Город Вяземский – Хабаровский край Орест Полиенович Вяземский — русский инженер-железнодорожник
Само селение появилось на карте России в 1895-м. Первоначально оно называлось станция Медвежья, а сегодня это город Вяземский, который расположен в 126 км к югу от краевого центра — Хабаровска. Раскинулся Вяземский на террасах двух небольших рек — Первой и Второй Седьмой близ впадения их в Уссури. Его возникновение связано со строительством Уссурийской железной дороги. Название свое получил в честь русского инженера О. П. Вяземского, руководителя работ по ее сооружению. До этого здесь находилась станица Гленовская, в которой жили казаки и крестьяне, прибывшие из Забайкалья и центральных губерний России. Разный статус первых поселенцев привел к разделению станицы на две части: крестьянскую (Вяземская) и казачью (Гленовская). Впервые более полная информация об Оресте Полиеновиче Вяземском, крупном русском инженере путей сообщения, специалисте в области изысканий, проектирования и строительства железных дорог, чье имя носят станция, город и район, появилась в 1977 г. в местной газете «Ленинский путь» (ныне «Вяземские вести»). Автором этого краеведческого материала о первопроходце-строителе Уссурийской железной дороги был Н. В. Усенко, заслуженный лесовод РСФСР, действительный член Географического общества СССР, почетный гражданин города Вяземского, автор десятка книг и учебных пособий, 400 статей, посвященных лесному хозяйству, охране природы, фенологии, краеведению.
Прошли годы. К тем первым сведениям об Оресте Полиеновиче добавились новые, появилась возможность уточнить и добавить некоторые сведения о его биографии, семье, трудовой и общественной деятельности, целой трудовой династии инженеров-путейцев Вяземских. Итак, первым представителем этой славной династии был выходец из небогатой дворянской семьи Владимирской губернии по отцовской линии Полиен Сергеевич Вяземский (1811–1861), отец Ореста Полиеновича. По-видимому, он окончил в 1826–1827 гг. Военно-строительное училище при Институте Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС), которое готовило техников-путейцев, так как в списках окончивших ИКИПС его фамилии нет. Работал скромно и незаметно в Строительном отряде либо на водных путях, либо на шоссейных дорогах, поскольку железных дорог еще не было. В отставку вышел в чине инженер-капитана Строительного отряда и кавалера ордена Анны III степени. В дальнейшем П. С. Вяземский исполнял должность богородского исправника и почетного директора богородских богоугодных заведений.
Следующей в его послужном списке была Грушевско-Донская дорога (1862–1868), где он занимался не только сооружением отдельных частей, но и при ее эксплуатации исполнял обязанности начальника движения и ремонта пути, управляющего построенной дорогой. Работа Вяземского в первые годы была настолько успешной, что ее отметили многими наградами: орденами Св. Станислава III степени (1862), Св. Анны III степени (1864), Св. Владимира IV степени (1868). Далее Орест Полиенович руководил строительством Ростовской и Курско-Харьково-Азовской дорог. «Одним из наиболее выдающихся деятелей при постройке Закаспийской железной дороги нельзя не признать инженера путей сообщения Вяземского», — отмечали тогда в Министерстве путей сообщения. О. П. Вяземский стал первым изыскателем Великого Сибирского пути. В 1872 г. его назначили начальником изысканий на Уфа-Златоустовской железной дороге. В ходе трехлетних исследований он нашел удачный спуск с Уральского хребта на восток через Миасс к Челябинску, после работы на Урале в течение года руководил изысканиями на линии Вильно — Ровно — Ковно. Здесь было намечено строительство первых двух в Российской империи тоннелей: Понарского (426 м) и Ковенского (1 280 м). Восемь лет О. П. Вяземский так же успешно работал помощником главного инженера на строительстве морского порта Санкт-Петербурга и знаменитого морского канала Петербург — Кронштадт длиной 31 км. С февраля 1881 г. он вновь вернулся к железнодорожному строительству: трудился на Криворожской дороге в должности помощника начальника строительных работ; на самом сложном участке — от Мерва до Чарджоу Закаспийской железной дороги. В 1888 г. стал руководителем экспедиции по изысканию двух участков пути — Забайкальской и Кругобайкальской железных дорог. Одним из самых трудных был участок от берега Байкала до Петровского завода. Работа велась в гористой местности при отсутствии карт.
