В 60 — 70-е годы в связи с переселением аборигенов Сахалина в крупные поселки и отрывом их от традиционных промысловых угодий обычай, придававший народному искусству обязательность, постепенно уходит в прошлое. Распространение одежды русского типа приводит к постепенному отмиранию традиционного народного костюма. Активная трудовая и общественная деятельность вытесняет трудоемкое рукоделие. Казалось, оно находится на грани вымирания. Однако тяга к традиционному искусству продолжала сохраняться, приобретая новые формы современной жизни. Регулярно проводившиеся традиционные праздники народов Севера, сопровождавшиеся выставками декоративно-прикладного искусства, способствовали восстановлению интереса к национальному искусству. Изделия этих лет в большей степени утрачивают свое назначение служить для повседневных бытовых потребностей и воспринимаются как ценности художественные, удовлетворяющие именно эстетические потребности.
Начавшийся распад экономики, связанный с перестройкой Советского Союза, коснулся и этих предприятий. Преобразованные в 1989 году в национальные специализированные предприятия, они несли убытки из-за непомерных налогов и недостатка рынков сбыта и постепенно прекратили свое существование. В настоящее время современное прикладное искусство народов Севера Сахалина в значительной мере носит самодеятельный характер, хотя и имеет тенденцию к оформлению национального профессионального декоративно-прикладного искусства. Теперь лишь отдельные мастера пытаются сохранить традиционное искусство. Среди них выделяются уйльтка Огава Хацуко (1926 — 1998), нанайка Нина Докимбувна Бельды (1925 — 2002), нивхки Ольга Анатольевна Няван (род.1915), Лидия Демьяновна Кимова (род.1939), уйльтка Вероника Владимировна Осипова (род.1966), нивхи Валерий Яковлевич Ялин (род.1943), Федор Сергеевич Мыгун (род.1962) и другие. Всеми талантами была одарена нанайская мастерица Н. Д. Бельды, в совершенстве владевшая игрой на традиционных инструментах: варгане, бубне, шаманском поясе, хранящая в своей памяти множество оригинальных нанайских песен, владеющая искусством импровизации, сама сочиняющая произведения в национальном духе. Ее манера пения была настолько оригинальна, что записи песен в ее исполнении использовали другие нанайские коллективы. Так, например, нанайский ансамбль «Гивана» из Хабаровского края использовал песни в ее исполнении в спектакле-сказке «Айога». Первый лауреат губернаторской премии (1999), она сразу заявила о себе как о большом художнике с врожденным чувством колорита, композиционным чутьем, как мастере, владеющем не только национальными технико-художественными приемами, но и знатоке национальных художественно-эстетических традиций. Нивхский мастер Л. Д. Кимова начала заниматься национальным искусством уже в зрелом возрасте. Изучая подлинники, копируя их, Лидия Демьяновна постепенно овладела практически всеми материалами и традиционными видами женского художественного творчества нивхов.
Коллекция Сахалинского областного художественного музея, насчитывающая более 100 предметов, создавалась в последнее десятилетие. Собранная благодаря целевому финансированию Министерством культуры РФ проекта «К истокам. Аборигены Сахалина» и поддержке компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд», она характеризует состояние современного декоративно-прикладного искусства народов Севера Сахалина. В коллекции музея хорошо представлена праздничная одежда народов Сахалина, декор которой как бы замыкает одежду, создавая особый микромир, чем обычно и является любой национальный костюм. Национальный костюм занимает значительное место в творчестве нивхского мастера Л. Д. Кимовой. В нем она достигла особых высот, став признанным мастером народного костюма. Именно в этом качестве она была приглашена для работы над кинофильмом «Пегий пес, бегущий краем моря». Праздничные женские халаты, мужские рубашки и другие изделия, изготовленные ею, находятся в музеях страны и за рубежом. В ее работах более всего поражают цветовая гармония, изысканный подбор тканей, продуманность цвета и формы дополнительных деталей. Среди праздничных халатов Лидии Демьяновный Кимовой особый интерес вызывает халат, выполненный по мотивам нивхского из рыбьей кожи с орнаментированной спинкой, одетая в который нивхская женщина танцует под звуки музыкального бревна на медвежьем празднике. Мастерица сшила халат из белой шерсти и вышила на спине орнамент, в основе изображения которого лежит попытка художественного осмысления природы родного края. Давнюю мечту по созданию серии традиционной нивхской одежды Лидия Демьяновна реализовала в изготовлении коллекции кукол в нивхской одежде. Среди них экзотической красотой наряда выделяется охотник-лучник в нерпичьей юбке. Здесь все этнографически точно, начиная с лыж, подбитых мехом нерпы, коротких нерпичьих подвязанных у щиколотки унтов, до нерпичьей юбки с поясом и подвешенными к нему ножнами и сумочкой для огнива.
