Нельканские ключи к Охотоморью

Современный Нелькан.  Церковь Благовещения Божией МатериНа севере Хабаровского края есть присказка: «Я объехал много стран — Охотск, Аян и Чумикан». Это не случайно, потому что площадь самых отдаленных райцентров нашего региона больше иных европейских стран. А еще они приметны своей историей: в 2017-м 370 лет исполнилось Охотску, а через год село Нелькан Аяно-Майского района отметит 200-летие.

Многие годы имя поселка ассоциировали с красивой эвенкийской легендой о девушке Нельке, жившей на берегу красавицы-реки Маи. В действительности же его название традиционно привязано к местности, и у него эвенкийские корни. «Нель» на эвенкийском языке — стрелка, место слияния двух рек. Так и есть: Нелькан расположен там, где река Чуя впадает в реку Маю. «Кан» обозначает «тот, кто здесь живет».

Только в двухтысячных годах стала известна точная дата основания Нелькана, и произошло это благодаря Ольге Всеволодовне Сысоевой, сотруднице краеведческого музея имени Гродекова. В 1980-х годах она работала в Государственном архиве Республики Саха (Якутия) и обнаружила документы Якутского воеводства. Нелькан Ольге Всеволодовне был хорошо знаком, ведь ее отец Всеволод Петрович Сысоев, известный писатель-краевед, охотовед, будучи директором краеведческого музея, в конце 1960-х годов приезжал сюда за бивнями мамонта, которые нашли в майской земле.

Встреча гостей праздника «День села» в НельканеВажно подчеркнуть, что речь идет об официальной дате рождения Нелькана, закрепленной «государевыми людьми» на бумаге. Основание таких населенных пунктов, как правило, происходило не на пустом месте: здесь издавна жили коренные жители — эвенки, которые занимались оленеводством, охотились, рыбачили. Вот как их характеризовал известный российский ученый А. Ф. Миддендорф в отчете о своем путешествии на север и восток Сибири в 1846 году: «Это горный народ. Они исполнены приличия, ловки, предприимчивы до отваги, живы, откровенны, самолюбивы, охотники наряжаться, а вместе с тем закалены физически».

Наверное, и не было бы поселка Нелькан, если бы не произошло несчастье. В 1816 году в Якутии случилась страшная эпидемия сибирской язвы. Якуты лишились почти всех лошадей, сорвался подвоз продовольствия в отдаленные районы, среди кочующих тунгусов начался массовый голод. Тогда и приняли государственное решение открыть повсеместно на северо-востоке хлебозапасные магазины, чтобы поддержать местное население. По распоряжению Якутского областного управления в 1818 году для организации такого магазина к местам проведения ярмарок тунгусов направились служивые казаки Прокопий Новгородов и Григорий Ципандин. Смотрителю нельканского магазина было дано письменное распоряжение: «Желая оказать пособие потерпевшим разорение тунгусам, предписываю отправить тем тунгусам, кои по ближайшему удостоверению твоему и Родового управления более прочих терпят от разорения голодовку, на пропитание из Нельканских магазинов 50 пудов провианта по казенной цене, разделяя из онаго каждому такое количество, какое будет приходиться и не иначе, как под круговое их и Родового управления поручительство, а деньги за оной взыскать с них в будущем году».

Казаки были людьми православными, и как раз в святой день празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице положили начало доброму и важному делу: 1 августа 1818 года сделана первая запись об открытии хлебозапасного магазина в урочище Нелькан. С годами менялись смотрители магазина, пополнялся ассортимент, охотников-эвенков снабжали еще и порохом, свинцом, солью. К тому же в Нелькане открыли свою соляную стойку. Суть магазина не менялась вплоть до 1848 года, потом он перешел в ведение Российско-Американской компании и принадлежал ей до 1867 года, пока она не прекратила свою деятельность.

Любовь Федоровна Умрихина – народный мастер, лауреат краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу», гордость села Нелькан. Фото Евгения БалашоваИзвестные люди тоже побывали в Нелькане. В 1849 году Аянским трактом прошел генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев, тогда еще без титула «Амурский». В 1854 году он вновь проезжал через Нелькан в сторону Иркутска после первого Амурского сплава. Не раз сюда наведывались Г. И. Невельской, В. С. Завойко, знаменитый подвижник архиепископ Камчатский и Алеутский Иннокентий. Кстати, дочь архиепископа Екатерина пела в церковном хоре Нельканской церкви, сын Гавриил был настоятелем храма Благовещения Божией Матери.

