«Архетипы» в хабаровске, или Как «Митьки» окно в Азию открыли

«...Сейчас многие считают, что счастье в деньгах. Если Библию почитать, то и там поклонялись золотому тельцу, но ведь и тогда все переменилось. Нет, для меня счастье не прибыль, для меня счастье — это кому-то помочь, посоветовать. Счастье — написать хорошую картину. Порадовать друзей, близких, просто людей. Все от нас зависит, от нас самих, а не от начальства. Если все начнут поклоняться золотому тельцу, то все, России конец. А пока не все поклоняются — пока не конец».

Из интервью с Дмитрием Шагиным «Митек — художник жизни» (аналитический еженедельник «Дело»)

В 2003 году в Дальневосточном художественном музее состоялась выставка «Архетипы», представленная творческим движением «Митьки» из Санкт-Петербурга.

Слева направо: в первом ряду А. Филиппов, В. Яшке; во втором ряду О. Флоренская, А. Флоренский, В. Шинкарев, Д. Шагин; в третьем ряду М. Сапего, В. Тихомиров, В. ГолубевИдея этого передвижнического проекта возникла еще в 1996 году, хотя, собственно, передвижнической деятельностью художники активно занимались с конца 1980-х. Теперь «Архетипы» (всего 42 картины) путешествуют по российским городам: Архангельск, Новосибирск, Екатеринбург, Волгоград, Калининград, Кемерово, Курск, Тверь.

 А. Филиппов. «На Фонтанке»Хабаровскому зрителю удалось встретиться с легендарной группой лишь через двадцать лет после официального провозглашения движения «Митьков». Хотя, по словам сотрудников Дальневосточного художественного музея, наш дальний регион с городом на Неве практически всегда связывали прочные нити. Во-первых, когда семь десятилетий назад формировалась музейная коллекция, первые профессиональные работы поступали именно из Государственного Русского музея и Эрмитажа. Во-вторых, уже в 60–70-е годы усилиями хабаровских музейщиков формировалась коллекция питерского андеграунда, и сегодня в собрании Дальневосточного художественного музея она занимает значительное место. И, в-третьих, как отмечают искусствоведы, формирование дальневосточной художественной школы происходило под непосредственным влиянием Санкт-Петербурга.

И. Васильева. «Грибы заготавливаю»«Архетипы» в Хабаровске состоялись благодаря поддержке министерства культуры края и Внешторгбанка. На этой выставке собраны практически все участники творческого движения «Митьки» и представлены все его поколения, за исключением Рихарда Васми (1929 — 1998), Владимира Шагина (1932 — 1999), Шолома Шварца (1929 — 1995), а также еще нескольких художников, которые не участвовали в дальневосточном проекте в силу ряда причин.

А. Кузнецов. «Зима. Похороны»По словам идеолога «Митьков», художника и писателя Владимира Шинкарева, название «Архетипы», строго говоря, должно означать использование древнейших и всеобщих тем и образов, находящих свое выражение в мифологии. Картины представляют собой наиболее «доходчивые» воплощения темы, типичной для каждого художника, в большинстве случаев объясняемой одним словом или фразой: «героизм», «городская романтика», «одиночество».

О. Флоренская.  «Герои русской авиации. Валерий Чкалов»В митьковских работах все чувства настоящие — радость так радость, печаль так печаль. И типажи не выдуманные, живые, будь-то Валерий Чкалов, Зинаида Морковкина или просто грибник. «Митьки» уверены, что в нашу эпоху необычайно важны светлые и гуманистические архетипы. Они-то и вдохновляют художников.

В Хабаровск на открытие выставки приехали представители митьковского братства Андрей Филиппов, Алексей Митин и Ирина Васильева. Вопреки ожиданиям журналистов художники не стали облачаться в знаменитые тельняшки-символы, но все остальное было вполне по-митьковски: весело и дружелюбно. Практически к часу открытия «Архетипов» из Питера пришла телеграмма от «Митьков». Всего три слова: «Рады, завидуем, поздравляем».

На пресс-конференции Андрей Филиппов заметил, что Хабаровск и Питер связывает еще одна важная вещь (кроме перечисленных выше. — Прим. автора). Санкт-Петербург, как известно, — окно в Европу, а Хабаровск — тоже окно, только в Азию.

«Митьки»: из истории движения

И. Сотников. «Первый снег»Провозглашено в сентябре 1985 года. Название движения происходит от имени его лидера Дмитрия (Мити) Шагина.

Шагин Дмитрий Владимирович родился в 1957 году в Ленинграде, окончил СХШ при Академии художеств. Участвует в выставках неофициальных художников с 1976 года. Занимается живописью, графикой, литературой, фотографией, музыкальными проектами. Работы Дмитрия Шагина находятся в собраниях Государственного Русского музея, Архангельского художественного музея, Новосибирского художественного музея и других музеев России, а также Музея современного искусства Н. Доджа (США).

Идеолог «Митьков» — Владимир Шинкарев.

Шинкарев Владимир Николаевич родился в 1954 году в Ленинграде, окончил геологический факультет ЛГУ. Участвует в выставках неофициальных художников с 1978 года. Занимается живописью, графикой, литературой. Известный писатель, автор классики русской карнавальной прозы «Митьки» и др. Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея и Музея Виктории и Альберта (Лондон).

Политбюро группы — Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарев, Александр Флоренский.

 В. Тихомиров. «Деревенский погост»Эстетические корни «митьковской» культуры — в творчестве художников «круга Арефьева» (немногочисленная общность художников послевоенного времени, куда входили В. Шагин и Н. Жилина (родители Дмитрия Шагина), Р. Васми, О. Фронтинский, В. Громов, называвшие себя еще «Орденом нищенствующих живописцев или «первым подпольем»), а также в поэзии Роальда Мандельштама.

Любимый художник — Сезанн.

А. Флоренский. «Грибники»Основные живописные тенденции — наивная и искренняя романтика в сочетании с христианской тенденцией (без спекуляций и дурного вкуса), стремление к упрощению рисунка и лубочной простоте, приверженность к малым форматам и консервативной живописной технике. Активно экспериментируют с жанрами (обновляют традиционные и создают новые).

Творческое кредо — возрождение свободной живописной манеры, интереса к цвету и фактуре, возрождение урбанистического мышления, непосредственности, искренности.

Сферы творчества — живопись, поэзия, проза, прикладное искусство.

Идеология (принципы) — любовь к жизни и умение увидеть красоту в обыденном, человечность. «Митьки» никого не хотят победить.

Главный лозунг — «Нести радость людям».

Жизненное кредо — «Мудрецы всегда жили проще и скуднее, чем бедняки» (Генри Дэвид Торо).

Елена СОЛНЦЕВА