Жизнь и творчество

Когда я в ноябре 1986 года пришла работать в Хабаровский краевой научно-методический центр (КНМЦ) народного творчества и культурно-просветительной работы, я плохо представляла себе, что это за учреждение. Но от одной из выпускниц нашего владивостокского института слышала, что это что-то интересное. Поэтому узнав, что есть возможность попасть в КНМЦ, обрадовалась. Меня приняли на работу в отдел народного творчества.

Лидия Константиновна Хабарова«Боевым крещением» стало участие в торжественном открытии только что построенного тогда в Хабаровске крытого Центрального рынка. Праздничную программу по этому поводу готовил наш научно-методический центр. Я должна была рано утром собрать по городу самодеятельных артистов, посадить в автобус, привезти на место выступления. Помню, была очень горда сопричастностью к важному для нашего города событию.

Матвей Павлович ЖуравлевСпециалисты краевого научно-методического центра занимались развитием народного творчества, художественной самодеятельности, организацией праздников и торжественных мероприятий. Кроме того, была еще масса статистической работы, сбор и анализ материалов, написание справок и т. д. В структуре КНМЦ существовал методический кабинет с собственным книжным и журнальным фондом, нотным материалом и грампластинками. Сотрудники методкабинета осуществляли комплектование домов культуры и клубов края специальной литературой и материалами собственного издания, а также вели обмен ими с коллегами из других регионов страны. Каждый год, в январе, все заведующие отделами культуры из районов приезжали на отчет в управление культуры Хабаровского крайисполкома. Сдав отчеты, они обязательно приходили в КНМЦ — к специалистам по тому или иному направлению. В отделе культпросветработы были сотрудники, которые ведали организацией дискотек и агитбригад, занимались патриотическим воспитанием и даже какое-то время антирелигиозной пропагандой и борьбой с пьянством. Тогда все учреждения культуры обязаны были работать в соответствии с идеологической линией КПСС.

Геннадий Григорьевич ОрловМеня поражало, как люди, приехавшие из районов, общались с сотрудниками нашего отдела народного творчества, какие у них теплые отношения и насколько специалисты КНМЦ проникались тем, что происходило в крае. Культработники рассказывали им о своих творческих удачах или проблемах. И чувствовалось, как они заряжаются друг от друга мощной энергией. Я поняла, что мы работаем с очень интересными людьми — такие горящие глаза у всех были, так они любили свое дело. К примеру, организовал человек небольшой ансамбль народных инструментов, где чуть ли не на ложках и кастрюлях играют, но уверен, что делает великое дело. И наши специалисты этого энтузиаста поддерживали. Ведь часто великие дела начинаются с малых.

Самодеятельное творчество развивалось по нескольким направлениям — народное и академическое хоровое пение, танцевальное, театральное, декоративно-прикладное. Начальником отдела народного творчества была Лидия Константиновна Хабарова. Очень помогал мне, особенно на первых порах, один из специалистов отдела Геннадий Григорьевич Орлов. Я считаю его своим наставником. Он спокойно и ненавязчиво ввел меня в круг моих обязанностей, познакомил с потрясающими творческими личностями. Начались поездки по краю, знакомства с людьми. Геннадий Григорьевич сотрудничал с музыкальной редакцией Хабаровского краевого радио, из многочисленных командировок привозил магнитофонные записи своих бесед с самодеятельными музыкантами, их выступлений. И меня к этому делу приобщил. Я тоже стала внештатным корреспондентом радиокомитета. Это была хорошая форма пропаганды народного творчества.

Одно из самых сильных впечатлений первого года моей работы в КНМЦ — краевой этап Всесоюзного фестиваля народного творчества. На него собрались очень интересные творческие коллективы. Из Комсомольска-на-Амуре приехали сразу три духовых оркестра. И в Хабаровске тогда были замечательные оркестры — авиаторов, общества слепых, детские. А сколько певческих коллективов! Каждый завод имел Дом культуры, и везде яркие, мощные хоры. Правда, КНМЦ не курировал заводские и другие ведомственные ДК и клубы, это была епархия межсоюзного Дома самодеятельного творчества профсоюзов. А мы в основном занимались развитием творческих коллективов сел и небольших городов типа Вяземского или Николаевска-на-Амуре.

