Прощание с Родиной

В 1971 году в казачьем журнале «Родимый край», который издавался во Франции, появился некролог: «21 октября 1970 года в Калистоге (США) неожиданно скончался В. С. Коренев, казак Амурского казачьего войска. Любители отечественной литературы знают его как автора недавно вышедшей книги „На родной реке“, посвященной великой дальневосточной реке Амуру, на берегах которой, в среде амурского казачества, он родился и вырос. Русская эмиграция знает его по большому числу его очерков и рассказов, помещавшихся в различных зарубежных газетах и журналах. Кончина его является большой потерей для всей зарубежной Руси».

Мне удалось получить из Сан-Франциско книгу этого совершенно неизвестного у нас автора. Открывает ее портрет графа Н. Н. Муравьева-Амурского, которому он посвятил самые проникновенные строки. Есть небольшая фотография и самого Коренева: открытая улыбка, очки, типичные черты интеллигента, сквозь которые чуть проглядывают и черты гурана — потомка забайкальских казаков.

К личности этого человека мой интерес не случайный: Василий Симонович Коренев был двоюродным братом моего деда. Я слышала о нем еще в детстве от матери. Впрочем, совсем немного: в 1920-е годы он ушел в эмиграцию, жил в Харбине, затем перебрался в США...

В последние годы имя Коренева мельком встречалось мне в нескольких публикациях о казачьей эмигрантской литературе. О нем кратко упоминали историк из Владивостока А. Хисамутдинов и исследователь казачьей культуры из Ростова К. Хохульников. «Велика по объему и богата именами проза казачьего зарубежья, — писал К. Н. Хохульников. — Более ста известных на сегодня авторов... Особо следует выделить имена донцов В. С. Крюкова и П. М. Аврамова, И. А. Родионова и П. А. Соколовой, Г. Н. Климова и М. П. Шишкина, кубанцев Д. Е. Скобцова-Кондратьева и И. Посохова... амурца В. С. Коренева и десятки других казаков». И все же творчество Коренева в России до сих пор практически неизвестно. Особенно грустно, что не знают его на Амуре, а между тем это был первый писатель-прозаик из среды амурского казачества.

«Да послужит мое слабое повествование памятником на утраченные могилы предков, первых пионеров и основоположников благополучия родного края», — писал Коренев в предисловии к своей книге. В числе пионеров Амурского края были и его предки.

Писатель вышел из старинного казачьего рода: по семейному преданию, род Кореневых шел от донских казаков, переселившихся в Сибирь, а затем в Забайкалье. Отсюда забайкальские казаки в годы первых муравьевских сплавов начали заселять и осваивать амурскую землю. Летом 1858 года переселенцы с Аргуни основали в Приамурье еще одну казачью станицу — Поярково. Среди тех, кто первым вышел тогда на пустынный амурский берег, был и Тимофей Коренев — дед Василия Симоновича (и мой прапрадед). Он и стал родоначальником большой семьи амурских казаков Кореневых, или, как говорила моя мать, «нашей кореневской родовы».

На Амуре Тимофей Коренев вырастил четырех сыновей: Филиппа, Симона (отец писателя), Ивана и Тимофея. Были они дружными, работящими, а потому быстро встали на ноги. Братья Кореневы завели свои мельницы, магазины, конный завод, поставляли муку на прииски Забайкалья и Амурской области. В их семье бережно хранились часы, которые подарил Т. Т. Кореневу наследник престола Николай Александрович во время своего проезда по Амуру в 1891 году. Известны Кореневы и как первооткрыватели Райчихинского месторождения угля.

«...Семья Кореневых на весь Амур славится своим гостеприимством, — писал в очерке „Путевые заметки“ талантливый поэт сотник Амурского конного полка Леонид Волков. — Эту замечательную казачью семью можно смело назвать семьей богатырей. Отец, 80-летний бодрый старик, и старуха мать пользуются среди своих сыновей и внуков неограниченным авторитетом и самой нежной любовью. Четверо сыновей, молодец к молодцу, кровь с молоком, саженного роста, деятельные, энергичные, держат в руках весь Поярковский округ. Младший сын, Иван Тимофеевич, который пригласил нас к себе, живет постоянно на мельнице, построенной на реке Завитой.

