В мае 2015 года ушел из жизни полковник в отставке, режиссер и сценарист Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры, вдохновитель, бессменный организатор и режиссер фестиваля-конкурса патриотической песни «Россия — великая наша держава», поэт, истинный патриот Отечества Николай Савельевич Скрипка. Его трудовая деятельность началась после окончания Днепропетровского металлургического института в 1969 году. Еще во время учебы, принимая активное участие в художественной самодеятельности и, как сам вспоминал, «...первой волне движения веселых и находчивых, в команде КВН», он получил первый опыт сценарно-режиссерской работы. Тогда же, в 1967-м, появился бесценный опыт подготовки и проведения массовых праздников: Н. С. Скрипку пригласили в качестве ассистента режиссера театрализованного представления, посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в Днепродзержинске. Режиссером праздника был И. Туманов. В 1970 году ушел на службу в Вооруженные силы СССР и из 26 календарных лет службы 24 года служил на должностях армейских воспитательных структур, прошел путь от секретаря комитета ВЛКСМ танкового полка до начальника отдела культуры управления воспитательной работы Дальневосточного военного округа. В армии Н. С. Скрипка ставил концертные программы и литературно-музыкальные композиции в Домах офицеров Леонидовского (остров Сахалин), Краснореченского, Хабаровского гарнизонов. Его первый театрализованный концерт в двух отделениях, в рамках смотра-конкурса самодеятельных творческих коллективов ДВО состоялся в 1985 году в завитинском Доме офицеров. Позднее, уже в качестве начальника отдела культуры Управления воспитательной работы ДВО, он принимал активное и непосредственное участие в написании сценариев и режиссуре театрализованных, художественно-спортивных представлений к значимым датам и событиям. Многие хабаровчане до сих пор вспоминают масштабные театрализованные представления с использованием военной техники, военнослужащих, спецэффектов на стадионе им. Ленина. Ирина Арсеньевна Тарасова, специалист по жанрам отдела любительского творчества Дома народного творчества КНОТОК «В кабинете заместителя главы администрации Хабаровского края по социальным вопросам И. И. Стрелковой оживленно! Здесь собрались именитые режиссеры, руководители органов управления культурой и представители Управления воспитательной работы Дальневосточного военного округа с предложениями празднования 50-й годовщины Дня Победы в Великой Отечественной войне. Среди всех выделялся статный красивый мужчина, который взял на себя инициативу объединить усилия служащих ДВО и творческих сотрудников, тогда еще Краевого творческого объединения „Культура“ — начальник отделения культуры и досуга отдела воспитательной работы Управления Дальневосточного военного округа полковник Скрипка. Потом мы вместе работали над постановкой театрализованных представлений, посвященных победе в Великой Отечественной войне „Чтоб в веках жила Россия, наша славная страна“ в 1995 году и „Воспевая подвиг народный!“ — в 1996-м. Мы подружились, стали единомышленниками». Уволившись в 1997 году из Вооруженных сил РФ в запас, Николай Савельевич исполнял обязанности директора Дирекции фестивалей и праздников Краевого творческого объединения культуры. Основное внимание в работе уделял системному подходу в подготовке и проведении фестивалей народного творчества и массовых праздников к знаменательным датам и юбилеям учреждений, предприятий, районов и городов. Несмотря на полное погружение в творческую работу, Скрипка плодотворно сотрудничал с отделом воспитательной работы Дальневосточного военного округа, Хабаровским краевым военным комиссариатом по проблемам патриотического воспитания допризывного и призывного контингентов, рядового и офицерского состава частей ДВО. А еще разрабатывал методические рекомендации по проблемам воспитания личного состава соединений и частей ДВО. Только за два года, с 2006-го по 2008-й, окружная газета «Суворовский натиск» опубликовала пять методических материалов в помощь армейским работникам воспитательных и культурно-досуговых структур, в которых были также сценарные разработки мероприятий к знаменательным датам в жизни страны, Вооруженных сил и войск ДВО. С изменением организационно-штатной структуры КТО «Культура» и образованием Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры в 1999 году Николая Савельевича назначили на должность художественного руководителя центра народного творчества и досуговой деятельности КНОТОК. Он продолжил нарабатывать практический опыт в подготовке и проведении театрализованных представлений на воде, шествий, концертов и митингов-реквиемов, спортивно-художественных представлений и пиротехнических шоу. В это время Н. С. Скрипка сам активно использовал и внедрял в деятельность учреждений культуры новые приемы в использовании материалов художественных и документальных кинофильмов, других