Ансамбль народной музыки и песни «Рождество»Хочется вспомнить настоящих подвижников культуры — талантливых и энергичных руководителей творческих коллективов. Александр Матвеевич Мершиев руководил хором в селе Березовка, был замечательным гармонистом, писал песни. И сейчас многие хоровые коллективы поют его песни. До сих пор работает в Вяземском районе Константин Федорович Якомаскин. У него был хор в Дормидонтовке. Небольшой, но очень активный, интересный. Потом по семейным обстоятельствам Константин Федорович перебрался в село Забайкальское, создал там казачий хор. Он тоже пишет песни. На весь Дальний Восток, и не только, гремела слава существовавшего на базе КНМЦ ансамбля бального танца «Амурские ритмы» под руководством Марины Матвеевны Деминой. Талантливый хореограф и деятельный человек, она ездила по краю, собирала материалы о танцевальном искусстве коренных народов и создавала на этой основе современные бальные танцы. Ансамбль часто выезжал на всесоюзные конкурсы, одним из первых поехал за границу, как только приподнялся железный занавес. Любимцем хабаровчан, особенно молодых, был Матвей Павлович Журавлев. Он сам и ансамбль народных инструментов, которым он руководил, часто выступали на различных сценических площадках края, да и просто в парках и других местах отдыха хабаровчан. Еще одна яркая личность — Владимир Тимофеевич Солохин, создатель и руководитель ансамбля гармонистов «Лингва». Он был большим пропагандистом этого инструмента, как и Геннадий Григорьевич Орлов, который выискивал, порой в настоящих медвежьих углах, талантливых гармонистов, рассказывал о них в радиопередачах, вытаскивал их на смотры художественной самодеятельности. Геннадий Григорьевич был просто влюблен в этих людей. И во многом благодаря его подвижнической работе на базе Дворца культуры Хабаровского судостроительного завода Анатолий Александрович Заверюхин решил организовать клуб «Играй, гармонь хабаровская». Это содружество гармонистов Хабаровского края существует до сих пор и носит имя Анатолия Заверюхина. Но вклад Геннадия Григорьевича Орлова в создание этого сообщества тоже очень большой.

Когда я пришла на работу в КНМЦ, в стране началась перестройка. Если до этого на государственно-партийном уровне все делалось для повышения массовости самодеятельного творчества — людей на производстве за это всячески поощряли, а детей так просто загоняли в школьные хоры, то в конце 1980-х специальным постановлением запретили отпускать людей с работы для участия в мероприятиях, связанных с художественной самодеятельностью. Концерты, смотры и фестивали можно было проводить только в выходные дни. И все же наши творческие коллективы как-то ухитрялись даже выезжать за пределы края. При КНМЦ существовал ансамбль «Ладушки», которым руководил Владимир Сиденко. В его составе были Николай Анатольевич Малышкин, который сейчас является музыкальным руководителем ансамбля «Рождество», братья Евгений и Роман Лупатовы, Сергей Нестеров. Они и на Грушинский фестиваль ездили, и в Днях славянской культуры на ВДНХ, и в программе всероссийского телевидения «Шире круг» участвовали. Показали себя там очень хорошо и тем снискали славу Хабаровскому краю.

В 1990 году я сопровождала в поездке на всероссийский конкурс, который проходил в Омске, ансамбль народной песни «Камышинка» из села Камышовка Смидовичского района и хор из Комсомольска-на-Амуре под руководством А. Дрейлинга. Александр Дрейлинг — легендарный человек, настоящий мастер. Члены жюри в Омске были в полном восторге от наших коллективов, наградив их дипломами первой степени. А Дрейлинга признали лучшим хормейстером России.