В 1891 г. началось строительство южной части Уссурийской дороги от Владивостока до Графской. Вскоре оно осложнилось отсутствием взаимопонимания между руководителями и инженерами. Министерство путей сообщения не могло не вспомнить про опытнейшего специалиста О. П. Вяземского. Высочайшим повелением он был командирован с постройки Принарвской железной дороги в Приамурье для ознакомления с ходом работ на Уссурийской железной дороге. В результате тщательной проверки Орест Полиенович убедился, что начальник работ А. И. Урсати дело поставил неплохо, но примирить конфликтующие стороны не смог. По настоянию приамурского генерал-губернатора А. Н. Корфа инженер Урсати в октябре 1892 г. был отозван в Петербург. Министерство распорядилось, чтобы руководство работами принял О. П. Вяземский. Так эта временная командировка неожиданно для него затянулась почти на шесть лет. В то далекое время инженеры, производившие изыскания, как правило, возглавляли и строительство железной дороги, а затем многие оставались и на их эксплуатации. О. П. Вяземский за всю свою трудовую деятельность выполнил изыскания на более 12 000 километрах железнодорожных линий. Его признавали патриархом изыскательского дела. Сооружение Уссурийской железной дороги от Владивостока до Хабаровска являлось грандиозной стройкой, равной которой по сложности, препятствиям и трудностям для строителей в таком отдаленном от культурных и промышленных центров, совершенно неисследованном и беспомощном перед стихиями крае до сих пор не было. Под началом О. П. Вяземского работали крупные специалисты-путейцы. Вокруг него сплотилась целая плеяда талантливых инженеров, фамилии которых хорошо известны дальневосточникам: Н. С. Кругликов, Н. Ф. Дормидонтов, В. В. Красицкий, Л. М. Розенгард, Ю. И. Эбергард, Л. И. Прохаско, Н. Н. Бочаров и другие. Следует отметить, что Орест Полиенович Вяземский был в числе организаторов и активных членов Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ПО ИРГО), часто выступал на его заседаниях, знакомя членов общества с ходом работ по строительству Уссурийской железной дороги. Огромный опыт, инженерная эрудиция и интуиция Вяземского сказались на всем ходе строительства дороги. Под его руководством построены такие уникальные по тому времени инженерные сооружения, как мосты через реки Хор, Бикин, Уссури, Иман и др. «Хорский мост, как по технике сооружения, так и по условиям постройки должен быть признан чудом инженерного строительного дела, — писала газета „Приамурские ведомости“. — При длине моста в 160 саженей и четырех пролетах возведение его в четырехмесячный срок поражает своей скоростью».
Дорога шла по незаселенным районам в сложнейших условиях тайги, болот и полного бездорожья. Строителей и инженеров косили болезни. Трудно было найти работников, приходилось привлекать военных, каторжных и ссыльных, китайцев и японцев. С большой благодарностью вспоминали Вяземского и многие простые люди, в том числе поселившаяся в Вяземском семья Осиных. Отца этого большого семейства Петра Осина Орест Полиенович спас от многолетних каторжных работ. Приметив на строительстве Уссурийской железной дороги трудолюбивого и смекалистого мужика, он взял его к себе в денщики, а уезжая, пристроил работать кочегаром на паровоз. Старший сын Осина Гавриил Петрович стал в будущем учителем местной школы (железнодорожного училища), в 1920 году был избран членом Крестьянской фракции Народного собрания ДВР (Дальневосточной республики) от Вяземской волости. Наконец строительство, продолжавшееся более шести лет, завершилось. 31 августа 1897 г. на станции Духовская (ныне Верино) состоялась стыковка северного и южного участков, где встретились движущиеся из Владивостока и Хабаровска два поезда. 1 сентября 1897 г. в Хабаровск прибыл первый поезд из Владивостока а 1 ноября 1897 г. строители передали дорогу в эксплуатацию. Для Хабаровска это стало значительным событием, горожане торжественно встречали первый поезд из Владивостока. Именами инженеров, работавших на постройке Уссурийской железной дороги под руководством О. П. Вяземского, названы станции и разъезды Прохаско, Дормидонтовка, Дубининский, Кругликово, Дроздов, Кнорринг, Гедике, Краевский, Красицкий, Розенгартовка, Снарский, Свиягино, Эбергард, Барановский. Вклад О. П. Вяземского был отмечен высокими наградами: орденами Св. Владимира III степени (1894), Св. Станислава I степени (1895). Он имел также награды от бухарского эмира, японского и китайского правительств. Император Китая за гуманизм к рабочим из своей страны наградил Вяземского орденом Двойного Дракона. Кроме того, Орест Полиенович был удостоен золотой медали Всемирной Парижской выставки (1900). В 1898 г. Вяземский покинул Дальний Восток. Вскоре он получил телеграмму генерал-губернатора Н. И. Гродекова: «Ваше имя и имена инженеров-строителей навеки закреплены в названиях станций и будут чтиться подобно именам лиц, содействовавших закреплению Амурского края за Россией». По ходатайству Гродекова станция Медвежья, глухой медвежий угол с непролазной дремучей тайгой в 120 верстах от Хабаровска, получила название Вяземская. Последней большой работой О. П. Вяземского стали изыскания линии Казалинск — Ташкент, и он успел увидеть эту дорогу построенной — ее открыли в апреле 1909 г. В июне 1908 г., когда отмечался 50-летний юбилей трудовой деятельности Вяземского, одна из газет писала: «Общая длина всех железных дорог, в постройке которых Орест Полиенович принимал участие, составляет около четырех тысяч верст, а общее протяжение линий, пройденных его изысканиями, — свыше двенадцати тысяч верст, то есть диаметр земного шара».
