-циновки из тростника, соломки, бересты или бумаги. Когда игра заканчивалась, кукол и весь игрушечный инвентарь убирали в специальную берестяную коробку с крышкой, тоже богато украшенную орнаментом.

Вопросы и ответы

Изучение ульчских игрушек оказалось увлекательным. Собранный материал расширил наши познания о жизни и культуре ульчей. Мы решили установить, что знают о них наши земляки, и провели опрос среди жителей села Булава, возраст которых старше 50 лет — всего 104 человека. Анкета состояла из семи вопросов, а полученные ответы позволили сделать наше исследование наиболее полным.

На вопрос «Знаете ли вы ульчские игрушки?» 87 % опрошенных ответили «да» и 13 % — «нет».

На вопрос «Какие ульчские игрушки вы знаете?» мы получили развернутые ответы: кукла хакуа и связанный с ней инвентарь (покрывало, одеяло, подушка, матрас, коврик, чашки, тарелки, миски); фигурки животных, вырезанные из дерева; различные игрушки из глины; птицы из косточек рыб; игральные кости; лук и стрелы, свисток, манок, погремушки, маленькие нарты, сани, мяч, набитый шерстью или травой.

На вопрос «Делали ли вам в детстве традиционные игрушки ваши родственники?» 78 % ответили «да» и 22 % — «нет».

На вопрос «Делали ли вы ульчские игрушки своим детям?» 18 % ответили «Да» и 82 % — «Нет».

На вопрос «Играли ли вы сами в детстве ульчскими игрушками?»: 89 % опрошенных — «играли» и 11 % — «не играли».

На вопрос «Играли ли ваши дети ульчскими игрушками?»: 8 % опрошенных — «играли» и 92 % — «не играли».

На вопрос «Какое значение для ульчского народа имели игрушки?» отвечали следующим образом: «Учили детей труду и правилам поведения»; «Они имели развивающее значение, развивали навыки рукоделия»; «То же, что и для других народов: развивали, обучали»; «Развивали моторику, реакцию»; «Дети приобщались к культуре и традициям своего народа».

Таким образом, небольшое социологическое исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство респондентов знает ульчские игрушки. Они ими играли в детстве, их им делали родственники, но для своих детей большая часть опрошенных уже не изготовляла традиционных кукол и других предметов для игр. Можно предположить, что это связано с появлением большого количества современных игрушек, их разнообразием и возможностью купить в магазине. И все же мы считаем, что даже в наш компьютерный век современным детям нужна рукотворная традиционная игрушка. Изготавливая ее и играя, они приближаются к искусству своего народа, сохраняя его традиции. Мы гордимся тем, что являемся наследниками богатой и своеобразной культуры ульчей.

Хакуа. Мастер-класс

Трафарет № 1 «халат»Занимаясь нашим исследованием, мы познакомились с технологией изготовления некоторых ульчских игрушек и решили научить этому ребят первого и четвертого классов нашей школы. Выбрали куклу хакуа. Дети с интересом принялись за дело, с удовольствием рисовали национальные узоры, расписывали наряды кукол. Потом из этих работ мы сделали творческую выставку.

Итак, для хакуа необходимы следующие материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, яркая ткань, белая ткань, вата, нитки, шерстяные нитки, иголка, бисер, пайетки.

Для начала нужно подготовить трафареты № 1 «халат», № 2 и 3 «горловина», № 4 и 5 «подол».

Трафарет № 1 «халат»: лист бумаги складываем пополам, рисуем контур халата и вырезаем по линии контура.

Трафарет № 2 и 3 «горловина» : лист бумаги складываем пополам, рисуем контур горловины и вырезаем по линии контура. Получился трафарет № 2. Трафарет № 3 выполняется по такой же схеме, как «подол», то есть на 0,5 см больше.

Трафарет № 4 и 5 «подол»: трафарет «халат» накладываем на лист бумаги, обводим нижнюю часть и по 0,5 см вверх с каждой боковой стороны. От нижней линии вверх по 1 см в нескольких местах ставим точки и соединяем плавной линией. Получилась изогнутая полоса — трафарет № 4.

Трафарет № 5 делаем по такой же схеме, как № 1, но с шириной 1,5 см.

Изготовление туловища

ТуловищеНа цветной картон накладываем трафарет «халат», обводим и вырезаем. Вариант: на простой картон можно приклеить цветную ткань. Получится ярко и необычно.

На цветную бумагу накладываем трафареты «подол» № 4 и 5, обводим и вырезаем. Склеиваем по нижней части оба трафарета. Получается подол «два в одном» с тонкой полоской в верхней части. Его приклеиваем к нижней части «халата». Украшаем пайетками, бисером.

На цветную бумагу накладываем трафареты «горловина» № 2 и 3, обводим и вырезаем. Склеиваем по центру — получится горловина «два в одном». Приклеиваем ее на «халат» посередине верхней части. Украшаем пайетками, бисером.

Изготовление головы

ГоловаВ белую ткань размером 7×7 см кладем кусочек ваты, собираем плотный шарик, расправляем одну половину (это будет лицо), крепко по линии шеи перетягиваем белой ниткой и продолжаем обматывать вниз примерно на 1,5–2 см. Закрепляем нитку и отрезаем остаток ткани.

Нарезаем черные шерстяные нитки длиной примерно по 15 см, складываем пополам. Равномерно распределяя, пришиваем их по линии пробора на заготовку головы от лба до затылка — получились две косы. Каждую косу делим на три части и заплетаем, завязываем «бантик» из кусочка ниток другой расцветки или тонкой ленточки.

Привязываем на голову узкую яркую ленту, украшенную бисером, пайетками. Пришиваем сережки-бусинки.

Сборка куклы хакуа

Готовая куклаШею приклеиваем на обратную сторону халата так, чтобы лицо совмещалась с его украшенной стороной. Две косички располагаем впереди на халате. Игрушка готова.

Вероника ДЕЧУЛИ,
Герман ДЕЧУЛИ,
Ксения МУРАШОВА,

ученики 5А класса средней школы с. Булава
Ульчского района Хабаровского края

Руководитель исследовательской работы Светлана ВЕТКАН


Литература

  1. Гонтмахер П. Я. Ульчи. Человек. Время. Культура. Хабаровск, 2003.
  2. Иванов С. В. Орнаментированные куклы ульчей // Советская этнография, 1936, № 6.
  3. Малакшакова В. Б. Ульчи: Каталог коллекции из собрания Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова. Хабаровск, 2017.
  4. Смоляк А. В. Хозяйственная культура и быт в прошлом и настоящем. Москва, 1966.
  5. Соболевская Н. А. Игрушка народностей Приамурья как этнокультурный памятник. Хабаровск, 1992.
  6. Соболевская Н. А. Традиционная игрушка Дальнего Востока: рождение, одушевление, «оживление» // Словесница искусств, № 2 (16). 2005.