Как особая драгоценность, в семье хранится кабинетный портрет отца Иоанна Кронштадтского с собственноручной подписью, подаренный самим пастырем брату Ивана Тимофеевича — Тимофею Тимофеевичу, бывшему в год священной коронации (императора Николая Второго — Т. Г.) в Петербурге в числе депутатов от Амурского казачьего войска. Тимофей Тимофеевич К., нынешний поярковский станичный атаман, говел в Кронштадте, исповедовался и причащался у отца Иоанна Кронштадтского».

Иван Тимофеевич, у которого гостил известный казачий поэт, и сам был не чужд поэзии. С 1900 по 1903 год он был также атаманом станицы Поярково. Известны стихи, которые в эти годы он посвятил приамурскому генерал-губернатору Н. И. Гродекову. Гродеков, оставивший о себе самую добрую память среди амурских казаков, был близко знаком с семьей И. Т. Коренева, в 1902 году стал крестным его новорожденного сына Ивана. Уже после отъезда в Петербург он переписывался с Кореневыми, интересовался жизнью поярковских казаков и проявлял заботу о судьбе своего крестника. Стоит заметить, что судьба крестника генерал-губернатора сложилась так: :в 1920 году он ушел в эмиграцию, жил в Харбине и был известен как хороший музыкант.

У каждого из четырех сыновей основателя династии было по пять-семь детей, так что к началу двадцатого столетия род Кореневых стал разветвленным и многочисленным. Основатель династии Тимофей Коренев, как рассказывала мне мать, был неграмотным, не умел ни читать, ни писать. Но его сыновья уже имели библиотеки, любили книгу и дали своим детям хорошее образование. Среди третьего поколения амурских казаков Кореневых появились свои врачи, инженеры, юристы. Заметим и то, что из этой семьи вышло пять георгиевских кавалеров и пять станичных атаманов. Пятым стал сам писатель В. С. Коренев (правда, уже в Харбине).

Родился Василий Симонович в 1896 году в Поярково. В 1914 году он окончил Благовещенское реальное училище, в 1917-м — Московское землемерное училище, в 1920-м — Оренбургское юнкерское казачье училище. А дальше уже эмиграция...

Но до этого еще пройдут годы, а пока будущий писатель — просто «Васюха, малый лет десяти и гимназист первого класса» (так говорит он о себе на первых страницах книги). У него ясный пытливый ум, чуткая душа, отзывчивая на красоту природы, и неиссякаемая жажда познавать мир: «Идем в „кругосветку“ — дальний вояж вокруг нашего острова, что широко и далеко раскинулся против станицы. Ближние острова давно исследованы и нам хорошо знакомы, но там, далеко, в Чуприхе, другой берег острова и другие „страны“ — для нас тайна, и манят своей неизвестностью».

Книга Коренева необычна. В истории казачьей литературы это редкий пример, когда речь идет не о походах и сражениях, не о громкой казачьей славе, а о том, как тихо и незаметно, среди родных просторов, растет детская душа. Вся книга состоит из удивительно светлых рассказов о детстве писателя, а рос он заядлым таежником, знатоком и неутомимым исследователем своего края.

По ее страницам проходит яркие образы людей, что так или иначе оставили след в душе автора. Это старые бывалые казаки и казачки, мальчишки-сверстники и учителя, степенные мастеровые и искатели приключений, старатели, соседи китайцы и орочены... И все же главным героем книги остается Амур с его бесчисленными протоками, островами, своеобразной природой, яркость красок которой писатель сравнивал с картинами Васнецова.

Сегодня много говорят и пишут о старых добрых казачьих традициях, о том чувстве патриотизма, любви к своей родине, что с детских лет входили в духовную сущность казака. Сам Коренев таких слов избегал, но его книга — живое свидетельство этому. Амур едва не в прямом смысле был колыбелью его ранних лет. «Свою могучую, прекрасную и многоводную реку они знают с пеленок, и к ней у них не страх, а почтительное уважение и беспредельная любовь, — писал Коренев о себе и своем друге детства. — Мир без реки они не могут себе и представить». Его книгу можно назвать поэтическим атласом Амура, прекрасным описанием великой реки, тесно связанной с историей и судьбой казачества. Не случайно сам автор дал ей и второе название: «Амур — родина моя».