художественно-выразительных и технических средств при проведении массовых праздников. «Еще нас объединяло то, что моей душой, так же как и душой Николая Савельевича с детства овладел праздник. Мы соединяли свои буйные фантазии, создавая не только официально проводимые события, но и праздничные вечера коллектива в неформальной обстановке: писали смешные сценарии, наряжались, входя в образ... Часто выходило удачно и радовало наших коллег. Николай Савельевич любил пошутить, спеть, сыграть на баяне. Мне нравилась его увлеченность театрализацией, а также поэтический стиль сценариев. Обладая литературным и поэтическим даром, всегда глубоко и всесторонне изучая тему предстоящего события, он вживался в материал, делая его своим, и тем самым постоянно поднимал планку собственных знаний, оттачивал мастерство сценариста, улавливая тонкие нюансы человеческого бытия, ибо делал все это для людей и ради того, чтобы они жили лучше...» Из предисловия методического пособия Н. С. Скрипки для режиссеров массовых представлений и праздников «Художественное слово в праздничном представлении» (2012): «За время работы в КГАУК „КНОТОК“ мною подготовлено и осуществлено более сотни проектов регионального, краевого, городского и корпоративного уровней. Самыми значимыми из них с точки зрения накопленного опыта и реализации творческого потенциала являются: театрализованное представление на р. Уссури „Песнь о любимом городе“, посвященное 60-летию г. Лесозаводска (1998); митинг-реквием „Навечно в памяти народной“, посвященный открытию памятника воинам-афганцам „Черный тюльпан“ (1999); художественно-спортивное представление, посвященное открытию стадиона „Локомотив“» (2007); театрализованный тематический концерт «Россия начиналась не с меча», посвященный Дню защитника Отечества (2006); театрализованный концерт «На рубеже России дальней», посвященный дню рождения Хабаровского края и 200-летию графа Н. Н. Муравьева-Амурского (2009); театрализованное представление в СЗК «Платинум Арена» «Мы победили вместе» к 65-й годовщине Великой Победы (2010), краевой фестиваль патриотической песни «Надежда», посвященный Дню России (2012, г. Комсомольск-на-Амуре)«. Николай Савельевич всегда стремился к совершенству. Поэтому активно привлекал к постановкам профессиональных чтецов, артистов и дикторов — заслуженную артистку РФ И. В. Никифорову, преподавателей кафедры сценической речи ХГИИК заслуженного артиста РФ В. В. Янушевича и Н. А. Цабе-Рябую, заслуженных артистов РФ А. Е. Жарова, Е. И. Путивца, Т. М. Гоголькову и других. Участие таких мастеров слова придавало оригинальность, особую проникновенность, усиливало эмоциональный накал и создавало высокохудожественное произведение в целом. Нонна Александровна Цабе-Рябая: «Работа с Николаем Савельевичем как с режиссером доставляла истинное наслаждение! Мне посчастливилось, я не раз приглашалась в качестве ведущей его программ. Требовательный и в то же время обладающий уникальным даром человек, он доверял каждому, кто с ним сотрудничал. На творческой площадке никогда не возникало суеты и нервозности, даже в моменты, когда вдруг отказывала техника или происходило что-то непредвиденное. По своему творческому почерку Николай Савельевич был режиссером-постановщиком. Увлеченность и беспокойство души — два главных качества, которые утверждали его как художника. Он четко видел образ театрализованного спектакля, умел найти и сформировать творческий коллектив, способный подхватить и воплотить его замысел. Одной из таких работ стало незабываемое празднование Дня Победы в Лесозаводске. Все литературные тексты для программ, которые довелось озвучивать мне, написал Николай Савельевич. Его владение поэтическим словом удивляло и вдохновляло...» Из воспоминаний Николая Савельевича Скрипки «Первый опыт стихосложения я приобрел на уроках русской литературы в 7–8-м классах Привольненской средней школы при подготовке школьных праздников. В это же время опубликовано первое стихотворение «Весна» на украинском языке в республиканской молодежной газете «Прапор юности». После поступления в металлургический институт в 1964 году и в течение всего времени учебы являлся постоянным участником вузовской команды КВН в качестве автора стихотворных экспромтов на заданные темы. Студенческие стихи печатал в институтской многотиражке «Пламя». Во время службы в Вооруженных силах продолжал писать стихи для друзей. Несколько удачных эпиграмм и пародий на армейские порядки стали поводом для задержания на шесть месяцев представления к очередному воинскому званию. В протоколе заседания аттестационной комиссии подчеркивалось, что «...