Каждая дальневосточная мастерица имела запас различных заготовок для украшения одежды. Чтобы украсить вещь орнаментом, вышитым или аппликативным, требовалось много времени, поэтому к шитью праздничных и свадебных халатов готовились заранее. В коллекции музея есть такие заготовки на халат старейшей нивхской мастерицы О. А. Няван c изысканным графичным орнаментом. Кроме халатов в фондах музея представлен и другой тип одежды — платье женщин уйльта в комплекте с нарядным нагрудником, головным убором и сумочкой для рукоделия. Такой костюм воссоздан группой женщин уйльта Севера Сахалина в 1994 году и выполнен молодой мастерицей Вероникой Осиповой из поселка Ноглики. Единственный предмет сахалинских эвенков в коллекции музея — сумочка «авса», сшита из камуса оленя и замши. Главное украшение сумочки — полуовальная замшевая пластина в верхней части сумочки, расшитая подшейным оленьим волосом и украшенная белыми круглыми пластинками с красными бусинками в центре. В полукруглый край пластины инкрустированы кисточки белого и темного меха, придающие ей праздничный, нарядный вид. Не менее красив кисет уйльта из светлого меха нерпы Огавы Хацуко. Форма его традиционна — мешочек, чуть суживающийся кверху. Нивхский кисет — автор Кимова Л. Д.— сшит из чередующихся светлых и темных полосок рыбьей кожи. На золотистой и темно-серой поверхности кисета очень декоративно смотрятся красные вставки и сохранившиеся следы от чешуек. В изготовлении обуви у народов Сахалина, кроме других материалов, широко использовалась ровдуга, получаемая путем намачивания в воде оленьей шкуры с последующим счищением с неё шерсти и копчением. На детских торбасах, выполненных Огавой Хацуко из этого материала, привлекает внимание вышитый узор их двух парных спиралей и изображений, напоминающих лягушку в прыжке.
Нивхи издавна славились искусством резьбы по дереву. Утративший массовость обычай художественной резьбы деревянных изделий сохраняется на Сахалине отдельными мастерами, которые время от времени обращаются к нему для изготовления традиционного подарка, еще ценимого среди нивхов, для участия в выставках или для проведения ритуального обряда. Основную часть музейной коллекции составляет резная деревянная утварь: ритуальные ковши и ложки. Формы ковшей преобладают корытообразные. Большинство из них традиционно имеют противоположные ручки разной конфигурации. Резной орнамент, украшающий их, различен на каждой ручке. Преобладающим элементом богатой орнаментики на ковшах является кривая лента, сложно переплетающаяся, местами переходящая в спирали и завитки, или иллюзорно уходящая вглубину. Ф. Мыгун дополняет ленточный орнамент простыми порезками или заполняет мелкими резными фигурами пространство фона между переплетающимися лентами. Интересно, что Федор Мыгун пришел к нивхской резьбе через русскую культуру. Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, отделение резьбы по дереву. В нивхской резьбе использует специальный богородский нож, которым издавна пользуются русские народные мастера. Другие ковши украшены спиралями, встречается и резной цепочный орнамент, иногда переходящий в скрученную веревку. Большинство ковшей, блюд и ложек традиционно пропитаны нерпичьим жиром, придающим им красивый желтый цвет. В настоящее время лишь немногие нивхские мастера вырезают скульптуру из дерева. Марина Кавозг — потомственный резчик по дереву. Этот автор представлен в коллекции музея пятью скульптурами из дерева культового характера, в которых по представлениям народов Дальнего Востока обитали «духи». В пластических характеристиках изображений «хозяек горы и воды», а также в амулетах как бы подтверждается их семантика: на груди «хозяйки воды» — рельефное изображение рыбки, «хозяйка горы» имеет на голове выступ, напоминающий возвышенность (холм), а на голове фигурки, изображающей духа, причиняющего головную боль, — рельефный нарост-выступ. В амулетах от болезни сердца и того больше: дано изображение больного органа — сердца. В собрании музея есть и деревянные игрушки. Весьма выразительные «Уточки» А. Воксина по форме напоминают традиционную игрушку «Собаку». Сняв кору, он расписал их спиралевидными узорами, которые по традиции вырезались по коре. Эти условные фигурки, где скупо выявлено лишь самое характерное, напоминают культовую пластику.