В 1990-е годы, когда все в стране стало рушиться, и то, что прежде представлялось незыблемым, оказалось шатким и ненадежным, нужно было найти что-то устойчивое, на что можно опереться и двигаться дальше. Мы выбрали одним из главных направлений возрождение и сохранение народных традиций. Уже тогда в КНМЦ имелись большие наработки по традиционной культуре коренных народов края, в Хабаровске организовывались дальневосточные фестивали творчества коренных народов с участием Камчатки, Чукотки, Сахалина, из Приморского края, ЕАО. Большая группа представителей национальных песенных и танцевальных коллективов нашего края объехала пять европейских стран, с успехом представив самобытное искусство коренных народов Приамурья.

Но, к сожалению, традиционное русское творческое наследие оставалось как бы на втором плане. Поэтому было решено создать в КНМЦ Славянский центр, у истоков которого стояли Ирина Арсеньевна Тарасова, Татьяна Ивановна Епанчинцева и Людмила Ивановна Ошуркова. Они много сделали для изучения и возрождения русских традиций. А точнее, внедряли их в жизнь, поскольку мало кто из обживавших наши края переселенцев из западных и центральных регионов страны сохранял древние народные обычаи, впрочем, и культурная политика советского государства это не поощряла. Нам приходилось, по сути, воскрешать из небытия и возвращать людям замечательные славянские традиции. И это было актуально, поскольку организовывать грандиозные конкурсы и фестивали в начале 1990-х годов мы уже не могли — не было средств, люди месяцами зарплату не получали. Поэтому решили проводить народные праздники в селах.

Ансамбль «Вьюнок» гимназии № 3. Краевая творческая смена «Славянский дом». 1996Как у члена Славянского центра у меня была задача — создать группу детей, которые бы внедряли русские народные традиции в среду своих сверстников. Мы с Николаем Анатольевичем Малышкиным пришли в обыкновенный класс хабаровской школы № 11 и вместе с учителем-подвижником Галиной Федоровной Павлющенко начали эту работу с первоклассниками. Первоначально не ставили цель создать ансамбль, просто хотели познакомить маленьких детей с народными традициями. Но в итоге родился ансамбль «Рождество». А немногим раньше в Хабаровске появились замечательные народные ансамбли «Веселка» и «Млада», на которые мы равнялись. Наверное, появлением этих коллективов мы были обязаны, прежде всего, времени.

И что еще интересно: на эти тяжелейшие годы приходится создание двух специализированных творческих смен в загородных оздоровительных лагерях: «Дети Амура. Жизнь и творчество» и «Славянский дом». Они до сих пор существуют. Через них прошло множество детских коллективов, и становление многих из них состоялось именно в «Славянском доме». Там они друг с другом общаются, соревнуются, обмениваются опытом, становятся участниками мастер-классов.

В 1992 году произошла реорганиза-
ция — ликвидируется КНМЦ и создается краевое творческое объединение «Культура». В его состав вошли дирекция по организации праздников и фестивалей и отдел по разработке и реализации программ, из которого позднее вырос мощный научно-аналитический центр. Кстати, первую большую программу по развитию культуры в Хабаровском крае тоже разрабатывал наш отдел. Наши специалисты начали создавать новые программы. К примеру, у меня были такие — «Школа народной культуры» и «Творческая смена «Славянский дом». А потом еще и особая смена «Юный дальневосточник». Право участия в ней получали победители творческих смен «Славянский дом» и «Дети Амура». Тогда ведь в обществе началось резкое расслоение на богатых и бедных. Мы подумали: почему наши ребятишки из обыкновенных, малоимущих семей должны только слушать рассказы своих сверстников о заграничных путешествиях с состоятельными родителями? Почему не дать возможность этим талантливым детям съездить в Китай, показать там свое искусство, соприкоснуться с культурой соседнего народа, отдохнуть, покупаться в море? Да плюс еще лучше узнать историю собственного государства — в программу «Юный дальневосточник» включено посещение бывшей русской крепости Порт-Артур и памятника советским воинам-освободителям северного Китая от японских захватчиков.