лейтенант Скрипка хороший офицер, однако имеет один существенный недостаток — пишет стихи...» Н. С. Скрипка писал тексты для корпоративных гимнов, маршей, песен. Положенные на музыку хабаровских композиторов, они звучат во время торжественных и юбилейных вечеров: «Марш хабаровских спортсменов» (2006), гимны «Мы зажигаем звезды на Земле» (ОАО «Дальэлектромонтаж», 2003), «Энергии надежный проводник» (ОАО «Амурский кабельный завод», 2006), «Источник жизни нашей» (МУП «Водоканал», 2007), «Первенец прогресса» (ОАО «Дальэнергомаш», 2008), «Закон, правопорядок, долг и честь» (Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2011), песни «Мой Хабаровск» (2003), «Ты — начало всех начал» (2010) и многие другие. Человек с активной гражданской позицией, он долгие годы плодотворно сотрудничал с Хабаровским краевым отделением Всероссийской общественной организации «Союз ветеранов Афганистана», краевым историко-просветительским движением «Мемориал». Он был единственным режиссером, который ставил и проводил мероприятия, посвященные самым сложным историческим событиям нашей страны — концерты-реквиемы, митинги, посвященные дням памяти жертв политических репрессий, узников фашистских концлагерей. Н. С. Скрипка с огромной ответственностью и вниманием относился к использованию исторических фактов при подготовке сценариев концертных программ и других массовых праздников. Он умел очень четко и тонко переосмысливать и обрабатывать документальный материал посредством художественного слова, находил неординарные подходы к воплощению авторской идеи. В помощь режиссерам массовых праздников, постановщикам концертных программ он подготовил методические сборники «Этот день мы приближали, как могли» (2011) и «Художественное слово в массовых представлениях» (2012). В них сценарии, стихотворения, рекомендации, вызывающие неизменный интерес у специалистов края. Он всегда точно знал, что хочет сказать зрителю, и вел к этой цели постановочную группу. Его кредо было «...творить, идти вперед, дерзать... и удивлять...». Очень любил масштабные сцены, поэтический театр, музыкальные сюиты. Его наблюдательность, большой жизненный опыт, умение анализировать помогали тонко чувствовать аудиторию. Многолетнее творческое сотрудничество связывало Н. С. Скрипку с образцовым театром песни Центра детского творчества «Гармония», образцовым ансамблем народного танца «Радость», народным коллективом «Арт-группа «Next emercom», ансамблем бального танца «Амурские ритмы», образцовым детским балетом «Грация», концертным ансамблем Хабаровской краевой филармонии «Дальний Восток» и другими. Обладая творческой смелостью, Скрипка нередко привлекал к постановкам малоизвестные самодеятельные коллективы, молодых артистов и исполнителей, которые обладали большим творческим потенциалом. Среди них Павел Гах, Антон Бычковский, Илья Ткач, Олеся и Екатерина Шитиковы, Валентин Кравчук, Александр Молчанов, Михаил Шулаев, Алексей Ермаков, Михаил Тулупов... Человек творческий, дисциплинированный и очень работоспособный, он всегда стремился к максимально качественному результату и того же требовал от специалистов постановочных групп. Даже после ночной работы над сценарием Николай Савельевич приходил на репетиции вовремя. Был веселым и чутким, всегда готовым прийти на помощь. Его последнее мероприятие — краевой концерт-реквием, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества «Мы за Оте- Александра КОРТЕЛЕВА Николай Савельевич СКРИПКА (1946–2015) родился в с. Привольном Солонянского района Днепропетровской области Украинской ССР. Окончил Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени металлургический институт (1969), Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (1983), Академию общественных наук при ЦК КПСС (1991). Из 44 лет общего трудового стажа отрасли культуры он отдал 24 года. У Н. С. Скрипки много наград — орден «Знак Почета», медаль «За отличие в воинской службе» II степени, медали Министерства обороны СССР и РФ, почетная грамота Министерства культуры РФ, почетная грамота Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры, почетные грамоты губернатора Хабаровского края, памятный знак губернатора Хабаровского края «150 лет Айгунского договора. За заслуги», памятный знак правительства Хабаровского края «За особые заслуги в области культуры». Он дипломант второй степени всероссийского конкурса сценаристов Вооруженных сил и других силовых структур «Золотой сокол» (2008), дипломант всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс» в номинации «Лучший патриотический праздник» (2011). В 2014 году за плодотворный труд и большой личный вклад в развитие культуры Хабаровского края были подготовлены и направлены в Министерство культуры РФ документы на присвоение Скрипке Н. С. почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Николай СКРИПКА Мои палестины В этот мир пришел крестьянским сыном, А когда от отчего порога, — Говорила мама мне: «Сыночек, Я запомнил, мам, что ты сказала, — И пошел я странствовать по свету — Отчий дом нежданно стал чужбиной, — И, служа Отечеству примерно, Невозможно стать в ряды элиты Успокоюсь, видимо, тогда я, И тогда уйду я в палестины, Где тоскливо бьется синий вечер 2004 |
|||
|