Здесь он слушал рассказы стариков о первых годах заселения Амура, о казачьей «старинушке-дружбе». Здесь с детских лет в его жизнь входил верный друг казака конь. В Поярково переправляли на лето своих лошадей пастись на амурский остров: «Пригонит хозяин-станичник на берег своих свободных лошадей. Придут соседи помочь, а мы уж тут как тут, без нас не обойтись. Караулим от побега сивок-бурок, пока старшие мягкими кушаками вяжут ноги перепуганным сосункам и укладывают их в лодки, и тогда нам новая работа — держать этих шельмецов. Мы — народ опытный, и нас учить не надо...»

Книга «На родной реке» — редкий исторический документ. Это единственное художественное произведение о дореволюционной жизни амурских казаков, написанное самим казаком, свидетелем и участником той жизни. Она передает многие, совершенно не известные нам детали из жизни казачества, из истории освоения Приамурья:

«Завтра большой праздник нашей станицы: день памяти святых мучеников Кирика и Иулиты... Завтра праздник, и станица, подняв святые иконы, с хоругвями, двинется крестным ходом к своим табунам. Праздник этот повелся у нас со времен первых тяжелых лет заселения Амура. С первых лет облюбовали казаки остров как хорошее пастбище для тогда еще небольшого своего табуна. Пасутся лошади на острове, и не надо городить поскотины, охранять свои еще малые посевы вблизи станицы. Вольно коням на обширных пастбищах, и начали множиться табуны, но в труде да в погоне за избытками прогневили люди Бога, и пришла беда — мор. В те поры по станицам ни ветеринаров, ни фельдшеров не было, свои коновалы да знахари оказались бессильны. В горе, в тоске вспомнил народ свою Заступницу и поднял старинные, привезенные со старых мест иконы и пошел крестным ходом на злополучный остров. Небогаты иконы убранством, ни серебра, ни золота на них, писаны они на простых липовых досках, темны ликами, истерты вьючными ремнями, но получены в благословение от отцов и дедов, вывезших их из Албазина и чтущих их чудотворную силу. Вняла Заступница мольбам, и прекратился мор. По обету воздвигла станица на острове часовню и водрузила в ней святую икону мучеников Кирика и Иулиты, и с тех пор из года в год чтит этот день и совершает крестные ходы на остров, и Бог милует».

Школьные годы будущего писателя прошли в Благовещенске. Был он в это время «неизменным пассажиром одной, и самой крупной пароходной компании», поэтому в книге нашлось место описанию «гордости Амура» — речному флоту и, конечно, самому Благовещенску: «...наш город, возможно, кому-нибудь и скучный, но нам дорогой — родина». Годы учебы он вспоминал с особым теплом. Страницы, посвященные им, полны мягкого юмора и светлой грусти о «невозвратных» днях детства и юности. Учился Коренев сначала в гимназии, потом перешел в реальное училище. В этих стенах окончательно сформировался его интерес к изучению родного края. Одна из глав книги называется «Человек без мундира». Преподаватель естественной истории — тот самый «человек без мундира» — однажды сказал своим питомцам:

«Я хочу предложить вам... заняться интересным и полезным делом. Все мы живем в новом, интересном и богатом крае. Что человек знает о нем? Немного и поверхностно. Работают люди науки, работают и их помощники. Почему бы вам не включиться в число этих помощников? Вот вы на каникулы разъедетесь по домам... по всему Амуру и по его многочисленным притоком, и, таким образом, охватите огромный район страны».

Класс разбился на группы: зоологи, ботаники, минералоги, археологи, геологи... Все накупили книг, карт, атласов и включились в работу. В эти же школьные годы будущий писатель совершил и свою первую крупную экспедицию:

«Мы — я и два моих приятеля — на этих святках „заболели“ новым увлечением: мы стали путешественниками, исследователями „белых пятен“, и вообще мы желаем познавать мир-вселенную! А началось это вот как. В те годы был у меня друг... На святках получил я от него подарок: географическую карту Амурской области, издания переселенческого управления. Карта на столе... Какая картина! Густая сеть рек и их притоков покрыла страну... И вот у нас кипит работа — составляются маршруты наших будущих таежных подвигов и познания обширного родного края. Как бы осуществить этим летом хотя бы одну какую-то экспедицию!»