Группа участников творческой смены «Славянский дом». Коллективы из Хабаровска и села Богородского. На пограничной заставе района Лазо. 1996Еще была замечательная программа «Андана». Летом 1995 года детские творческие коллективы коренных народов отправились на теплоходе по Амуру до Николаевска и обратно — с заходом в села, с концертами, выставками декоративно-прикладного творчества, мастер-классами. К сожалению, эта программа, как и некоторые другие, сегодня не существует. Главная причина в том, что не нашлось финансовой поддержки.

В 1999 году КТО «Культура» преобразуется в Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры (КНОТОК), и в нем появился уже не отдел, а центр народного творчества, досуговой деятельности и общественно-культурных связей, который я возглавила. Началось возрождение жанров народного творчества. В это время уже не было межсоюзного Дома самодеятельного творчества профсоюзов и музыкального общества, с которыми мы раньше работали в тесном взаимодействии. Мы стали заниматься сохранением и развитием творческих коллективов, без учета ведомственной принадлежности учреждений культуры, на базе которых они работали. КНОТОК становится мощным средоточием всей культурной жизни Хабаровского края.

Главные задачи Дома народного творчества, преемника Центра народного творчества, остаются прежними — сохранение и развитие народной культуры. В поле зрения наших специалистов песенное, театральное, танцевальное, декоративно-прикладное самодеятельное искусство. Одно из важнейших направлений — работа с народами, населяющими Хабаровский край, сохранение и развитие их традиций. Этому посвящены дни национальных культур, традиционные народные праздники и фестивали, где показывают свою культуру евреи, немцы, украинцы, татары, многие другие диаспоры. Взаимодействие с национально-культурными объединениями началось еще с 1990-х годов, когда к нам пришла Елена Карасева, руководитель хора общества украинской культуры «Зеленый клин». Потом наши специалисты Валерий Яковлевич Лебединский и Раиса Георгиевна Байкова смогли объединить вокруг КТО «Культура» создававшиеся в Хабаровске один за другим национальные центры. Тогда родились дни национальной кухни, потом праздники национальной моды и кухни, потом большой фестиваль «Лики наследия». Стали организовываться советы, которые со временем переросли в Международную ассоциацию национальных культур Хабаровского края.

Иногда приходится слышать мнение, что самодеятельное творчество в нашей стране угасает, база подорвана, закрываются многие дома и дворцы культуры вслед за предприятиями, которым они принадлежали. Да и особой потребности в творческом самовыражении люди уже не испытывают, предпочитая самовыражаться виртуально — в социальных сетях. Но мне представляется, «время разбрасывать камни» закончилось, и мы видим, как возрождается материальная база, на которой зиждется народное творчество. А когда получаем заявки со всего края на наши фестивали или приходим на детский конкурс «Тру-ля-ля» и смотрим 130 концертных номеров, у меня не создается впечатление, что потребность в творческом самовыражении исчезает.

Город мастеров краевой творческой смены  «Славянский дом». 2014Казалось бы, какое-то время не было академических хоров. Но начали проводить фестиваль, и оказалось, что они есть. А сколько за последние годы в крае появилось новых и интересных танцевальных коллективов! Хореография на подъеме — как классика, так и современное направление. Мы проводим Международный фестиваль хореографического искусства стран АТР «Ритмы планеты», конкурс балетмейстеров-постановщиков, фестиваль классического танца «Блестящие дивертисменты». И в Комсомольске-на-Амуре тоже проходят прекрасные хореографические фестивали. Немного отстает народный танец, но я верю, что с приходом молодых талантливых специалистов, таких, например, как руководитель ансамбля «Родничок» Алексей Климов, и народный танец у нас поднимется. Вообще в КНОТОК работают молодые специалисты — хорошая смена.

А к самодеятельному творчеству люди всегда будут душой тянуться. К примеру, селах веками праздновалась Масленица — песни пели, хороводы устраивали, игры... Не было клубов, но находились заводилы. Потом этим стали заниматься профессионалы — работники культуры. Как будет дальше, трудно сказать, но творчество останется непременно. Потому что это заложено в человеке с рождения.

Варвара ДАНИЛОВА
Фото из архива КНОТОК