В 1851 году Аянский тракт стал казенным почтовым, а Нелькан — одной из его станций. Так поселок приобрел государственный статус, здесь началось формирование притрактового служивого населения. Первыми переселенцами стали крестьяне-старообрядцы из Забайкалья, в основном скопцы. Большая их часть расселилась в Усть-Мае, а в Нелькан перебрались крестьяне Бушковы, Березовские, Протодьяконовы, Сукневы — люди, искавшие свободу и землю. В 1852 году начался сбор средств на возведение православной часовни, и продолжалось это десять лет — с 1852-го по 1862-й. Строительство уложилось в один год, и в 1864-м ее освятил сам архиепископ Камчатский и Алеутский Иннокентий.

Среди имен в подписных листах прихода встречаются как широко известные, так и незнакомые нынешнему поколению: голова Эжанского рода Александр Карамзин, начальник Аянского порта Кашеваров, казак Иннокентий Решетников, Егор Новогородов, сын Прокопия Новогородова, того самого казака, который вместе с Григорием Ципандиным в 1818 году организовал запасный магазин.

Долгие годы на всем Аянском тракте имелись только две церкви — в Аяне и Нелькане. Когда часовня в Нелькане сгорела, на пожертвования местных прихожан построили уже церковь, но и ее поглотил огонь. Храм, который сегодня красуется в центре Нелькана, возвели в 1914 году. В те годы он был не только духовным центром, но и социальным. Церковь Благовещения Божией Матери является «сестрой» столичного храма Христа Спасителя, потому что сделана по проекту того же архитектора — Константина Андреевича Тона. Он еще студентом подрабатывал составлением типовых проектов церквей для провинциальных епархий, и Якутская епархия выбрала для Нельканской церкви именно его разработку, лишь немного ее изменив с поправкой на сильные морозы. На закладном камне написано: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основана сия церковь в честь и память Благовещенья Пресвятой Богородицы при державе благочестивейшего и самодержавнейшего господина нашего императора Николая II в святительство Мелетия, епископа Якутского и Вилюйского в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1914 августа 26 дня. Аминь». Храм освятили в сентябре 1915 года. В приходно-расходной книге церкви отмечено, что «строительство осуществлено на средства доброхотных жертвователей и обошлось в 10 880 руб. 30 коп».

Гости и участники праздника «День села» в Нелькане. 2008Самое непростое время в истории Нелькана — годы на стыке веков и первых десятилетий XX века. После упразднения Российско-Американской компании в Нелькане осталось семь дворов, в которых проживало всего 18 человек. Жизнь закипела с началом «чайного пути», когда из Китая в Якутск, а оттуда в Иркутск доставлялся китайский чай, и население значительно выросло. Из Русской Америки и Японии морем в Аян доставляли плиточный и байховый чай. В год перевозилось до 100 тысяч ящиков, за что тракт и прозвали чайным. К началу навигации в Нелькане собиралось до 200 якутов-рабочих. Подключались к чайному делу зимой и каюры-эвенки.

Вот как писал о Нелькане 1903 года ссыльный инженер Попов, изучавший наиболее удобный и безопасный путь через Джугджур: «Население Нелькана состоит из 3–4 купеческих семей, священника, псаломщика, урядника, вахтера казенного ряда, нескольких тунгусских семей. Зимою, на Страстной неделе, здесь бывает ярмарка и тунгусское собрание, на которое съезжаются до 100 тунгусов». Жизнь села была, что называется, на пике. Ощущалась нехватка грамотных людей, и для этой цели в 1902 году здесь открыли церковноприходскую школу. Ее первым учителем стал священник нельканской Благовещенской церкви отец Василий Мальцев, вскоре прибыли другие преподаватели, и фактически с этого времени началось становление образования в Нелькане.

С приходом новой власти в селе началось самое неустойчивое время. С 1914 года Нелькан относился к Якутской области, Якутскому уезду, впоследствии и к Якутской АССР. В 1920 году его выделили из состава Алдано-Майского улуса, сделав самостоятельным улусом. В 1922 году образовалась Дальневосточная область. Якутская АССР в нее не вошла, но порт Аян отнесли к территории ДВО, и он стал частью Камчатской губернии. В те годы вопрос административно-территориального деления был настолько острым и запутанным в части межнациональных, экономических, политических проблем, что это вызвало возмущение местного населения. Около десяти лет местную власть представляли улусные революционные комитеты. Первым председателем нельканского улревкома стал Николай Васильевич Бушков, расстрелянный в 1922 году контрреволюционерами.

В силу географического положения Нелькан оказался в гуще событий. О таких, как поход Пепеляева, известно много. О других же — выступлениях Артемьева, Галибарова, Карамзина — слишком мало. Время было непростое, и разобраться, кто стоял за белых, кто за красных, невозможно. Председателя улусного ревкома П. С. Жерготова, который в январе 1926 года сообщил на собрании нельканцам об открытии школы, уже в декабре 1927 года расстреляли как врага народа.