Им удалось совершить экспедицию в самый дальний северный уголок области, в район золотоносной реки Селемджи. Коренев с друзьями побывал на приисках «Загадочный», «Дагмара», Некли, добрался до Усть-Норска... В своей книге он оставил целую энциклопедию золотодобычи в Амурской области начала двадцатого века, нарисовал интересные образы золотоискателей, описал условия труда и быта старателей, вплоть до технологии добычи золота на плотах — самодельных драгах у так называемых «хищников».

Читая книгу Коренева, я не раз думала: из него бы, наверное, вышел крупный исследователь Приамурья, замечательный писатель-путешественник и натуралист. Это могла быть та ветвь дальневосточной литературы, что так полно воплотилась в творчестве В. К. Арсеньева.

Но судьба амурского казака сложилась иначе. События в книге «На родной реке» заканчиваются 1914 годом, а точнее тем днем, когда в Поярково узнали о начале Первой мировой войны и началась мобилизация: «Станица уже вся на ногах. Почти в каждом доме, в каждой семье брат или муж — казак первой или второй очереди, и ему идти в поход. К вечеру стали прибывать с хуторов призывные. Нет-нет да и донесется еще далекая, но берущая за душу походная песня. Подходят с хуторов, идут еще вольными ватагами. Тянутся подводы с провожающими: отцы, матери, жены, родственники — молчаливые, заняты невеселыми думами. Ни стона, ни плача, ни бабьего причитания. Не раз испытано, не раз пережито, с этим родились, выросли, свыклись. Вой да плач — не в обычае, а уронит казачка слезу — никто не увидит: не для чужих людей эта слеза горькая!»

На этих последних страницах книги ее автору уже 18 лет. Позади остались детство и ранняя юность, впереди лежала жизнь, полная борьбы, лишений, скитаний. В том же 1914 году Василий Коренев уехал учиться в Москву. Скорее всего, именно любовь к родной земле и прекрасное знание края привели его к профессии землемера. Но мирным землемером, земледельцем и исследователем Приамурья ему не удалось стать. Известно, что Оренбургское казачье юнкерское училище, которое он окончил по ускоренной программе, в 1920 году уже находилось в Иркутске, и его питомцы сражались в составе юнкерских батальонов в армии Колчака. Возможно, весной того же года вместе с остатками Оренбургского казачьего войска и самого училища В. С. Коренев оказался в Китае. Хотя не исключено, что он принимал участие в Гражданской войне в Приамурье.

Так или иначе, но в 1920-х годах большая часть Кореневых оказалась в эмиграции. «Семью амурских казаков Кореневых хорошо знали многие харбинцы и жители полосы Китайско-Восточной железной дороги, — писал журнал „Родимый край“. — Все они отличались атлетическим сложением, были известными охотниками, имели широкий круг знакомств в мире таежников, как среди русских, так и среди китайцев, пользовались всеобщей любовью за доброжелательство, простоту, готовность всегда помочь».

В целом на территории Китая после окончания Гражданской войны оказалось более 20 тысяч сибирских и дальневосточных казаков. Здесь, на чужбине, они сохраняли свой традиционный уклад жизни, свою культуру и единство. В это время многие из Кореневых стали известными деятелями казачьей эмиграции. Все казачество, осевшее в Маньчжурии, возглавлял Союз казаков на Дальнем Востоке, в правление которого входил Иван Филиппович Коренев. В 1931 году в Харбине создали «Молодую казачью станицу имени атамана Семенова», которую возглавил Василий Симонович Коренев. Среди руководителей и актива Амурского казачьего войска в эмиграции были также трое Кореневых.