В современном декоративно-прикладном искусстве народов Сахалина наблюдается появление отдельных направлений в художественной обработке рыбьей кожи, опирающихся на народную основу и потому имеющих местное своеобразие. Молодая нивхская художница Наталья Пулюс постоянно обращается к рыбьей коже, изготавливая небольшие сюжетные или орнаментальные панно в технике аппликации. Уникальной техникой росписи тушью на рыбьей коже владеет Вероника Осипова, создающая в ней декоративные картины-панно. Носительница культуры сахалинских уйльта, она вносит в рисунок этнографические подробности, придавая изделию национальное своеобразие. Нивхский мастер Л. Д. Кимова, сочетая разнообразные естественные оттенки цвета рыбьей кожи, обогащая их новым содержанием, создает уникальные вещи: бусы, сумочки, коллажи. При изготовлении коллажа «Кераф — летнее жилище нивхов» Лидия Демьяновна не только использует различные оттенки цвета кожи разных пород рыб, но и коптит ее, режет на кусочки, крошит, затем составляет из них изображения. Рассматривая изделия современных народных мастеров, можно отметить, что древняя культурная традиция не статична. Она постоянно развивается во взаимосвязи старого и нового. Все чаще мастера украшают традиционным орнаментом современные вещи: сумочки-косметички, газетницы, чехлы на банкетки и наволочки и т. д.
В настоящее время, когда народное искусство уже не является жизненно необходимым, очень трудно вести работу по его возрождению и сохранению. Изучение различных художественных ремесел — одна из наиболее действенных форм приобщения к традиционной национальной культуре. Для того чтобы искусство, которым владели и владеют представители старшего и среднего поколения мастеров Сахалина, изучалось и усваивалось молодежью, необходимо было организовать передачу древнего мастерства будущим поколениям. Но несмотря на то что с 60 —70-х годов детей нивхов и уйльта начали знакомить на уроках труда с национальным декоративно-прикладным искусством в общеобразовательных школах, где они находились на полном государственном обеспечении, лишь считанные единицы овладели традиционными приемами резьбы по дереву, научились вышивке, обработке нерпичьей и рыбьей кожи. Мало помогли и организованные в 90-е годы отделения декоративно-прикладного искусства коренных народов Сахалина в детских художественных школах, находящихся в районах, где особенно развиты художественные промыслы, и технологический лицей в городе Поронайске. С 2002 года при Институте усовершенствования учителей города Южно-Сахалинска работает отделение дополнительного образования по программе «ДПИ и народные промыслы коренных народов Сахалина». И хотя мы понимаем, что утрата любого элемента традиционного наследия коренных народов — трагедия для всей мировой культуры, мы, вероятно, уже не в силах предупредить его нивелирование. Но можно не сомневаться, что лучшие этнические традиции, если они в духовном, эстетическом отношении действительно значительны и ценны, смогут и должны обогатить современное народное декоративно-прикладное и профессиональное искусство. Александра МАРАМЗИНА
|
|||
|