Гости и участники праздника «День села» в Нелькане. 2008Наконец, 10 декабря 1930 года был образован Аяно-Майский район в составе национального Охотского Эвенского округа Дальневосточного края. Нелькан вошел в состав национального округа в Аяно-Майский район, но как административно-территориальная единица до 1932 года относился к Якутской АССР. И территориальное, и географическое положение села должны были сыграть в пользу Нелькана как районного центра, однако решение принималось сугубо политическое, поэтому именно русский поселок Аян навсегда стал центром Аяно-Майского района. Хотя и по сей день, если кому-то надо добраться из Аяна в Джигду или Аим, Нелькана не миновать. Да и народнохозяйственные грузы в советские времена предпочитали завозить по Мае из Якутии через Аим в Нелькан и уже отсюда обеспечивать села продовольствием и товарами.

В советские годы Нелькан славился совхозом-миллионером «Нельканский», основная деятельность которого была связана с традиционными видами промысла коренных жителей. Охота на пушного зверя, оленеводство были главными отраслями села и района. Северных оленей насчитывалось около 16 тысяч голов. Якутия приобрела на племенное стадо оленей Тотты, Нялбанди, Маймакана. В 1992 году совхоз распался на 17 малых предприятий, но в итоге ни одно из них до сегодняшнего дня не сохранилось, а в частных оленеводческих хозяйствах осталось чуть более 400 оленей.

Богата майская земля золотом, платиной, серебром. Месторождение Кондер — уникальное и единственное по объемам платины в нашей стране. Именно в Нелькане базировалась Аяно-Майская геолого-разведочная экспедиция, давшая стране приросты драгметаллов на десятки лет. Но и ее не пощадило время новых перемен: в 1994 году экспедицию закрыли, а высококлассные специалисты пошли работать милиционерами, воспитателями, библиотекарями.

Гости и участники праздника «День села» в Нелькане. 2008За многолетнюю историю Нелькана им руководили самые разные люди. В памяти и в сердцах нельканцев каждый глава села оставил особый след. Один из первых председателей сельсовета — Николай Семенович Тарабыкин. Человек сложной судьбы, он рано овдовел и сам поднимал малолетних детей, но в 1938 году по ложному доносу его выслали в Магаданскую область. Лишь спустя многие годы он реабилитирован посмертно. В трудное военное и послевоенное время во главе сельсовета стоял фронтовик Иван Анатольевич Соколовский. Григорий Алексеевич Аверин запомнился жителям села, да и всего района: он был здесь первым киномехаником, а потому к нему относились почти как к волшебнику. Авторитет его среди нельканцев был непререкаем. Старожилы до сих пор помнят, как Аверин собирал сельчан на тушение пожара, когда на другом берегу Маи горел лес: взобрался на колокольню и стал бить в набат. Вспоминают тепло и Серафиму Николаевну Смирнову, умевшую не только на улицах села, но и в домах, в семьях нельканцев приструнить, усовестить наиболее буйных. Как о хорошем хозяйственнике говорят о Степане Афанасьевиче Дубовом. Как о душе-человеке — о Геннадии Сергеевиче Кочкине. Все эти люди внесли свою лепту в становление Нелькана, и огромная им благодарность от потомков, сегодняшних нельканцев.

Сейчас в Нелькане зарегистрировано 478 дворов, где проживают 1 116 человек. Здесь дружно бок о бок живут эвенки и русские, украинцы и татары, якуты и нанайцы, много смешанных браков. Гости Нелькана отмечают необычную красоту этого уголка дальневосточной земли. Зимой в Нелькане искрящийся кипенно-белый снег и ярко-синее, без облаков небо. Весной цветущие волны багульника и аромат черемухи. Лето богато лесными ягодами — маховкой, охтой, морошкой, княженикой, голубицей. Осенью здесь разноцветье лесных платьев осины, рябины, лиственницы и орешки кедрового стланика. Восхищает гостей и рыбалка на тайменя, хариуса, окуня. Кто хоть раз побывал в Нелькане, отмечает, что и люди здесь особенные. И действительно, нельканцев отличает открытость, легкость на подъем. Наверное, все это связано с тем, что Нелькан был и остается на перекрестке всех дорог района, в центре всех событий.

На День села, который традиционно отмечают 1 августа, сюда съезжаются со всего Аяно-Майского района. В программе праздника обязательно научно-практическая конференция «Встречь солнцу», концерт художественной самодеятельности артистов Аима, Аяна, Джигды и Нелькана и, конечно же, уха на берегу Маи для всех желающих. Хочется верить, что лучшие годы селения Нелькан еще впереди.

Татьяна ФОНОВА