Сын О. П. Вяземского Валериан Орестович родился в Петербурге в 1867 г., был крещен в институтской церкви св. Александра Невского и продолжил семейную традицию, правда, придав ей уклон в научную сторону. Валериан Орестович пошел по стопам отца: так же закончил Петербургский институт инженеров путей и сообщения, работал на Дальнем Востоке, в частности на строительстве КВЖД. Имя его часто встречается на страницах местной периодической печати тех лет и в специальной литературе. Он работал и начальником 3-го Туркестанского участка постройки Оренбургско-Ташкентской железной дороги (1901–1911). Затем в течение пяти лет руководил партией по изысканию железной дороги Ермолино — Нижний Новгород — Сергач — Алатырь — Симбирск (1911–1916). За труды Валериану Орестовичк были пожалованы от царя ордена Станислава II степени и Анны III степени, а также чин действительного статского советника. В 1918 г. он защитил диссертацию на звание адъюнкт-профессора, затем стал преподавать в ИИПСе, где в 1924 г. его назначили заведующим кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» Петроградского института инженеров путей сообщения. Его научные труды касались вопросов экономики: изысканий, строительства и эксплуатации железных дорог. В 1924 г. в возрасте 57 лет он неожиданно скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище Ленинграда. И все же в истории российского железнодорожного транспорта до сих пор известны лишь две яркие фигуры Вяземских — Орест Полиенович и его внук Орест Валерианович, который прожил большую и достойную жизнь, занимаясь любимым инженерным делом. Несправедливо осужденный по ст. 58, п. 7 («вредительство») на пять лет, он, как автор оригинальных плотин на Маткожненском гидроузле, в 1933 г. был досрочно освобожден из заключения. И хотя судимость сняли, О. В. Вяземский продолжал работать вольнонаемным специалистом на объектах гидротехнических сооружениях, в том числе на Свирском гидроузеле, на строительстве водоснабжения Владивостока в должности начальника проектного сектора и заместителя главного инженера, позднее его назначили заместителем начальника проектного отделения и главным инженером строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов на канале им. Москвы. Весной 1938 г. О. В. Вяземский защитил кандидатскую диссертацию. Неизвестно, где он трудился во время войны, но в 1943–1947 гг. вполне мог находиться на Волго-Донском канале. В августе 1947 г. Орест Валерианович пришел на работу во Всесоюзный НИИ гидротехники им. Б. Г. Веденеева, в котором и проработал всю оставшуюся жизнь
И все же, воздавая должное незаурядной энергии, таланту и организаторским способностям русского инженера О. П. Вяземского и трудовой династии инженеров-путейцев Вяземских, мы никогда не должны забывать, что главными строителями железных дорог царского времени были русские рабочие — пролетарии, крестьянская беднота, русские солдаты, политические ссыльные, каторжане. В тяжелых условиях их усилиями построили самую отдаленную в России Уссурийскую «чугунку». В 1987 г. к 90-летию Дальневосточной железной дороги (ранее Уссурийской) на станции Вяземская, на средства, заработанные учащимися железнодорожной средней школы № 20 под руководством ее директора Г. Х. Вороного, был установлен бюст О. П. Вяземского. Его выполнили из кованой меди на постаменте из благородного серого гранита. Для всех вяземцев, особенно для железнодорожников, открытие памятника стало важным событием. До сих пор он остается единственным на всей сети железных дорог России. Лариса КОРНЕВА ИСТОЧНИКИ
|
|||
|