В харбинский период В. С. Коренев служил техником-чертежником. На сайте «Казачий круг» можно встретить его письмо, где он рассказывал о деятельности Союза казаков на Дальнем Востоке, о создании и жизни казачьих станиц в эмиграции, в том числе в знаменитом районе Трехречья. Письмо интересное, с массой живых деталей, но сейчас хочется привести лишь один отрывок, который касается самого писателя, его переезда из Харбина в Трехречье:

«...И я соблазнился природой одного такого прекрасного таежного уголка и в 1944 году, бросив службу на предприятии, где прослужил 18 лет, тоже подался на переселение. Но в 1945 году, с приходом Красной Армии, хлебнул там много горького, но и здесь Бог к нам, казакам, был не без милости. Первыми чинами НКВД, пришедшими к нам, были казаки-кубанцы, а свой своему, как водится, поневоле брат. Но все же никто как Бог спас нас».

Вскоре Кореневы, как и другие эмигранты из Маньчжурии, оказались разбросанными по всему свету. Казачий поэт Михаил Надеждин в эти годы писал:

На чужбине, вдали от родимых станиц,
Несмотря на тоску и потери,
Сохранится немало чудесных страниц
О казачьей негнущейся вере.

Свои страницы в эту общую казачью летопись вписали и Кореневы, среди которых было много литераторов. В Австралии поселился Борис Николаевич Коренев (правнук основателя династии); выпускник Харбинского политехнического института, инженер, он редактировал выходивший в Сиднее журнал «Политехник». Его жена О. С. Коренева-Кулинич была известным музыкантом, поэтом и журналистом. Маргарита Коренева также писала замечательные стихи, которые опубликованы в «Антологии русских поэтов в Австралии». Еще один представитель этой династии Михаил Коренев в 1950–60-е годы активно сотрудничал с «Общеказачьим журналом», издававшимся в США. Наверное, эту литературную традицию заложил еще Иван Коренев, бывший в Поярково станичным атаманом во времена Гродекова.

Василий Симонович с братом Константином выехали из Маньчжурии в США. Брат жил и работал врачом в Сан-Франциско, а сам он поселился неподалеку, в небольшом городке Калистога, окруженном садами и виноградниками. Здесь на исходе жизни он и писал свою книгу о далекой родной земле, любовь к которой пронес через годы утрат и скитаний. «К вам, дорогие мои читатели, — писал Коренев, — обращаюсь я со своими скромными, но правдивыми рассказами и пытаюсь дать почувствовать, а может быть, и пережить вместе со мной в этих воспоминаниях то прошлое свободного края, что ушло в вечность и не повторится».

Его книга, и верно, дает нам эту замечательную возможность — почувствовать неповторимую атмосферу жизни амурского казачества столетней давности. Лад и уклад этой жизни писатель назвал амурской статью: «Амурская стать, но есть здесь и своя казачья стать! И вот на исходе своей жизни, оглянувшись на пройденный путь, с каким теплом и умилением вспоминаешь ту казачью стать — взаимную выручку, и не наша, казаков, вина, что, положив многие головы, мы лишены родины».

Но в творчестве Коренева нет привычных для эмигрантской литературы трагических нот. Это был писатель светлого лирического дара, со своим негромким задушевным голосом и со своей темой, которую можно обозначить одним словом — Амур. И если выразить кратко суть его книги, то лучше всего здесь подходят пронзительные строки Николая Рубцова:

Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть,
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась.

На исходе жизни писатель вернулся памятью в свое родовое гнездо, в родную станицу, взглянул на них светлым благодарным взглядом и попрощался словами любви. Книга «На родной реке» стала для него, и верно, прощанием с родиной. Она вышла в 1969 году в Мюнхене, в издательстве «Посев». А на другой год автора не стало... Отмечая вклад В. С. Коренева в литературу, журнал «Родимый край» писал:

«За свою литературную работу он никогда на гонорары не претендовал, а писал исключительно, чтобы увековечить прекрасное прошлое дореволюционной России и возбудить к нему интерес молодого поколения. Писал он искренне, точно, без высоких слов. Чувствовалось, насколько дороги были его сердцу великие российские воды, леса, просторы и населявшие их сильные духом и телом простые русские люди. На издание книги „На родной реке“ он истратил немало личных средств и имел дальнейшие литературные планы, осуществление которых задержалось из-за его работы по основанию прихода св. Симеона Верхотурского.

Да будет ему легка земля приютившей его Калифорнии!»

Татьяна ГЛАДКИХ