Михаил Старостин. Философия пути

Безмолвие. Б.,акв., гуашь, 54х72, 1991Своеобразное перекрещивание национальных традиций и опыта мирового искусства, попытка осмыслить их взаимосвязь прослеживается в произведениях Михаила Старостина, работающего в живописи и графике. Первая персональная выставка, состоявшаяся в 1992 году в Якутске, открыла художника с самобытным творческим мышлением, ярко выраженной индивидуальностью.

В творчестве Старостина переосмысливаются, параллельно сосуществуют разные стилистические системы: абстракционизм, экспрессионизм, примитивизм, реализм... В них ярко и сильно проступает этническая психология — тяга к глобальному, высокому смыслу и склонность к обобщению окружающего мира, который представляется космическим домом-вселенной.

Подсознательная связь с родной землей, временем и историческим прошлым пронизывает многие произведения, сюжеты которых связаны с темой добра и зла, пути и кочевников, встреч и расставаний.

Летний вечер. Х.м., 100х80, 1998Старостин — художник, тяготеющий к сложным ассоциативным ходам мышления. Он создал определенный тип экспрессионистического мироощущения, причастности к всеобщей игре природных сил, самопроявлению созидательных жизненных начал. Его интересует сплав прошлого и настоящего, вечного и вневременного. В произведениях существует некий избранный круг персонажей и предметов, образующий своеобразные родовые знаки — шаман, путники, женщина с чайником, рыбак, бык, лошадь, гнездо...("Рыбак с Желтого озера«, «Танец»). Образ человека в них представлен как органически почвенное, духовное. Старостин выработал свой язык, отличающийся обобщенностью решения, ясной тенденцией к сконденсированным формам выразительности, отсутствием выраженного объема, светотени, второстепенных деталей и предметов. Художник творит собственный мир, где видна и притягательна передача эмоциональной атмосферы. Метод цикличности создает образы-типы, в которых концентрируются наиболее стойкие черты национального характера, и приобретает внутренний смысл как метафора непрерывности жизни.

Проводы (фрагмент). Х.м., 92х120, 1996В живописи Старостина прослеживается вторая линия — социальная трагедия как импульс для творчества («Святая простота», «Ожидание дождя»). Вереницы людей — растерянные путники, простодушные старики, несущие хворост к горящему костру, слепые, проходящие в незрячем устремлении вперед — в никуда, — воспринимаются как знак саморазрушения общества. В этих полотнах есть напряженность и драматизм. Они проявляются в сочетании тревожной интенсивности цветовых пятен-доминант и общей мрачноватой гаммы колорита, характерности персонажей, их движений и резкой изломанности фигур.

Рыбак. Офорт, 25,5х32, 1996Графика Старостина — явление многозначное. Оно одаривает зрителя художественным наслаждением и помогает понять особенности творчества. Первые шаги Михаила в искусстве связаны с работой в области плаката. Остро современен пластический строй плаката к спектаклю «Великий Кудангса». Мощный силовой заряд исходит от одинокой фигуры мятежника на коне-качалке — символе вечного круговорота жизни. Теплый золотистый колорит, эмоциональность образной структуры, строгость композиции созвучны усложненному психологизму философского творения П. Ойунского. Изыскан выставочный плакат «Искусство народов Арктики», изображающий художника, традиционные занятия, быт северян. Плакаты выполнены в смешанной технике. Особое значение придается сделанности, шероховатости поверхности, когда краски, образуя еле заметные наплывы, соединяются друг с другом и дают новое цветовое и фактурное качество.

1991 — 1993 годы — время активных поисков, проб и обретений. Художник придумывает авторскую смешанную технику, в его графике появляется цветность. Композиции «Всадник на закате дня», «Бронзовый век» созданы в русле абстрактного экспрессионизма. Они обращены к поискам изначального во времени, всплескам глубинных порывов души, перед которыми отступает конкретный образ. Спонтанный нервный ритм, импульсивная подвижная гармония насыщенных цветовых контрастных пятен звучат завораживающе, сливаются в единый мощный аккорд, подчеркивая величественное ощущение бесконечности мира.

Сюжет листа «Безмолвие» прост: одинокий путник, отдыхающий темной ночью в долгой дороге.

Гость. Офорт, акватинта, 29,3х40, 2000Художник помещает фигуру странника у края листа на фоне темного неба, сливающегося с ослепительно белой землей. Здесь четко читается ассоциативный ход замысла о вечности мироздания и о человеке как части природы.

Серия «Год Большого наводнения» выполнена на грани абстрактного и предметного. К созданию произведений, по признанию автора, подтолкнули У. Фолкнер и воспоминания детства о «большой воде» в Крест-Хальджае. Серия состоит из двух листов — «Беженцы» и «Жертвоприношение», где изображены испуганные уходящие люди и они же, приносящие в знак благодарности и спасения в жертву последнее свое добро — быка. Работы изображают метафорический смысл испытания и искупления, через которые проходит человек на своем земном пути. Хрупкая, прерывающаяся светозарность колорита, нервная линейность ритмизации композиции, деформация фигур ведут к повышенной эмоциональности образов.

Старушка Тебенэкээн. Офорт, сухая игла, 15,9х12,6, 1989Офорты 1994— 1997 гг. выполнены в жанре философской притчи. Они образуют мини-серию: «Охотники» — «Гнездо» — «Прыжок» — «Рыбак» — «Спешащий». На листах изображен один и тот же персонаж: человек с поклажей, гнездо, птица, срубленное дерево и т. д. — все, что необходимо в дороге. «Северный человек самодостаточен: суровый климат заставляет его иметь все при себе», — объясняет автор. Этот метод цикличности, характерный для творчества графика, образуя цепь сложных символов, ассоциаций, создает образ-тип, в котором концентрируются наиболее устойчивые черты национального характера — его близость к природе, космосу. Сюжеты произведений просты: два охотника, идущие на промысел, связаны друг с другом... Человек вылетает из разрушающегося родового гнезда, оставляет свой дом, Отечество... Он пытается оторваться от земли, прыгнуть в иные измерения, цивилизации... Многозначен лист, где изображен рыбак, несущий на себе не только весь нехитрый рыбацкий скарб и мечту о Рыбе, но и само озеро. Художник ненавязчиво переводит эти мотивы в план бытия, философских раздумий о пути человека в цивилизацию, о корнях, единстве с природой, с миром — в целом о стремлении человека обрести свою дорогу к Истине, Красоте, Добру. Притчевая форма офортов, ее философичность выступают в трактовке едва намеченного, вневременного пространства. Сама техника позволяет передать тончайшие движения руки автора, прорисованность, завершенность каждого элемента, легкость и плотность штриха.

Искусство Михаила Старостина динамично. Он постоянно в поиске, движении. Живое, активное отношение художника к жизни, творчеству открывает новые горизонты.

Галина НЕУСТРОЕВА,
искусствовед (Якутск)


Михаил СтаростинСтаростин Михаил Гаврильевич

Родился в январе 1959 года в поселке Хандыга Томпонского улуса. В 1977 году окончил Якутское художественное училище у Ю. И. Вотякова, в 1990 — факультет промышленной графики Красноярского государственного художественного института, где учился у С. С. Ливак, М. Ф. Гладунова, С. П. Куликовой. С 1990-го по 2000-й работал старшим художественным редактором Национального книжного издательства «Бичик», с 2000-го — преподаватель Арктического государственного института культуры и искусства. Член Союза художников РФ с 1991 года.

Произведения М. Старостина находятся в собрании Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), в частных коллекциях во многих странах мира.